Скорее мертв, чем жив. Пять фактов о среднем классе Африки
Среди небоскребов в финансовом квартале Аккры, столицы Ганы, предприниматели с американским акцентом потягивают латте в кофейнях, всматриваясь в свои бизнес-отчеты. «Такого нельзя было вообразить еще пять лет назад, – говорит Жозеф Баффур, местный финансист. – Перемены просто астрономические». Это правда: на континенте, который по сей день ассоциируется с войнами, бедностью, голодом и геноцидом, начали расти города, а в них – появляться средний класс. Однако за пределами городов с их торговыми центрами, кафе и кондиционерами картина совершенно другая: Африка снова становится Африкой из клише. Так какой же он, опора демократии, средний класс Черного континента и есть ли он вообще? Вот что можно узнать о нем из статьи в свежем номере Economist.
Подробную информацию для ответа на вопрос об африканском среднем классе сложно достать, но можно точно сказать, что прослойка между бедными и богатыми тонка. По данным Pew Research Centre, к среднему классу можно отнести лишь 6% африканцев. Это люди с доходом $10–20 в день.
Консалтинговая фирма EIU Canback (принадлежит Economist Intelligence Unit) выяснила, что за последние 10 лет доля представителей среднего класса в Африке выросла, но незначительно: в целом по континенту (исключая ЮАР, эта страна признана особенной) с 4,4% в 2004 году до 6,2% в 2014-м. Верхний сегмент среднего класса (люди с доходами $20–50 в день) вырос с 1,4% до 2,3%, а 90% людей по-прежнему зарабатывают менее $10 в сутки.
На первый взгляд это странно – такая небольшая численность среднего класса в экономиках, которые в последние 10 лет прибавляют по 5% ежегодно. Economist объясняет эту странность крайне неравномерным распределением богатства и чрезмерной бедностью. Даже если доходы миллионов африканцев удвоились в последние несколько лет, эти люди, по нашим меркам, превратились из чрезвычайно бедных в обыкновенно бедных. Эфиопия – хороший пример: число тех, кто живет более чем на $10 в день, за десять лет увеличилось в 10 раз и теперь составляет… 2% населения. Остальные 98%, соответственно, беднее.
Африканцы не зарабатывают больше потому, что у них нет возможности зарабатывать. Проблема Африки в том, что в отличие от Азии она не смогла породить индустрию, которая создавала бы рабочие места. Производить для того, чтобы торговать, у континента тоже не получается: торговые барьеры в Африке огромны, а национальные рынки большинства стран слишком малы, чтобы игра стоила свеч.
Неразвитость среднего класса также останавливает инвестиции. Технологические компании переоценили рост местного рынка смартфонов, крупный бизнес расширяется гораздо медленнее, чем хотел бы. Несколько лет назад Shoprite Holdings, крупнейший ритейлер ЮАР, планировал, что откроет в Нигерии 600–800 магазинов, – и сейчас оперирует двенадцатью. На противоположном конце континента, в Кении, Cadbury и Coca-Cola закрывают свои заводы.
«Мы думали, что это будет следующая Азия, – жалуются в Nestlé. – Но поняли, что средний класс здесь слишком немногочислен и практически не растет».
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)