В начале февраля на первую полосу лондонской городской газеты The Evening Standard попала фотография младенца. Бен Каркаджиу, сын инженера из Косово и медсестры из Корнуолла (Юго-Западная Англия), удостоился такой чести не благодаря тому, что его родители — члены королевской семьи или знаменитости. Все дело в том, что с его появлением на свет население Лондона превысило 8,6 млн человек впервые за всю историю города. После вызванного субурбанизацией оттока жителей в пригороды в середине прошлого века в последние 25 лет население Лондона выросло на 2 млн человек. И должно достигнуть 11 млн к 2050 году. Что означает прирост в 37%!
Новый демографический рекорд стал прекрасным поводом для объявления грандиозных планов. В самом конце февраля мэр Лондона Борис Джонсон и министр финансов Британии Джордж Осборн опубликовали долгосрочную стратегию развития города — аккурат до 2050 года. Согласно их совместным расчетам, Лондону потребуются суммарные инвестиции в 2 трлн долларов, чтобы городская инфраструктура — транспорт, энергетика, водоснабжение, коммуникации — соответствовала стремительно растущему населению. А население британской столицы увеличивается и за счет иммиграции — большое число вакансий привлекает сюда как высококвалифицированных мигрантов, так и разнорабочих, — и за счет повышения рождаемости. «План абсолютно соответствует потребностям, которые будут формироваться в Лондоне в первой половине века. Инфраструктура поддерживает всю экономику, и все граждане пользуются ею каждый день. Без долгосрочного плана инвестиций и политической воли по его исполнению город просто не справится», — прокомментировал предлагаемую стратегию Джонсон.
Локомотив для страны
Ключевая роль Лондона в экономическом восстановлении Британии после кризиса 2008–2009 годов стала очевидна какое-то время назад: столица оправилась явно быстрее, чем другие регионы страны. Новый отчет компании рынка недвижимости Jones Lang LaSalle наглядно это демонстрирует. По данным исследования, Лондон обгоняет не только остальные регионы Британии, но и другие страны Европы, и даже США, в итоге помогая росту британской экономики в целом.
По результатам 2014 года темпы роста столичной экономики составили 3,9%, в то время как ВВП Британии увеличился на 2,6% (что тоже неплохо, по европейским меркам). Средний прогноз для Лондона на ближайшие пять лет остается высоким — 3,5% прироста ежегодно. И успехи не ограничивались валовым показателем — так, в 2014 году британская столица обошла Бангкок и Париж, став самым популярным городом для туристов: в 2014-м в Лондон приехало 18,7 млн зарубежных туристов. 58% посетителей Вест-Энда, объединяющего магазины Оксфорд-стрит и Мэйфэйр с ресторанами Сохо и театрами Ковент-Гарден, в прошлом году составили иностранцы; рост продаж в магазинах Лондона достиг 3,8% — и это при том, что сами британцы активно переключаются на шопинг в интернете. Согласно оценкам Jones Lang LaSalle, только Вест-Энд приносит, за счет концентрации магазинов и индустрии развлечений, ежегодно 78 млрд долларов — чуть больше ВВП Азербайджана или Белоруссии.
Динамичный рост основывается не только на частной инициативе (банки и финансовые компании делают лондонский Сити крупнейшим финансовым центром Европы), но и на разумной городской политике. После того как в рамках деволюции — передачи полномочий из центра в регионы — в 2000 году Лондон получил собственного избираемого мэра с бюджетными полномочиями в сфере транспорта, инфраструктуры и градостроительства, городские власти занялись серьезными улучшениями в этих сферах. Так, при мэрах Кене Ливингстоне (2000–2008) и сменившем его на посту Борисе Джонсоне проводилась модернизация метро, обновление автобусного парка, внедрение системы арендных велосипедов, а в 2009 году началась реализация давно откладывавшегося проекта Crossrail — проходящего в туннеле через весь город с запада на восток пригородного поезда, который сможет разгрузить метро. Однако постепенных изменений для нынешнего мэра оказалось недостаточно, и он решил войти в историю города как автор долгосрочного плана.
На дальнюю перспективу
Мэр Джонсон и министр Осборн смогли, отрешившись от политических разногласий (считается, что оба надеются со временем сменить нынешнего лидера консерваторов премьер-министра Дэвида Кэмерона), согласовать долгосрочную стратегию — план из шести пунктов.
План предполагает создание земельной комиссии для Лондона и застройку участков, на которых ранее находились промышленные предприятия или склады. Так, в городе должно быть построено 400 тыс. новых квартир и домов уже к 2025 году, на что из столичного бюджета будет потрачено 610 млн долларов. Лондонское метро перейдет на круглосуточную работу, а сами ветки получат новые станции, особенно на юге города, который сегодня обслуживается в основном пригородными поездами. Будет обновлен автобусный парк — с 2016-го на бюджетные деньги будут закупать по 800 новых экологичных и экономичных автобусов Routemaster в год. В дополнение к идущему с запада (от аэропорта Хитроу) на восток Crossrail появится Crossrail-2, который пересечет город с севера на юг. Сквозные подземные электрички действительно очень нужны: лондонское метро, самая старая подземка в мире (первая линия запущена в 1863 году), сильно перегружено.
Население Лондона превысило довоенный рекорд
Мэрия Лондона также получит новые бюджетные полномочия, в частности по распределению субсидий на профессиональную подготовку технического персонала. Но по другому спорному бюджетному вопросу — праву взимать часть местных налогов с бизнеса — британский минфин мэрии все же отказал.
По оценкам мэрии, реализация долгосрочного плана добавит по 915 долларов дополнительного ВВП на каждого лондонца в течение ближайших 15 лет. Это означает, что к 2030 году экономика города вырастет на 9,8 млрд долларов, что позволит Лондону обойти своего заокеанского конкурента Нью-Йорк. «Эффект синергии от модернизации жилья, транспорта и коммерческой инфраструктуры города даст существенный рост экономики и обеспечит полмиллиона новых рабочих мест для жителей Лондона», — заявил Борис Джонсон на презентации своего плана.
Нужно быстрее
У новой стратегии, конечно, немедленно появились критики. Так, находящиеся в оппозиции консерваторам лейбористы заявили, что 40 тыс. новых домов в год — это слишком мало, учитывая темпы роста города и постоянный приток мигрантов. Сегодня Лондон занимает верхние строчки «рейтинга недоступности жилья» среди британских городов, уступая лишь историческому Оксфорду. По данным на 2014 год, средняя стоимость столичного жилья (дома или квартиры) составила 765 тыс. долларов, что в 15,7 раза выше средней годовой зарплаты в столице — 48,7 тыс. долларов (до выплаты налогов). «Цены на недвижимость в Британии в целом и в Лондоне особенно чрезмерно высоки. Коэффициент соотношения цен и годовой зарплаты выше 5 считается неустойчивым — в Лондоне же этот показатель в три раза хуже», — рассказал «Эксперту» Дэнни Дорлинг, профессор экономической географии Оксфордского университета. Заметим на полях, что лондонский коэффициент 15 для Москвы не кажется каким-то заоблачным. Средняя зарплата в российской столице в прошлом году составила около 60 тыс. рублей в месяц, или 720 тыс. за год. Средняя цена жилья в Москве — 200 тыс. рублей за «метр». Самая маленькая «трешка» (аналог самой скромной «2-bedroom» в Лондоне) площадью 60 кв. м стоит 12 млн рублей, или 16,7 годовой зарплаты среднестатистического москвича. Том Коупли, лидер лейбористов в лондонской городской ассамблее, заявил, что «Борис Джонсон, уходя со своего поста, оставит город с еще большим кризисом на рынке недвижимости, чем когда он был избран». По оценкам ассоциации London Boroughs, объединяющей 32 городских муниципалитета британской столицы, в городе существует потребность в 800 тыс. новых домов или квартир до 2021 года. Что более чем в два раза превышает заявленные нынешним мэром планы.
«Такому крупному городу со сложной диверсифицированной экономикой и быстрым ростом населения, как Лондон, долгосрочный план развития, безусловно, необходим. Инвестиции в инфраструктуру очень нужны, но они должны производиться быстрее, чем намечают городские власти. Возможно, для ускорения процесса следует найти методы привлечения частного капитала. Однако самой проблемной частью плана пока является строительство жилья. Лондону срочно требуются новые дома для растущего населения, иначе город может оказаться жертвой собственного успеха — если недвижимость здесь станет слишком дорогой, то и бизнесы, и жители начнут перебираться в города подешевле. Причем необязательно в Британии. В современной глобальной экономике Лондон конкурирует не только с Манчестером, Бристолем или Ньюкаслом, но также и с Дублином, Варшавой или Дубаем», — рассказал «Эксперту» Энтони Траверс, специалист по урбанистике Лондонской школы экономики.
Новому строительству мешают регулятивные ограничения — со всех сторон Лондон окружен так называемым зеленым поясом, где новое строительство запрещено. (Пояс был создан законом 1947 года, который разрешил местным властям защищать сельский характер своих районов для сохранения традиционного британского кантри-сайда.) Так как власти Лондона не имеют полномочий по изменению статуса «зеленого пояса», то город оказывается в ловушке роста. Чтобы разрешить строительство в пригородах и снять нагрузку на столицу, потребуется решение парламента, в котором крупнейшей фракцией являются (и, судя по опросам, останутся после выборов в мае 2015 года) консерваторы. А это означает, что Лондону придется расти в своих нынешних границах.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)