Из двух зол — меньшее: зачем власть грозилась повысить пенсионный возраст
Власть предпочитает метод туманных угроз, чтобы минимальная индексация пенсий показалась наилучшим выбором из возможных. Но такие меры вряд ли будут способствовать повышению доверия к пенсионной системе.
Необходимость повышения пенсионного возраста с завидной регулярностью становится широко обсуждаемой новостью в СМИ. Но может ли пересмотр стандартных сроков выхода на пенсию стать наиболее эффективной мерой вывода пенсионного фонда из состояния хронического дефицита? Эксперты говорят, как минимум, еще о двух давно назревших проблемах — реформирования системы льготных пенсий и проблемах сбора пенсионных взносов со всех работающих граждан, а не только с тех, кто «хорошо виден» государственным службам.
Решение и той, и другой задачи позволило бы существенно пополнить бюджет ПФ РФ. Кроме того, как показал недавний опрос Левада Центра (Опрос Левада Центра, проведен 2-5 октября 2015) такой подход встретит большее понимание и социальное одобрение со стороны населения страны, нежели повышение пенсионного возраста.
Проблема льготных пенсий затрагивает интересы очень многих людей. По данным опросов Левада центра, т.е. по усредненному мнению самих людей, примерно четверть нынешних пенсионеров стали получать пенсию до наступления «стандартного» пенсионного возраста (женщины — 55 лет и мужчины — 60 лет). Из тех, кто пенсию пока не получает, каждый пятый считает, что у него уже есть право выйти на пенсию ранее стандартного срока.
Неуплата пенсионных взносов также довольно распространенная штука. По правительственным оценкам регулярно уплачиваются пенсионные взносы лишь за примерно две трети работников. Оценки самих работников чуть лучше. По данным Левада Центра, в среднем только три четверти взрослых работающих граждан России говорят о том, что там, где они работают, взносы в пенсионный фонд уплачиваются (в том числе 46% уверены в этом и 31% отвечают, что «скорее всего, платят»). Примерно каждый шестой работник знает или подозревает неладное: 6% уверены в отсутствии платежей и 8% считает, что платежи, скорее всего, не производятся. Остальные просто не знают, как обстоят дела.
Дымовая завеса
Казалось бы, в нашем не слишком солидарном обществе групповые интересы получателей льготных пенсий и / или работников теневого сектора, уклоняющегося от уплаты всех налогов и сборов, должны были бы расколоть мнения по вопросу о мерах сокращения дефицита пенсионного фонда. Однако когда речь заходит о том, на чем правительство должно в первую очередь сосредоточить усилия, большинство в первую очередь думает о реформировании льготных пенсий и повышении собираемости взносов, а не о пенсионном возрасте.
Даже те граждане, которые лично затронуты проблемами неуплаты пенсионных взносов или могут рассчитывать на привилегии нынешней системы льготных пенсий, все же согласны со всеми в том, что это более предпочтительные направления ликвидации дефицита пенсионного фонда, требующие первоочередного внимания. Общество хотело бы наведения порядка в рамках уже действующих общих правил перед тем, как начать очередной раз их менять для всех.
Так почему бы не воспользоваться таким единодушием общества и, вместо того, чтобы из раза в раз пугать людей обсуждениями повышения пенсионного возраста?
Демонстрация успехов по повышению собираемости пенсионных взносов и наведению порядка в системе льготных пенсий поможет более взвешено подойти к повышению пенсионного возраста в дальнейшем. Понятно, что это очень непростая работа для правительства, поскольку упирается в проблемы коррупции и нелегальной экономики, промышленных лобби в отраслях с высокой долей тяжелого и вредного труда.
Пока повторяющиеся дискуссия о повышении пенсионного возраста все более напоминает стремление идти по самому легкому пути (искать не там, где потерял, а где светло), одновременно используя ее как дымовую завесу, чтобы отвлечь внимание широкой общественности от других проблем. Например, очередной отказ от немедленного повышения пенсионного возраста, озвученный на прошлой неделе, позволил смягчить негативный эффект принятого решения об индексации всего лишь 4% пенсий в феврале будущего года, пока инфляция, которую призвана учесть эта индексация, измеряется уже двузначными цифрами.
Марина КРАСИЛЬНИКОВА, Руководитель отдела изучения доходов и потребления «Левада-центра».
«РБК», 15 октября 2015 года
Россияне требуют реформы пенсионной системы вместо повышения возраста
Правительство должно повышать не пенсионный возраст, а собираемость пенсионных отчислений, считают россияне. Они также выступают за реформирование системы льготных пенсий, выяснили социологи
Всероссийский опрос об отношении к пенсионной политике правительства Левада-Центр провел в начале октября. Как следует из опроса, абсолютное большинство респондентов не считают, что правительству следует решать проблему пополнения пенсионного фонда за счет повышения пенсионного возраста.
Чиновники правительства начали активно продвигать идею повышения пенсионного возраста в 2015 году. В июне стало известно, что упоминание темы пенсионного возраста содержится в проекте Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017–2018 годов. Для мужчин и женщин, как планировалось, возраст выхода на пенсию может стать единым, постепенно повышаясь до 63 лет. Сейчас мужчины имеют право выхода на пенсию в 60 лет, а женщины — в 55. В октябре глава Минфина Антон Силуанов заявил, что увеличивать пенсионный возраст нужно уже с 2018–2019 годов. А глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев несколькими днями позже отметил, что «чем позже мы приступим к повышению пенсионного возраста, тем более радикально нам придется это делать».
Россияне же уверены, что чиновникам следует сконцентрироваться на решении других задач. Только 8% согласны с повышением возраста. 34% вместо этого настаивают на реформировании системы льготных пенсий для некоторых категорий работающих (получающих надбавки и раньше выходящих на пенсию). Еще 39% видят ключ к решению проблемы дефицита пенсионного фонда в обеспечении сбора пенсионных взносов за всех работающих граждан.
В тех группах респондентов, где лучше знакомы с проблемами собираемости и особенностями системы привилегий, еще больше число сторонников мер, альтернативных повышению возраста. 38% опрошенных, чьи работодатели не уплачивают пенсионные взносы, уверены, что правительство должно повысить собираемость отчислений.
Те же, кто имеет право на льготную пенсию или уже ее получает, настаивают на реформировании системы пенсионных выплат — таковых 43% опрошенных.
Впрочем, многие из опрошенных затруднились ответить на вопросы социологов — в среднем таких 18%.
Негативное отношения россиян к повышению пенсионного возраста фиксируют и другие социологические службы. Согласно опросу фонда «Общественное мнение», который был опубликован 12 октября, большинство россиян считают, что существующая планка выхода на пенсию для них наиболее приемлемая — 65% довольны пенсионным возрастом мужчин и 62% довольны пенсионным возрастом женщин.
Недовольство россиян самой постановкой вопроса о повышении пенсионного возраста фиксировалось и раньше. Согласно опросу Левада-Центра на эту тему в 2011 году, 53% мужчин и 57% женщин выступали категорически против повышения пенсионного возраста (мужчинам до 65 лет, женщинам — до 60 лет). Опрос Левада-Центра 2012 года показал, что лишь 5% респондентов в качестве варианта решения проблемы с выплатами пенсий в будущем упоминали повышение пенсионного возраста.
Настроения россиян предпенсионного и пенсионного возраста понятны — те, кто уже получает пенсию, смотрят на своих детей 40–50 лет, которые недовольны планами правительства увеличить пенсионный возраст, и поэтому выступают против, считает экономист Евгений Гонтмахер. «Те, кому 40–50 лет, уже достаточно средств накопили, чтобы расстраиваться от этого», — поясняет эксперт.
Повышение пенсионного возраста, по его мнению, необходимо, но не так, как это пытаются сделать власти. Этот вопрос не должен быть одной из мер экономии — сначала нужно разработать программу по повышению планки выхода на пенсию, и уже после этого делать это, полагает экономист: «Это в первую очередь социальный вопрос: мы должны понимать, что пенсия — это не форма дожития, а вид заслуженного отдыха».
Вячеслав КОЗЛОВ. «РБК». 15 октября 2015 года
Медведев и Силуанов не поделили пенсионный возраст
"День психического здоровья" в правительстве отметили масштабной дискуссией. Министры искали "политическое решение" относительно повышения пенсионного возраста, но, кажется, так и не нашли.
Дмитрий Анатольевич Медведев, наш премьер-министр, и Антон Германович Силуанов, его министр финансов, сильно поспорили между собой. Антон Германович считает, что для спасения российской экономики нам спешно необходимо увеличить пенсионный возраст. Дмитрий Анатольевич категорически с этим не согласен: никогда, мол, такого не было и не будет. Спор происходит внутри команды единомышленников, известных как российское правительство, на фоне торжеств, приуроченных к Всемирному дню психического здоровья - 10 октября. Спор проходит вполне благостно, из правительства никто не увольняется. Тот факт, что граждане совершенно дезориентированы и уже не знают, чего ждать от Медведева и Силуанова, никого не смущает.
Для сравнения вспомним события прошлого года. Тогда после решения правительства заморозить накопительную часть пенсий о несогласии с этой мерой в своем Facebook публично заявил заместитель министра экономического развития Сергей Беляков. Он добавил, что ему стыдно за подобные инициативы правительства. В комментариях немедленно появилась пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, которая намекнула Белякову, что если тот стыдится выполнять политическое решение правительства, то он знает, что делать, - можно, мол, и уволиться. Беляков в итоге действительно покинул пост.
За какой-то год российское правительство прошло длинный путь: теперь о "политическом решении" не могут договориться уже премьер-министр и ключевой министр финансового блока. Однако Наталья Тимакова не делает заявлений и ни на что не намекает. Видимо, теперь так уже можно: это эффективные институты управления страной продолжают свое поступательное развитие.
Министерство финансов понимает, что замораживать пенсионные накопления ежегодно не получится, а поэтому, если уж и "выплывать" за счет пенсий, то лучше повысить пенсионный возраст до 65 лет. Министр Силуанов настаивает: повышать пенсионный возраст нужно немедленно. При этом еще в июне сам же министр говорил, что в ближайшее время повышения пенсионного возраста не будет. Видимо, "ближайшее время" уже наступило и прошло, и теперь предложение Минфина в общем-то обусловлено объективными обстоятельствами: в бюджете зияет нефтяная дыра, при этом продолжительность жизни несколько растет, а пенсионный порог в России сейчас один из самых низких в Европе. На 76 млн работающих россиян сейчас приходится 41 млн пенсионеров (иногда это одни и те же люди). Как считают в ведомстве, повышение пенсионного возраста позволит сэкономить от 620 миллиардов до 1,3 триллиона рублей за три года. Да и вообще, по заверениям Силуанова, отказ от этого шага "может мешать и уже мешает росту экономики". План Силуанова в том, чтобы поднимать порог выхода на пенсию "по одному году в год" начиная с 2018-го. Силуанова готов поддержать его давний оппонент - министр экономического развития Алексей Улюкаев. По его словам, чем позднее соответствующая реформа будет проведена, тем более неприятными последствиями это грозит для российской экономики и тем более это ударит по людям.
Однако все эти соображения вступают в конфликт с популистскими интересами Медведева, для которого повышение пенсионного возраста во время предвыборной кампании "Единой России" означает серьезные электоральные риски. Медведев ведет себя по принципу "после нас хоть потоп". Он заявил, что предпосылок для повышения пенсионного возраста не видит. "Мы этого делать не будем, даже несмотря на то, что это сэкономит бюджету довольно приличные средства, и несмотря на то, что продолжительность жизни в РФ существенно увеличилась", - заявил премьер. Медведев забывает, что раньше он, напротив, считал, что пенсионная реформа назрела. Выступая перед "Единой Россией" уже в нынешнем году, он говорил, что "нам рано или поздно к проблематике пенсионного возраста нужно будет обратиться". Кажется, в понимании Медведева "рано или поздно" начнется в 2016-2018 годах, сразу после завершения очередного электорального цикла. А пока о повышении пенсионного возраста и думать не стоит и никаких планов на этот счет, разумеется, не иметь.
Идея повышения пенсионного возраста не нравится и Совету Федерации. Сенатор Валерий Рязанский припоминает, что даже во время экономического кризиса 2008 года Россия на такие меры не пошла. "Но теперь, как только нет денег, их начинают почему-то искать в кармане у пенсионеров. В стране, в конце концов, кроме нефти есть рыба, есть икра, есть лес, можно повысить цену на бензин на полрубля", - считает чиновник.
Предложение Минфина кажется циничным с учетом того, что проект бюджета на 2016 год предполагает повышение зарплаты для чиновников аппарата Госдумы почти в два раза. Расходы на содержание нижней палаты парламента в целом увеличат с 1,8 млрд рублей до 3,5 млрд. Не подумайте плохого, это лишь выравнивание депутатских зарплат до общего уровня, ведь в Совете Федерации доходы на порядок выше. Деньги на эти и другие бюджетные траты найдут в том числе и в Пенсионном фонде - пенсионные накопления граждан в нынешнем году снова будут заморожены.
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина решение Минфина о заморозке накоплений не приветствует. "Это будет не очень хорошее решение, если оно вдруг состоится. На мой взгляд, это решение будет означать, что мы ради решения каких-то краткосрочных проблем и затыкания "дыр" жертвуем долгосрочными перспективами", - констатировала она, так и не пояснив, чем восполнять миллиарды замороженных пенсионных рублей.
В то же время Министерство финансов предупреждает, что средства резервных фондов при текущих темпах их расходования могут быть исчерпаны уже к 2017 или 2018 годам.
Вера ЮРЧЕНКО, Кирилл МАРТЫНОВ. «Новая газета», 15 октября 2015 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)