«Перепись» 2014 года в Крыму «увеличила» на 10% русских за счет «потери» 40% украинцев и 5% крымских татар
В России на днях опубликованы данные так называемой крымской переписи, проведенной «крымским управлением» Росстата 14-25 октября 2014 года <…>.
Данные «переписи-2014» сильно расходятся как с данными последней украинской переписи 2001 года, так и с оперативными данными бывшего Крымстата, которые публиковались ежегодно. Согласно опубликованным данным «переписи» 2014 года, всего в Крыму проживает почти 2,3 млн человек. Самой многочисленной национальной группой на полуострове являются русские (1,49 млн человек, 68%), в том числе 1,19 млн человек (65%) живут в «Республике Крым» и 303,1 тыс. человек (81%) — в Севастополе. На втором месте по национальному составу — украинцы, их в Крыму 344,5 тыс. человек, что составляет 15,7% населения. Третья по численности группа — это крымские татары (232,3 тыс. человек, 10,6% населения). 45 тыс. человек (2%) назвали себя просто татарами, без упоминания «крымские». В то же время по данным переписи 2001 года в национальный состав Автономной Республики Крым был таким — русские (58,5%), украинцы (24,3%), крымские татары (12%), белорусы (1,4%). В Севастополе русские составляли 71,6% от общего населения, украинцы — 22,4%, белорусы — 1,6%.
Два фактора говорят о том, что данные по национальному составу Крыма сильно откорректированы и собственно переписью не являются. Во-первых, специалисты Росстата никак не могут объяснить тот факт, что первые данные по переписи опубликованы еще в середине декабря прошлого года, а данные по национальному составу запоздали на целых три месяца в то время, как именно они интересовали и власть, и общественность в первую очередь. На самом деле картина по национальному составу Крыма была сформирована, скорее всего, еще в начале декабря, но долго обсуждалась и корректировалась в «органах власти».
Во-вторых, много фактов говорят о том, что эти цифры Росстата просто сознательно фальсифицированы. Перепись 2001 года и «перепись» 2014 года проводили фактически одни и те же сотрудники Крымского управления статистики, но второй раз — уже при оккупации Россией. И если в 2001 году они насчитали в Крыму представителей 125 национальностей, то сейчас уже их стало 175. Могло ли быть такое, чтобы статистическая перепись, если она проведена корректно, либо 13 лет назад «потеряла», либо сейчас «нашла» целых 50 национальностей на таком пятачке земли, как остров Крым? Не могло быть, потому, что национальная группа — это не иголка в стоге сена, и затеряться она не могла, а национальный состав Крыма за истекшие 13 лет мог измениться от силы на пару-тройку национальных групп.
Оказывается, эта искусственно сформированная картина нужна России, чтобы подтвердить ту фальшивую концепцию, что в Крыму нет коренного народа и ни один из них не имеет права на автономию. Начальник управления Росстата Светлана Никитина на «круглом столе» опять повеселила присутствующих рассказами о появлении «национальных новоделов», но в гораздо больших масштабах, чем прежде. Какие-то шутники с позволения переписчиков записывали себе такие национальности, как «ариец», «новоросс», «просто человек», «марсианин», «житель мира», «метис». Нашлись в Крыму также — лесные эльфы, хоббиты, гоблины, орки, тевтонцы, гунны, половцы, скифы, сарматы по национальности. При условии, что раньше при переписи, а также в паспорта не позволяли вносить «несуществующие» национальности, этот разгул «новоделов» выглядит очень подозрительно.
О том, что это явная фальсификация, говорит и тот факт, что 99% населения Крыма составляют всего 29 национальностей, а остальные 146 «наций» — меньше 1%. Но если еще точнее проанализировать этот феномен, то окажется, что самых многочисленных в Крыму всего три национальности, — русские, украинцы и крымские татары, — которые составляют 94,3% населения, а остальные 171 «народов» — это только 5,7%, и доля даже белорусов составляет 1,4%. А из этих троих две уже давно самоопределились. Из этого и вырастает незыблемое право на самоопределение в Крыму третьей — крымских татар. Поэтому сама эта российская статистика просто опрокидывает мифы и об «исконной русскости» Крыма, и об исторической принадлежности Крыма России.
Вызывает подозрение и тот факт, что переписчики работали с 8 до 18 часов, когда основная масса крымчан была на работе, а сведения им предоставляли случайно находившиеся дома люди. В случае же, если семью вообще не удавалось застать дома, сведения в переписные листы вносились по данным федеральной миграционной службы. Во всех случаях, когда человека не было дома, в его графу «национальность» вносилось слово «нет». Как полагают эксперты, при такой методике переписи переписчики не смогли застать дома не менее 35—40% жителей. В то же время в обнародованных сведениях указано, что данные о своей национальности предоставили 96,2% опрошенных, то есть не предоставили всего 3,8% (6,7 тысяч чел.) населения. А где же переписчики взяли данные о национальности больше 30% населения, которых не удалось застать дома?
Ответ на этот каверзный вопрос содержится в данных самой переписи. Росстат утверждает, что количество русских в Крыму возросло с 58% (перепись 2001 года) до 68%. За счет чего? По данным переписи, количество крымских татар сейчас составляет 10,6%, в то время как по данным учета меджлиса крымскотатарского народа в Крыму проживало порядка 350—380 тысяч их соотечественников, что составляло не менее 14—15% населения. Во-вторых, Светлана Никитина утверждает, что количество украинцев на полуострове за это время сократилось на... 40%. Почему их сейчас в общем составе населения 15,7% если при переписи 2001 года их было 24,5%? Ведь если проанализировать миграцию населения, то очевидно, что все эти годы в Крыму шел интенсивный обмен кадрами с Украиной, в семьях живущих на полуострове украинцев рождались дети-украинцы, и количество украинцев должно было возрасти, а не сократиться. Тем более на такой фантастический процент! Эти расхождения статистики со здравым смыслом говорят о том, что национальный состав Крыма этой «переписью» грубо сфальсифицирован, и в окончательных данных для увеличения доли русских искусственно «сократили» количество крымских татар и украинцев.
Явно фальсифицированы данные и о родном языке крымчан. В сообщении Росстата говорится, что 84% участников «переписи» назвали родным языком русский, 7,9% — крымскотатарский, 3,7% — татарский и 3,3% — украинский. При этом русский, якобы, назвали родным 79,3% украинцев, 24,8% татар и 5,9% крымских татар. Для 0,1% русских родным является украинский язык. Можно подумать, что в условиях антиукраинской истерии, царящей в Крыму, некоторые украинцы побоялись назвать украинский родным языком. Но как могло случиться так, что вовремя переписи 2001 года родным назвали русский язык примерно половина украинцев, а сейчас — почти 80%?
«Перепись» 2014 года вызывает недоверие и утверждением о том, что за последние 13 лет количество крымских татар на полуострове уменьшилось. Могло ли быть такое? Конечно, нет, потому, что все последнее десятилетие продолжается возвращение крымских татар на родину. В разные годы поток репатриантов составлял по разным данным, от 2 до 5 тысяч человек, а то и больше. Меджлис утверждает, что в изгнании все еще остаются не менее 100 тысяч их соотечественников. Но крымские «политики» уже поспешили заявить, что «возвращение крымских татар состоялось и уже закончилось, возвратились все представители народа». Больше чем вероятно, что органы статистики получили задание подтвердить этот преждевременный вывод, ну вот они и «подтвердили»...
Тем не менее, данные «переписи» 2014 года позволяют сделать два вывода. Во-первых, даже обнародованные итоги опровергают концепцию известного указа Путина о реабилитации 5-ти репрессированных народов. Если крымских татар насчитали более 10%, хотя на самом деле их доля больше, то армяне составляют 0,2%, а немцев, болгар и греков проживает от 1 до 5 тысяч человек, что также ниже 1%. Сама российская «статистика» говорит о том, что даже статистически это совершенно разные величины и имеющие свои родные государства за пределами Крыма диаспоры армян, немцев, болгар и греков не могут претендовать на те же права в Крыму, что и крымские татары на своей родине.
Во-вторых, и Владимир Путин, и российские пропагандисты, в частности, Дмитрий Киселев в своих программах, утверждают, что дословно «крымский народ имел право на самоопределение». Эту же фальшивку сейчас преподносят ученикам в крымских школах. Но Декларация ООН «О правах наций на самоопределение» говорит о том, что оно возникает именно у отдельной целостной нации и именно на той территории, где они являются коренными, то есть на территории, где состоялся их этногенез, а не у многонационального населения некоего региона, сформировавшегося путем переселения из разных стран. Нет такого научного понятия как крымский народ, поэтому нет и отдельных юридических прав для такой общности. Поэтому данные «переписи» о том, что в Крыму проживают 175 (!) национальностей, ставят российских политиков и пропагандистов перед вопросом — а какая из этих 175-ти национальностей в соответствии с Декларацией ООН самоопределилась на крымском референдуме? Может, гоблины или эльфы? И если русские — тогда почему русские самоопределились уже дважды, — и в России, и в Крыму, что является нонсенсом, а такие нации как крымские татары не могут самоопределиться ни одного разу даже на своей исторической родине?
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)