Оставаясь вне деятельности, человек быстро дряхлеет
В развитых странах население стареет: продолжительность жизни растет, детей рожают мало. В результате количество людей старших возрастов увеличивается, молодых – сокращается. Процесс идет стихийно, если хотите, естественно. Проблема изменения возрастных страт требует решения. Касается это в полной мере и России.
На конференции «От стареющего общества к обществу для всех возрастов» проблема старения в нашей стране рассматривалась с разных сторон. Основная тема – «Пожилой человек и его окружение, создание условий для благополучного старения в контексте семьи, города и общества».
Человек живет в среднем намного дольше, чем 100 и даже 50 лет назад. Вопрос в том, как он живет.
Главный гериатр Минздрава РФ профессор Ольга Ткачева сформулировала основные задачи, которые необходимо решить. В первую очередь это доступность любого вида медицинской помощи для людей любого возраста, в том числе пожилого. Возраст не может и не должен быть поводом для отказа от любого вида лечения, дорогостоящего и высокотехнологичного в том числе. В нашей стране создается единая система ведения пациента от рождения и до последних лет жизни. Активно развивается гериатрия. Сложность в том, что это не совсем медицинская помощь, а медико-социальная. Одно здравоохранение не справится с этой задачей. Необходимо взаимодействовать с другими службами, социальными, культурными органами.
Мало лечить заболевание пожилого человека, надо видеть, как и где он живет. Базис прикладной гериатрии – это помощь на дому, амбулаторная, долговременная помощь, приближенная к месту проживания пожилого человека.
В России эти принципы соблюдать очень сложно, если учитывать огромную территорию страны и множество населенных пунктов, расположенных в отдаленной, труднодоступной местности. В решении проблемы с врачами и средним медицинским персоналом, несмотря на предпринимаемые усилия, программы, подобные «Земскому доктору», особых успехов достигнуть не удается. А ведь есть еще поселки, где живет меньше 100 человек. По данным Минздрава РФ, таких поселков в стране 80 тыс. В этих поселках ни при каких обстоятельствах не будет постоянных медицинских работников. Следует учитывать, что к тому же большинство жителей там пожилого возраста. Они практически абсолютно лишены медицинской помощи, неизвестно как и чем болеют, и попадают в сферу действия здравоохранения зачастую уже в трагической ситуации.
В июне 2015 года был издан приказ Минздрава о развитии первичной помощи в рамках деятельности домовых хозяйств. С учетом их деятельности Московским городским научным обществом терапевтов (МГНОТ) был на базе программы опроса для выявления основных неинфекционных заболеваний определен минимальный набор простейших диагностических устройств. Об этом рассказал на конференции ответственный секретарь Высшей школы терапии МГНОТ Андрей Воробьев. Набор приспособлений для смартфона, позволяющих измерять артериальное давление, уровень сахара, ритм сердца, помещается в маленьком пластмассовом чемоданчике-кейсе. Кого-то из наиболее сообразительных жителей обучают обращению с этими устройствами. Это несложно: измеряют же себе люди давление и уровень сахара. За 30 минут с помощью этого набора формулируются диагностические гипотезы (до 116) и рекомендации по дальнейшим действиям: например, вызывать скорую помощь, посетить определенного врача. Информация по телефону передается врачам, которые подтверждают диагностические гипотезы. Подобные технологии могли бы послужить выходом в сложной ситуации в отдаленных малонаселенных местностях, но предварительно необходимо решить вопрос с парамедиками, так как в России человек без специального медицинского образования не имеет права участвовать в оказании медицинской помощи даже на диагностическом этапе ее.
Обсуждались на конференции и проблемы так называемого эйджизма. Термин этот был предложен американским геронтологом Робертом Батлером в 1969 году и означает ущемление прав человека, связанное с его возрастом. Проявления эйджизма прямо связаны с уровнем общественного сознания: чем оно выше, тем меньше эйджизма и наоборот.
В России с эйджизмом начинают сталкиваться очень рано, главным образом на рынке труда. В объявлениях прямо пишут, что требуются работники до 35 лет, хотя этим работникам предстоит не шпалы ворочать. При сокращениях в первую очередь увольняют сотрудников пенсионного и предпенсионного возраста, зачастую высококвалифицированных и опытных работников.
Оставаясь вне деятельности, люди, полные жизни, быстро стареют, начинают болеть, становятся инвалидами. В Европе и США пенсионеры становятся волонтерами, помогают в благотворительных организациях, обслуживают кафе для пожилых, поступают даже в высшие учебные заведения. У нас подобной практики нет. Да и вся среда не приспособлена для пожилых людей и инвалидов. Вот и попадают 20% пожилых, то есть каждый пятый, в уязвимую группу повышенного риска (данные главного геронтолога РФ). По индексу качества жизни пожилых людей в 2015 году Россия заняла 65-е место в рейтинге среди 96 стран, в которых проводилось исследование.
Елизавета АЛЕКСЕЕВА. «Независимая газета», 13 октября 2015 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)