Значительная часть белорусов, умерших от инсульта в прошлом году, были в трудоспособном возрасте. Почему инсульт уносит жизни молодых?
В 2014 году по сравнению с 2013-м в Минске на 24% увеличилось число умерших в трудоспособном возрасте от инсульта — острого нарушения мозгового кровообращения, сообщила главный внештатный невролог Комитета по здравоохранению Мингорисполкома Анна Астапенко.
При этом специалист обратила внимание, что показатель смертности среди трудоспособного населения столицы «один из самых лучших в стране». «В 2013 году смертность от острых нарушений мозгового кровообращения снизилась на 24%, а в 2014-м — увеличилась. Мы вернулись к уровню 2012 года», — пояснила Анна Астапенко.
В целом по Беларуси число умерших в трудоспособном возрасте по причине инсульта уменьшилось на 4,1%, сообщил главный внештатный невролог Минздрава Сергей Лихачев. Но количество инсультов со смертельным исходом по-прежнему значительное — 1427 человек трудоспособного возраста за 2014 год против 1488 в 2013 году. Больше всего инсульт унес жизней в Гомельской области (262 человека) и Минске (238).
Показатель смертности от инсульта среди лиц трудоспособного возраста (на 100 тыс. населения) в целом по стране улучшился и составляет 25,1 в 2014-м против 28,1 в 2013 году. Но по регионам ситуация неоднородная. Увеличилась смертность в Минске — 19,6 (в 2013-м — 16,4) и Могилевской области — 25 (23,8). Наихудший показатель в Гомельской области — 30,8 (33,3). В Витебской области — 29,8 (35,4), Минской — 28,8 (30,9), Брестской — 22,3 (24,2), Гродненской — 21,5 (29,5).
Почему умирают относительно молодые люди от инсульта?
Во-первых, потому, что они нездоровы. Среди трудоспособного населения удельный вес здоровых мужчин составляет 21,4%, женщин — 22,7%. Значительная доля людей допенсионного возраста страдает артериальной гипертензией и ишемической болезнью сердца.
Во-вторых, медики констатируют, что увеличивается количество пациентов, которые поступают в стационары в тяжелом состоянии с различными сопутствующими патологиями, а также с повторными инсультами. Таким людям помочь непросто.
Сергей Лихачев также отметил низкую эффективность диспансеризации. Из умерших от болезней системы кровообращения в трудоспособном возрасте регулярно посещали врача только чуть более трети пациентов, а выполняли рекомендации лишь 15%. «Причиной низкой эффективности диспансеризации являлась неявка пациентов на обследование, несмотря на повторные вызовы», — сказал Сергей Лихачев.
Вместе с тем он констатировал недостаточный контроль со стороны врачей первичного звена за ранним выявлением пациентов с факторами риска развития инсульта.
Кроме того, в больницах районных центров и ряда областных городов значительная часть лиц трудоспособного возраста при инсульте госпитализируется не в специализированные инсультные отделения, а в терапевтические.
Чтобы снизить смертность от инсульта, необходимо активно внедрять современные методы лечения, например, тромболизис, применение которого, в частности, в столице постепенно расширяется, отметила Анна Астапенко
Тромболиз позволяет растворить тромб и восстановить кровоток в пораженных сосудах. Метод тромболизиса применяется в минских больницах №№ 5 и 9, а также в больнице скорой медицинской помощи.
Однако лечение будет иметь эффект, если его провести в течение четырех часов после инсульта. Но в этот временной период в больницы, по данным Комитета по здравоохранению Мингорисполкома, поступает только треть пациентов. Этим и объясняется незначительное по сравнению с количеством диагностируемых инсультов число проведенных тромболизов — 83 в 2014 году в Минске (в 2013-м — 51). Кроме того, существует ряд противопоказаний для этого вида лечения, что также снижает круг пациентов, которым оно может быть оказано.
Отмети, что тромболиз — дорогостоящее лечение. Одна доза стоит порядка 500 долларов.
В столице шире стали использоваться эндоваскулярные хирургические вмешательства после инфаркта мозга. В 2014 году в Минской городской больнице скорой помощи было проведено 42 шунтирования, а в 2013-м — 29.
В больницах, где лечат инсульт, сказал Сергей Лихачев, важно обеспечить круглосуточное проведение нейровизуализации, а также ультразвуковое исследование магистральных артерий головы и холтеровского мониторирования ритма сердца и артериального давления в необходимом объеме для подбора адекватной терапии, вторичной профилактики инсульта.
Однако, какие бы меры ни предпринимали врачи, от инсульта умирает почти треть пациентов. Таким образом, подчеркивает Сергей Лихачев, первоочередная задача имеет профилактический характер — не доводить дело до инсульта. Для этого, как минимум, прием лекарств у больных артериальной гипертензии должен быть не от случая к случаю, а пожизненно.
Проблема же приверженности лечению актуальна не только для Беларуси, но и в мировом масштабе. Например, по некоторым данным, в Великобритании гипертензию лечит не более 10% тех, кому оно прописано.
Люди объясняют нежелание принимать лекарства их высокой ценой, забывчивостью и нежеланием пить таблетки каждый день. Однако для тех, у кого артериальная гипертензия установлена, выбор чаще всего невелик — инсульт или лекарства.
Елена СПАСЮК. «Белорусские новости», 25 февраля 2015 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)