Миграционная политика изменилась из-за украинских переселенцев
В 2014 году российские власти встали перед необходимостью принять и обустроить несколько сот тысяч беженцев с юго-востока Украины. Поток переселенцев, спасающихся от боевых действий, вынудил чиновников кардинально поменять складывавшиеся годами приоритеты миграционной политики. Эксперты, впрочем, спорят, нужно ли и дальше упрощать процедуры легализации мигрантов.
Поток беженцев с юго-востока Украины хлынул в РФ в апреле 2014 года после начала боевых действий в Донецкой и Луганской областях. В тот момент российские власти еще не представляли, сколь велико окажется число мигрантов, поэтому стратегических планов не строили.
Поначалу переселенцы прибывали исключительно в приграничные регионы — в первую очередь Ростовскую и Белгородскую области. Но вскоре стало понятно, что возможности для обустройства здесь исчерпаны. Беженцы начали разъезжаться по России — в регионы, с их точки зрения, наиболее комфортные для проживания.
По данным ФМС, в Россию с 1 апреля 2014 года въехало и не выехало около 831 тыс. граждан Украины. Обращения с просьбой предоставить временное убежище, получить статус беженцев, гражданство РФ или стать участником госпрограммы переселения соотечественников, которая действует с 2007 года, подали более 486 тыс. человек. Почти в 1 тыс. экстренно созданных в разных регионах пунктах временного размещения, по данным ФМС, в настоящий момент находится более 57 тыс. человек. На помощь беженцам власти РФ выделили дополнительные 6,5 млрд руб.
Вместе с проблемой приема и оказания необходимой помощи переселенцам властям предстояло решить более важный вопрос — их легализации. Чиновники решились на серьезную корректировку миграционных норм, которые традиционно были жесткими для тех, кто решил получить убежище в России. Эта процедура могла занимать до трех месяцев, но не гарантировала положительного решения. По статистике ФМС, которую приводят в УВКБ ООН, лишь 10-11% претендентов получали искомый правовой статус.
После того как правительство в июле 2014 года одобрило постановление об упрощенном порядке выдачи временного убежища переселенцам с Украины, тем для легализации оказалось достаточно, по сути, пересечь границу с РФ. До официального окончания боевых действий переселенцы могут оформить пребывание в РФ в течение трех дней, а не трех месяцев, как было ранее. Кроме того, временное убежище гражданам Украины теперь предоставляется по групповому принципу — сотрудники ФМС не изучают индивидуальные данные заявителя.
Наконец, к концу года ФМС обобщила проблемы, которые были связаны с выдачей документов для пребывания в РФ, и разработала законопроект, который предполагает введение в законодательство новой нормы — так называемой временной защиты. Временная защита предоставит право пребывать в РФ на срок до одного года иностранному гражданину или переселенцу без гражданства, если он бежал от войны или массового нарушения прав человека. Кроме того, законопроект предусматривает совмещение процедур получения временного убежища и статуса беженца. Переселенцу будет достаточно подавать только одно заявление о предоставлении убежища, а сотрудники ФМС сами решат, какой статус заявителю предоставлять.
Правозащитники и эксперты в сфере миграции не могут прийти к единому мнению, нужно ли и дальше упрощать процедуры легализации беженцев. В частности, члены президентского Совета по правам человека предлагают автоматически выдавать вынужденным переселенцам разрешение на работу еще на стадии обращения в ФМС за статусом беженца и вид на жительство в России. По мнению руководителя сети "Миграция и право" Светланы Ганнушкиной, следует также исключить требование к беженцам иметь регистрацию по месту пребывания, чтобы получить гражданство.
"Нужно было упростить закон о получении статуса беженца и получении убежища,— считает, в свою очередь, президент фонда "Миграция XXI век" Вячеслав Поставнин.— Городить огород из новых законопроектов вроде того, что предполагает введение временной защиты, не нужно".
Глава юридического бюро "Аванти-консалтинг" Гаяр Ахсянов указывает, что беженцы с Украины оказались в привилегированном положении по сравнению, например, с мигрантами из Средней Азии. "Но привилегия эта временная: поскольку помощь беженцам имеет политическую подоплеку, поблажки рано или поздно закончатся",— прогнозирует Гаяр Ахсянов.
Вячеслав КОЗЛОВ. «Коммерсантъ», 26 декабря 2014 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)