Rambler's Top100

№ 625 - 626
1 - 25 января 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Gazeta.ru» о демографических и социальных проблемах России
«Opec.ru» о семейных ценностях и сексуальных нормах в СНГ
«Коммерсантъ» об отлучении микрофинансовых организаций от денег маткапитала
«Телеграф» об отношении Эрдогана к контрацепции
«Независимая газета» о снижении смертности от болезней сердца
«Независимая газета» о снижении материнской смертности в России
«Gigamir.net» о стране с самой низкой смертностью в ДТП
«Независимая газета» об ограничении вождения автомобилей для людей с психическими отклонениями
«Известия» о вреде от снижения акцизов на алкоголь
«Полит.ру» о грядущей алкогольной катастрофе
«Новые известия» о сокращении смертности от наркотиков
«Pharmreview.kz» о факторах риска неинфекционных заболеваний
«Коммерсантъ» о незастрахованных в ПФР
«Российская газета-online» об увеличении пенсионного возраста в Германии
«Коммерсантъ-Деньги» о кризисе и зарплатах
«Коммерсантъ» о снижении российских зарплат
«Ведомости» о кризисе и рынке труда
«РБК» об ожидаемом росте безработицы в России
«Коммерсантъ» об экономии и соцполитике на Украине
«Известия» о снижении мигрантских переводов из России
«Ведомости» и «Независимая газета» о сокращении числа трудовых мигрантов в России из-за кризиса

«Zhamanak» и «Вечерний Бишкек» о влиянии кризиса на миграцию из Армении и Киргизии в Россию
«Российская газета» о миграции в России в новом году
«Российская газета» и «Российская газета – Экономика Северо-Запада» о новых миграционных правилах
«Известия» о неснижаемой доле мигрантов в строительстве
«Новые известия» об операции «Мигрант-2014»
«Известия» о «резиновых» офисах
«Korrespondent.net» о росте трудовой миграции из Украины
«Коммерсантъ» об отмене миграционных преференций в России для украинцев
«Российская газета» о сроке пребывания для белорусов в России
«Коммерсантъ» о вынужденной миграции в Россию из Украины
«Русская Германия» и «Российская газета» об иммиграции в Германии
«Коммерсантъ» об инвествизах для россиян в Великобритании
«Deutsche Welle» об эмиграции из России
«Paruskg.info» о проблемах лиц с двойным гражданством в Кыргызстане
«Независимая газета» о межэтнической напряженности в России
«Paruskg.info» о неучтенных детях в Кыргызстане
«Salon» о секуляризме в США
«Opec.ru» о городах и горожанах
«Российская газета» о качестве жизни в российских регионах
«Российская газета» о женщинах-начальниках
«Science» о языках и информации
«BBC» о левшах и правшах

о городах и горожанах

Жители комфортных городов склонны к оседлости

Жителей российских городов можно разделить на четыре группы в зависимости от отношения к городу, ожиданий от него, ценностей и образа жизни. Три группы предпочитают вести оседлый образ жизни, поскольку они либо довольны местом своего проживания, либо просто пассивны. Четверть жителей городов мобильны и всегда готовы к переезду. Учет ценностей каждой из групп позволит сделать город более комфортным для всех жителей, отметила в исследовании группа ученых Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ
Исследование типов горожан было подготовлено к IV Московскому урбанистическому форуму. Авторы работы – сотрудники Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Екатерина Дыба, Егор Котов, Антон Городничев и Арина Миксюк во главе с руководителем проекта Александром Высоковским – в рамках масштабного исследования «Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда» опросили жителей шести городов: Екатеринбурга, Новосибирска, Воронежа, Томска, Краснодара и Тюмени. В анкетировании участвовали 5400 человек.
На основе опросов и были выделены четыре группы горожан – в зависимости от их требований к городской среде, заинтересованности в тех или иных аспектах развития города и степени мобильности (подробнее о проекте см. статью «Полноценной жизнью живут не только столицы»).

Ценители эстетики и инфраструктуры города
Первая группа – почти треть (32,2%) от общего числа респондентов – горожане во всех смыслах этого слова. Это люди со сложившимся отношением к городской среде, которые ориентированы на жизнь в сообществе. Такие жители принимают близко к сердцу эстетику города и ценят предоставляемые им широкие социально-экономические и культурные опции. Среди представителей этой группы наибольший процент людей с высшим образованием (65,3%). Большинство респондентов из этой группы имеют доходы до 50 тысяч рублей в месяц на одного человека.
Эту группу интересуют такие блага как образование, работа, досуг и благоустройство. Для них важно, чтобы в городе были хорошие вузы, много магазинов шаговой доступности и крупные торговые центры. Их любимые места связаны с досугом в одиночестве или в компании друзей: это музеи, театры, выставки, кафе, стадионы. Они активно перемещаются по всему городу, хотя и тяготеют к центральной его части.
Горожан этого типа волнует привлекательность облика города, в том числе дворов и зеленых зон. В то же время в особой активности по месту жительства они не замечены. Им, к примеру, не интересно участие в местном самоуправлении.

Горожане, ценящие уют дома и двора
Горожан второй группы (в исследованных городах таких жителей в среднем 22,2%) значительно больше, чем горожан первой группы, волнуют вопросы качества жилья и придомового окружения, а также управление жилыми домами и стоимость жилья. Они активно интересуются благоустройством дворов и скверов, часто участвуют в субботниках и организуют уборку подъезда, говорится в работе.
В этой группе преобладают жители городской периферии, которые ездят на работу в центр или в другие районы города. Поэтому для таких горожан особенно важно качество работы общественного транспорта.
Если первая группа относительно молодая, то вторая – люди средних лет. Их доходы на одного члена семьи – 15-25 тысяч рублей.

Домоседы
Третья группа не имеет отчетливых средовых предпочтений и стратегий городского поведения. Такие горожане, по определению исследователей, довольно пассивны. Это самая большая по численности группа: 42% от общего числа респондентов. Ее представители ценят в городах возможность трудоустройства, высокую зарплату, а также хорошие детсады, школы и поликлиники. Остальные требования к качеству городской среды (насыщенный досуг, нормальный транспорт и пр.) они предъявляют по минимуму.
Чаще всего такие люди ищут работу рядом с домом. Они не состоят ни в каких общественных движениях, будь то местное самоуправление или благоустройство двора. Представители этой группы низкодоходны, пишут эксперты: больше половины имеют доход до 25 тысяч рублей на одного человека.
Видимо, такие горожане реализуют кризисную жизненную стратегию. Не случайно их территория ограничена лишь квартирой и работой. «Их средовые предпочтения могут сформироваться при повышении уровня доверия к окружающим их людям и институтам и при улучшении качества городской инфраструктуры», – комментируют исследователи.

Потребители города
Четвертая группа горожан – наиболее малочисленная (3,8% от выборки) – сильно отличается от остальных. Такие люди сверхактивны, инициативны и амбициозны. В этой группе больше всего бизнесменов, студентов и тех, кто совмещает работу с учебой. Горожане этого типа ценят хорошую экологию, качество транспорта и инфраструктуры. Однако в целом их отношение к городу крайне потребительское, указывают эксперты.
Такие жители почти не участвуют в местном самоуправлении, но, тем не менее, придают важность социальному капиталу. Четверть горожан этого типа состоят в общественных движениях, а 71,5% за последние год-полтора участвовали в добровольных акциях и занимались благотворительностью. Почти 40% удовлетворены своим местом работы.
Поскольку в этой группе больше всего бизнесменов и работающих студентов, ее представители вполне оптимистично смотрят на предпринимательство: 42% считают, что в их городе легко (или, скорее, легко) заниматься бизнесом. «Можно предположить, что это ценностно монолитная группа, ориентированная на индивидуализм и личностные достижения, – пишут авторы исследования. – Они не укоренены в городе, город является для них лишь тем местом, где они могут реализовать свои собственные устремления». Такие люди готовы переехать и в другой город, если получат там более выгодное предложение по работе.

Город для всех граждан
С учетом выделенных групп горожан, можно повысить качество городской среды за счет четырех факторов, указывают авторы исследования.
Первый – развитие институтов гражданского общества. Жителей города нужно вовлекать в управление городской средой. Это особенно важно для горожан третьей группы: в этом случае они смогут самоопределиться в городе.
Второе направление действий – повышение качества культурной инфраструктуры города. Это увеличит удовлетворенность им у жителей первой группы.
Третий сюжет – развитие транспорта и повышение качества и доступности жилья, для соответствия потребностям горожан второй группы.
И, наконец, для поддержки представителей четвертой группы необходимо еще одно направление действий: расширение возможностей реализации предпринимательских и социально значимых проектов.

«Opec.ru», 23 декабря 2014 года

 

<<< Назад


Вперед >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.