ЮНЕСКО рекомендует увеличить расходы на образование
Во Всемирном докладе ЮНЕСКО "Образование для всех, 2000-2015 гг.: достижения и нерешенные проблемы", презентованном на прошлой неделе в Алматы, проанализирован прогресс в выполнении 6 ключевых целей программы "Образование для всех", охватывающей 150 стран. За 15 лет количество детей, посещающих школу, удалось увеличить на 50 миллионов. К примеру, в Индии в 2000 году не училось 16 миллионов детей, а сегодня эта цифра снижена в 16 раз. Тем не менее представители ЮНЕСКО отмечают, что в последующие годы предстоит еще много работы. По словам генерального директора организации Ирины БОКОВОЙ, особо необходимы щедро финансируемые стратегии, способные повысить качество обучения, сократить разрыв в уровне грамотности и сделать образование всеобщим. Авторы доклада рекомендуют государствам довести долю финансирования образования до 15-20% от госбюджета, тогда как сейчас она остается крайне низкой - в районе 4%, а также отменить неформальные взносы, покрыть расходы на учебники, школьную форму и транспорт, особенно для детей из бедных семей.
Как показывают данные доклада, главной цели - обеспечения всеобщего начального образования - пока удалось достичь только 52% стран, 10% близки к ее достижению, а остальные 38% либо далеки, либо очень далеки от нее. Из-за недостаточного внимания к уязвимым группам населения вероятность завершения полного цикла начального образования у детей из беднейших семей в пять раз ниже, чем у детей из самых богатых слоев населения. В результате почти 100 миллионов детей не смогут завершить начальное образование в 2015 году. Более трети детей, не посещающих школу, проживают в зонах, затронутых конфликтами. В таких странах, как Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан, охват составляет менее 30%.
Довести до оптимального уровня систему воспитания и ухода за детьми дошкольного возраста смогли 47% стран, 8% близки к достижению этой цели, а 20% стран весьма от нее далеки. Показатели детской смертности сократились почти на 50%, но даже при этом в 2013 году в мире скончались 6,3 миллиона детей в возрасте до пяти лет, причем смерть большинства из них можно было предотвратить. Значительный прогресс был достигнут в деле улучшения питания детей, однако каждый четвертый ребенок в мире страдает малорослостью, что говорит о хронической нехватке основных питательных веществ в его рационе. В 2012 году дошкольным образованием в мире были охвачены 184 миллиона детей, что почти на две трети больше, чем в 1999 году. В странах Центральной Азии показатель дошкольного образования увеличился до 33%. В Казахстане, Латвии, Монголии и Украине уровни участия повысились на 40% и более.
Всеобщий охват начальным образованием на уровне младших классов средней школы смогли обеспечить 46% стран. Число учащихся в младших классах средней школы возросло на 27%, а в странах Африки к югу от Сахары оно увеличилось больше чем в два раза. В 94 странах с низким и средним доходом после 1999 года в законодательном порядке было введено начальное бесплатное среднее образование. В 66 странах такое образование было гарантировано в Конституции, а в 28 странах - закреплено при помощи иных правовых мер. По состоянию на 2015 год плату за начальное среднее образование взимают лишь несколько стран, включая Ботсвану, Гвинею, Объединенную Республику Танзанию, Папуа - Новую Гвинею и Южную Африку. Сохраняется неравенство в отношении перехода из начальной школы в среднюю. Например, на Филиппинах лишь 69% выпускников начальных школ из беднейших семей перешли к обучению в средней школе, тогда как среди детей из наиболее зажиточных домохо-зяйств этот показатель составил 94%. В Центральной Азии показатели охвата начальным образованием находятся в районе 95%, а количество детей, не посещающих школу, равно примерно 300 тысячам.
На 50% снизить уровень неграмотности взрослых к 2015 году удалось лишь в 25% стран, тогда как 32% очень далеки от осуществления этой цели. Доля неграмотности среди взрослых сократилась всего лишь с 18% в 2000 до 14% в 2015 году, но это почти полностью происходит за счет взросления образованной молодежи. В настоящий момент в мире насчитывается примерно 781 миллион неграмотных взрослых, и две трети из них - женщины. В Африке к югу от Сахары половина женского населения не имеет даже базовых навыков грамотности. В Центральной Азии базовые навыки грамотности на 2012 год отсутствовали у 263 тысяч взрослых.
Обеспечить гендерный паритет и гендерное равенство на начальной ступени образования к 2015 году смогли 69% стран. На уровне среднего образования этот показатель меньше - 48%. Для девочек препятствием на пути к завершению обучения становятся детские браки и ранняя беременность. Тем не менее добиться прогресса в борьбе с острыми формами ген-дерных диспропорций удалось. С 1999 по 2012 год число стран, где на 100 мальчиков, охваченных образованием, приходилось менее 90 девочек, сократилось с 33 до 16. В Центральной Азии наблюдается феминизация в системе образования и в школе. В 2012 году средняя доля учителей-женщин в начальной школе составляла 90%, на средней ступени - 69%.
Также одной из целей программы "Образование для всех" являлось улучшение качества образования. С 1990 по 2012 год число учащихся в расчете на одного преподавателя в начальной школе сократилось в 121 из 146 стран. Однако для того, чтобы все дети могли обучаться в школе, необходимо дополнительно четыре миллиона учителей. Нехватка квалифицированных преподавателей наблюдается в трети стран, а в ряде стран Африки к югу от Сахары квалифицированные учителя составляют менее 50%, при том, что с 2000 года качеству образования уделяется повышенное внимание, а число стран, проводящих оценку успеваемости на национальном уровне, увеличилось вдвое. Доля квалифицированных учителей в Центральной Азии в среднем составляет только 89%. К примеру, в Кыргызстане этот показатель находится на уровне 46%. Среднее соотношение учитель - ученик в Центральной Азии в 2015 году составило 16 к 1. Это хороший показатель, но данные величины могут маскировать неравное распределение учителей в селах и городах страны. В школах из отдаленных районов чаще работают учителя с низкой квалификацией.
Среднемировой уровень финансирования образования в 2012 году составил всего 13,7%, а среднемировые расходы на дошкольное образование - около 5%. При этом в Северной Америке и Западной Европе данный показатель достиг почти 9%. В 2012 году 39 стран направили на образование более 6% от своего ВВП, 38 стран увеличили финансирование на 1%, еще 64% стран стали уделять образованию приоритетное внимание. Доноры по всему миру не выполнили своего обещания, начиная с 2009 года снизив помощь на цели образования. Внешний дефицит финансирования образования составляет $22 млрд, что эквивалентно военным расходам в течение 5 дней. Один из самых низких показателей финансирования образования отмечен в Центральной Азии.
В мировом рейтинге развития образования (ИРО) Казахстан сейчас занимает восьмую строчку. На первом месте расположилась Великобритания, на втором - Япония, на третьем - Норвегия. При этом в 2009 году Казахстан лидировал в этом рейтинге. По данным директора департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки РК Жантыл ЖАНТАЕВОЙ, в республике, где проживает более 5 млн. детей, охват школьным образованием составляет 78,6% детей. В настоящее время ведется поэтапная работа по переходу на 12-летнее обучение, а также готовится ряд других преобразований, при осуществлении которых, как сказала спикер, будут учтены рекомендации доклада ЮНЕСКО.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)