Рынок труда Евросоюза, теоретически единый благодаря праву граждан ЕС на свободу передвижения, показывает разнонаправленные тенденции в зависимости от экономической политики в конкретных странах. Это увеличивает потенциал к миграции с юга на север и в центр ЕС.
Согласно данным британского Бюро национальной статистики (ONS), опубликованным в конце апреля, безработица в Британии сократилась на 76 тыс. человек, до 1,84 млн. Это означает, что уровень безработицы в стране упал до 5,6% — самого низкого значения с июля 2008 года, когда начался последний глобальный экономический кризис. По данным ONS, в марте 2015 года число британцев, получающих пособие по безработице, сократилось на 20,7 тыс. человек, до 772,4 тыс., что снижает нагрузку на расходную часть бюджета.
Мартин Бек, старший экономический советник организации Ernst & Young’s ITEM Club, так объяснил тенденции в британской экономике: «История рынка труда Британии всегда характеризовалась формулой “много рабочих мест, не самые лучшие зарплаты”. Последние цифры не исключение из правила: это хорошие новости для тех, кто пытается найти работу, но в меньшей степени — для тех, кто уже занят в экономике». По данным на март 2015 года, средний уровень зарплат вырос за последний год всего на 1,8%.
Проблему с безработицей в ЕС удалось решить лишь в Северной и Центральной Европе
Ситуация на рынке труда Британии демонстрирует различия, которые остаются характерными для Евросоюза в целом, несмотря на десятилетия экономической интеграции и свободы передвижения граждан между странами. В экономически наиболее успешных странах, лучше всего справившихся с последствиями кризиса 2008–2009 годов, безработица невысока: в Австрии — 5,3%, в Германии — 5,4, в Дании — 4,9, в Британии — 5,6%. В менее же реформированных странах безработица остается исторически высокой: во Франции ее уровень составлял в феврале 10,6%, в Италии — 12,7, в Испании — 23,8, а в Греции — 25,7%. Причем на периферии ЕС главной проблемой оказывается очень высокая доля долгосрочно безработных в общем их числе. В тех странах, где на долгосрочную безработицу (отсутствие работы более одного года) приходится более половины всех безработных, их шансы найти работу значительно снижаются. В результате безработные греки, итальянцы или испанцы вынуждены либо годами влачить существование на небольшое пособие, либо пользоваться правом на свободу передвижения в ЕС и уезжать в более благополучные страны Севера Европы, где больше шансов найти работу. В частности, в последние годы так все чаще поступает молодежь из стран европейского юга: сразу после окончания университетов Мадрида, Неаполя или Салоник выпускники уезжают искать работу в Лондон, Мюнхен или Амстердам.
«Британское чудо»
По данным британского ONS, число занятых в экономике страны за последний год выросло на 240 тыс. — до рекордного для страны уровня 31,05 млн человек. Уровень занятости (число занятых относительно всего трудоспособного населения) сегодня составляет тоже рекордные 73,4% — это самый высокий уровень с момента начала учета этого показателя в 1971 году. По словам премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, «чудо на рынке труда» подчеркивает верную экономическую стратегию его правительства, за пять лет снизившего безработицу с 7,9 до 5,6%. Это означает, что за последние пять лет работу в Британии получило еще 1,9 млн человек.
«Две трети получивших рабочие места людей заняты на полную ставку и почти девяносто процентов из них работают по постоянным контрактам, и это говорит о серьезном восстановлении экономики», — рассказал «Эксперту» Джон Филпотт, директор исследовательского центра Jobs Economist. В 2014 году Британия показала самый высокий темп экономического роста среди экономик «большой семерки», а в 2015 году с 2,6% роста ВВП окажется самой быстрорастущей экономикой в Западной Европе.
На периферии Евросоюза проблемой остается долгосрочная безработица
С такой оценкой согласен и Иэн Стюарт, экономист из консалтинговой компании Deloitte: «По всем параметрам восстановление экономического роста в Британии характеризуется положительной ситуацией на рынке труда. Уровень безработицы упал до самого низкого уровня за шесть лет, занятость достигла рекордного уровня, а число вакансий только за последний год выросло на 20 процентов. Локомотив экономического роста — рабочие места на полную ставку в частном секторе экономики, которые смогли не только компенсировать потери рабочих мест в госсекторе, но и добавить дополнительные места».
Действительно, по данным ONS, в марте 2015 года в стране было 743 тыс. вакансий — рекордное число с 2001 года, когда начался учет этого показателя. И это притом, что правительство Кэмерона сократило долю государственного сектора на рынке труда с 21% в 2010 году до 17,4% сейчас и заморозило зарплаты в госсекторе. Важно еще и то, что 61% новых рабочих мест, созданных за прошлый год, получили уроженцы Британии. И это разрушает распространенный в стране стереотип, что все создаваемые рабочие места получают мигранты.
Сочетание снижающейся безработицы, нулевой инфляции и медленно, но растущих реальных доходов может оказаться на руку Консервативной партии Дэвида Кэмерона накануне назначенных на 7 мая парламентских выборов. Ведь экономическая политика правительства смогла получить одобрение даже от изначально скептически настроенного Международного валютного фонда, ранее критиковавшего антикризисную программу кабинета. «Когда мы смотрим на сравнительные темпы роста и уровень безработицы в разных странах Европы, то очевидно, что подход Британии сработал», — заявила в середине апреля Кристин Лагард, директор-распорядитель МВФ. Согласно соцопросам, на волне положительных экономических новостей электоральный рейтинг консерваторов в последние недели обогнал поддержку оппозиционных лейбористов.
Диаметральная противоположность
На другом конце Европы, в Греции, которая уже пять лет живет в условиях спада, ситуация на рынке труда диаметрально противоположная. В стране сохраняется не только самый высокий уровень безработицы в Евросоюзе (25,7%), но и самый высокий уровень долгосрочной безработицы, сроком более года. По данным Евростата, в 2014 году 73,5% безработных греков не имели работы уже более года. Еще в 2013 году доля долгосрочно безработных составляла 67,1%. Регион Аттика, в котором находятся столица страны Афины и портовый город Пирей, имеет самый высокий уровень долгосрочной безработицы среди всех регионов в Евросоюзе — 77,3%. Западная Греция отстает не намного — там более года не имеет работы 76,7% всех безработных.
Высокая молодежная безработица на юге Евросоюза ведет к эмиграции
«Долгосрочная безработица оказывает разрушительный эффект на людей. Человеческий капитал работника — действительный или с точки зрения потенциального работодателя — существенно уменьшается за период отсутствия работы. Увеличивается время, затрачиваемое на поиск новой работы. Это означает, что чем больше проходит времени, тем сложнее выход из безработицы. К тому же долгосрочная безработица негативно сказывается на психологическом и физическом состоянии людей и является одной из основных причин сохранения бедности», — рассказала «Эксперту» Барбара Петронголо, экономист Центра экономических показателей Лондонской школы экономики.
«Долгосрочный экономический кризис, подобный тому, что мы наблюдаем в странах периферии юга Европы, вынуждает целые поколения людей оказываться безработными очень долго, иногда это даже растягивается на всю жизнь. Наличие существенной долгосрочной безработицы ухудшает ситуацию с молодежной безработицей: выпускники школ и университетов не могут найти работу, если с ними конкурируют за рабочие места люди, уже давно оказавшиеся без работы. И ситуация превращается в замкнутый круг, который подталкивает безработных к миграции в более благополучные с точки зрения рынка труда страны, но отрицательно сказывается на местной социальной жизни», — сказал «Эксперту» Джон Спрингфорд, старший научный сотрудник лондонского Центра экономической реформы.
Действительно, молодежная безработица остается серьезной проблемой для Евросоюза, несмотря на некоторое ее снижение за последние полтора года. В 2014 году самая высокая безработица среди 18–25-летних отмечалась в Испании, где она достигла 53,2%. В Греции молодежная безработица в прошлом году составила 52,4% (в 2013 году — 58,3%). Эпир, регион на северо-западе Греции, на границе с Албанией, оказался регионом ЕС с самой высокой молодежной безработицей — на уровне 69,8%. По оценке Еврокомиссии, по социально-экономическому развитию Эпир уступает не только другим регионам Греции, но даже регионам значительно более бедных восточноевропейских стран — членов ЕС.
Незначительно лучше обстоят дела в Испании, где в марте безработица выросла на 0,1 процентного пункта, что стало результатом сокращения 114 тыс. рабочих мест в первом квартале года.
Во время первой волны экономического кризиса в Европе Испания лидировала по числу безработных, Греция обогнала ее лишь в середине 2012-го. Безработица в Испании продолжала расти до начала 2014 года, когда она достигла пика 26,9%, после чего экономика страны начала показывать первые признаки роста. За период кризиса в Испании было потеряно более 3 млн рабочих мест, причем две трети из них пришлось на сектор строительства и недвижимости, который был локомотивом экономического роста до кризиса.
В прошлом году на рынке недвижимости Испании начался скромный рост — было создано 40 тыс. рабочих мест и еще 30,3 тыс. — в первом квартале 2015 года. «Это отличные новости для наиболее бедных регионов Испании, особенно на юге страны, где слабо развита промышленность. Бум на рынке недвижимости в начале 2000-х создал там много хорошо оплачиваемых рабочих мест, позже, во время кризиса, потерянных. Сегодня безработица в северных, промышленно развитых, регионах Испании, например в Наварре или Стране Басков, составляет лишь половину от безработицы в Андалусии, на юге страны», — рассказывает Джессика Хайндс, экономист из консалтинговой компании Capital Economics. По данным Евростата, в 2014 году в Андалусии была зарегистрирована самая высокая безработица среди всех регионов Европы — 34,8%.
Николай ФЕДОТОВСКИЙ. «Эксперт», 27 апреля 2015 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)