… об опасности заражения СПИДом и гепатитом для наркопотребителей
Угроза ВИЧ российских наркопотребителей не пугает
Исследования показывают, что треть наркопотребителей США избегают заражения ВИЧ или гепатитом С. Во многом это результат не везения, а усилий со стороны самих наркозависимых. Оставаться свободными от страшных диагнозов им помогают социальные роли, грамотные финансовые стратегии и горький опыт потери близких, умерших от СПИДа. Российские наркопотребители менее осторожны в отношении угрозы инфицирования, отметил в исследовании, представленном на XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований Высшей школы экономики (Санкт-Петербург) Петр Мейлахс.
Если для наркозависимого значима ценность жизни, то велика вероятность, что он не будет инфицирован ВИЧ или гепатитом С. В случае доминирования фатализма, наркопотребитель ведет себя так, что с высокой долей вероятности рано или поздно он оказывается носителем обоих вирусов.
В ходе исследования Петр Мейлахс с коллегами из Национального
института исследований и развития (Нью-Йорк, США) и Центра независимых
социологических исследований (Санкт-Петербург) изучали жизнь нью-йоркских
потребителей инъекционных наркотиков. Их стаж употребления наркотиков
составлял от восьми до пятнадцати лет.
В процессе работы исследователи провели интервью с 35 наркозависимыми
респондентами, среди которых были инфицированные обеими вирусами,
инфицированные одним из вирусов и вообще неинфицированные. Интервью
проводились в два этапа. Среди респондентов были выходцы из Латинской
Америки (16 человек), белые американцы (17 человек) и афроамериканцы
(2 человека). Преобладающая доля респондентов – мужчины (28
человек). Результаты исследования * были опубликованы в журнале «Sociology
of health and illness», входящем в топ-10 международных социологических
журналов.
Продолжением этого проекта стало текущее пилотное исследование поведения российских инъекционных наркопотребителей на примере Санкт-Петербурга. Предварительные результаты показали, что в России люди, употребляющие инъекционные наркотики, не настолько обеспокоены опасностью заразиться ВИЧ, как наркопотребители в США, а, соответственно, менее склонны к сохранному поведению в отношении собственного здоровья.
Наркотики – еще не смерть
Жизнь наркопотребителей во многом детерминирована зависимостью. «Но они, так же как и все остальные, могут влюбляться, заводить семьи, работать, иметь увлечения», – отметил Мейлахс. Именно те наркозависимые, которые более или менее успешно реализуют социальные роли, не связанные с употреблением наркотиков (работа, семейные, близкие, дружеские отношения), чаще всего способны избежать инфицирования ВИЧ или гепатитом С. Помимо добывания и употребления наркотиков у них, как правило, есть другие стремления, которые базируются на ценности их собственной жизни. «…Я все еще могу делать нормальные вещи… я не считаю, что моя жизнь кончена только потому, что я употребляю наркотики», – говорит один из респондентов.
Большинство наркозависимых, избегающих использования общих шприцов, описывают свою жизнь и поведение в контексте заботы о себе, а также окружающих их людях. Для них важно «быть нормальными» в глазах других.
Одна из характеристик неинфицированных наркопотребителей – наличие финансовой стратегии, которой они следуют. Чаще всего у них есть работа, за которую они «держатся», и они не теряют связи с родственниками, пользуясь, в том числе, их финансовой поддержкой. В целом, как отметил Мейлахс, такие респонденты реализуют достаточно тяжелую для них задачу, которая заключается в совмещении двух сторон жизни – нормальной социальной, насколько возможна «нормальность» в таких условиях, и связанной с наркотической зависимостью.
Переход через пропасть
Люди, имеющие наркотическую зависимость, как правило, переживают разные по сложности периоды жизни, которые исследователь разделяет на относительно стабильные периоды и периоды, лишенные стабильности, связанные с рядом обстоятельств (например, потеря близкого человека, потеря источника дохода, и т.п.). В такие периоды наркозависимые частично теряют контроль над ситуацией, происходит регресс в наиболее критические состояния, связанные с повышенным риском инфицирования.
Но даже в самых сложных ситуациях неинфицированные наркопотребители оказываются способными к сохранному поведению. «Я буду сдыхать, как собака, но ни за что не возьму чужой шприц», – говорит один из респондентов.
Инфицированные наркозависимые, как правило, полностью теряют контроль и способность заботиться о себе и чаще оказываются в периодах полной нестабильности, когда, возможно, и происходит заражение. «Мне без разницы чьим шприцом колоться… В большинстве случаев… И у меня нет энергии сначала пойти достать шприц, потом прийти за дозой…», – говорит другой респондент.
Исследователь обратил внимание, что в стабильные и нестабильные периоды жизни наркозависимые находят первоочередную опору в разных аспектах жизни. В стабильные периоды – это семья, работа, отношения. В критические периоды на первый план выходят институциональные ресурсы, которые «вытаскивают» наркопотребителя из пропасти. Речь идет о различных программах помощи наркозависимым, например, программах детоксификации и реабилитации, проекты по снижению вреда и метадоновые програмы. «По сути, такие программы оказываются для наркозависимых единственным способом преодолеть тяжелые периоды», – замечает Мейлахс, акцентируя на важности институциональных ресурсов помощи наркозависимым.
Когда СПИД не пугает
Наркопотребители в США и России существенно отличаются в своем отношении к угрозе заразиться ВИЧ. Пока получены предварительные результаты пилотного проекта «Оставаясь неинфицированным в Санкт-Петербурге», которые показывают, что найти наркозависимых, практикующих сохранное поведение, в Санкт-Петербурге гораздо труднее, чем в Нью-Йорке.
Причина этого, по мнению Мейлахса, может быть в том, что, когда российские наркопотребители только начинали «колоться», СПИД казался мифическим заболеванием, бушующем где-то в Африке. А наркозависимые в США видели, как умирают их близкие и знакомые, пораженные смертельной болезнью. Поэтому страха заразиться ВИЧ у российских потребителей, в отличие от американских, не было. И даже, когда зарегистрированные в России случаи заражения ВИЧ стали реальностью, опыта столкновения со смертью от СПИДа еще не было, а потом появились препараты, повышающие иммунитет ВИЧ-инфицированных.
«По сути, речь идет о разных поколениях, столкнувшихся с ВИЧ на разных стадиях эпидемии. Что также важно, у российских потребителей инъекционных наркотиков диапазон социальных ролей заметно меньше, чем у американских, – рассказал исследователь. – У большинства из тех, кто принял участие в исследовании, вся жизнь сводилась, главным образом, к употреблению наркотиков».
Кроме того, в отличие от Америки, российские наркопотребители находились (и продолжают находиться) в своеобразном «профилактическом вакууме». «Практически не приводилась работа по принципу «равный-равному», где более опытные потребители делились советами, как избежать инфицирования, – говорит Мейлахс. – По сути, не было программ снижения вреда, таких как обмен грязных шприцев на новые и заместительной терапии метадоном, которая также доказала свою эффективность в снижении ВИЧ среди наркозависимых». Правда, чтобы проверить эти гипотезы, необходимо провести более подробные исследования.
Полученные результаты, по мнению исследователя, могут способствовать спасению жизней и привлечению внимания к профилактике заражения ВИЧ среди наркопотребителей. Проект по профилактике, основанный на результатах нью-йоркского исследования, уже был реализован в Америке и доказал свою эффективность. С учетом российского контекста, подобные программы могут быть применены и у нас, считает Мейлахс.
«Однако, этого мало. Чтобы снизить распространенность ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков, необходимо резкое увеличение программ снижения вреда, пока эпидемия ВИЧ, которая на данный момент касается, главным образом, группы риска, не превратилась в «генерализованную», то есть затрагивающую всех. По оценкам многих экспертов, Россия находится в одном шаге от этого», – заметил исследователь.
* Meylakhs P., Friedman S.R., Mateu-Gelabert P., Sandoval M., Meylakhs N. Taking care of themselves: how long-term injection drug users avoid HIV and Hepatitis C.
«Opec.ru», 28 апреля 2015 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)