На строительство новых общеобразовательных учреждений найдут 3 триллиона рублей
В следующем году правительство запускает программу содействия созданию в регионах новых мест в общеобразовательных организациях. В следующие 10 лет на эти цели потребуется 3 триллиона рублей.
Премьер-министр Дмитрий Медведев провел селекторное совещание с регионами, чтобы обсудить планы на ближайшее десятилетие по модернизации и при необходимости строительству новых школ. Такая потребность вызвана демографическими тенденциями в стране. Уже в этом году, подчеркнул глава кабмина, количество первоклассников на 145 тысяч больше, чем годом ранее, а через 10 лет общее число школьников вырастет на 3,5 миллиона.
- На выполнение программы в течение последующих 10 лет потребуется 3 триллиона рублей, - заявил Медведев. - Из них около 2 триллионов может потребоваться из федерального бюджета. За счет этих средств должно быть создано более 6,5 миллиона мест в общеобразовательных организациях по всей стране.
Несмотря на все финансовые сложности, когда по отдельным направлениям финансирование приходится сокращать, правительство все-таки пошло на то, чтобы запустить строительство школ уже со следующего года. Поэтому "деньги, выделенные для этой программы, нужно ценить на вес золота", предупредил премьер власти на местах. В 2016 году на поставленные задачи потребуется около 50 миллиардов рублей.
- Это сверхмасштабный проект, поэтому нужно четко понимать, как обстоят дела в конкретном регионе, потому что ситуация отличается, - указал председатель правительства.
Каждому субъекту Федерации предстоит разработать собственную программу с учетом своих потребностей. Где-то достаточно просто отремонтировать большинство зданий, где-то предстоит возводить новые объекты. "Сегодня каждая четвертая школа работает в две или три смены. Многие здания морально устарели", - подчеркнул премьер.
Должное внимание придется уделить и техническому оснащению школ. "Качественное образование можно получить только в хорошо оснащенных школах. Это мировой опыт, - заявил Дмитрий Медведев. - Невозможно сегодня, просто сидя на лавках, в школе, где нет никаких элементарных удобств, получать образование". Сейчас же далеко не везде есть элементарные условия в виде нормальной канализации и горячей воды.
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов предложил в первые три года построить в каждом регионе за счет средств федерального бюджета по одной школе мощностью от 1000 учеников, оснастив их самым передовым оборудованием, чтобы они задавали модель современной школы XXI века.
Реализация программы пройдет в два этапа. На первом, к 2020 году, все 1-4-е, а также 10-11-е классы переведут на обучение в одну смену, на втором этапе это сделают и с остальными классами. "При этом 100 процентов школьников из зданий школ с износом 50 процентов и выше будут переведены в новые школы", - сообщил глава минобрнауки.
Как и в случае строительства детских садов, в большинстве случаев возможно возведение зданий по типовым объектам. Новые требования к проектам школ минобрнауки и министерство строительства и ЖКХ намерены применять с 2017 года. "Разработаны архитектурные решения к абсолютно новым проектам школ, которые будут сформированы по модульному многофункциональному принципу, - рассказал Ливанов. - Это обеспечит максимально эффективное использование ресурсов. Эти проекты будут полностью адаптированы к разным климатическим, сейсмическим условиям, а также учитывать региональные возможности по производству строительных материалов".
Глава правительства в связи с этим согласился на предложение губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко подумать об увеличении этажности школ. В советские времена их не строили выше четырех этажей, чтобы детям не нужно было высоко подниматься. "Но, во-первых, целый ряд технических помещений можно вынести на верхние этажи, а во-вторых, никто не запрещает и лифты поставить", - рассудил Медведев, предположив, что иногда дешевле будет построить одну школу с лифтами, чем две без них.
Также премьер-министр считает необходимым оценить установленные требования к размеру школьных классов, которые формировались в прежние годы. "Я не хочу сказать, что они абсурдные - большой класс лучше, чем маленький, - но, с другой стороны, по понятным причинам здесь должна быть разумная достаточность, - считает он. - Просто "разгонять" метры, чтобы строители заработали больше денег, - это точно не наша задача".
При этом глава кабмина еще раз особо обратил внимание регионов - суть программы не в том, чтобы освоить как можно больше средств, зациклившись на строительстве новых объектов. Ключевое слово - модернизация, которая предполагает в первую очередь ремонт существующих зданий. Где-то можно обратиться к частникам и выкупить у них отдельные объекты. И когда уже иных возможностей не остается, тогда регионы должны браться за новые стройки.
Вспоминая о своих школьных годах, когда он учился в классе из 40 человек, Дмитрий Медведев попросил вице-премьера Ольгу Голодец проанализировать существующие правила к численности учеников в школьных классах. "Очевидно, что целый ряд уроков в таком составе провести невозможно. Например, языком заниматься 40 человек не могут, это бессмысленная трата времени", - заявил председатель правительства. Разумными пределами наполнения классов он считает 25-30 учеников.
Владимир КУЗЬМИН. «Российская газета», 10 ноября 2015 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)