или О том, как благодаря коррупции страну можно захватить без единого выстрела
Скоро в Бишкеке начнётся судебный процесс над гражданами Китая, обвиняемыми в хулиганстве, сопряжённом с сопротивлением представителю власти. Наша газета в своё время подробно рассказывала о грандиозном дебоше, который 1 октября этого года учинили пьяные китайские строители, праздновавшие свой национальный праздник - День провозглашения КНР. Они, напомним, толпой избили участкового милиционера и разбили дверь и окно в кафе, где тот пытался укрыться.
Из восемнадцати задержанных милицией китайцев-дебоширов десятерых привлекли к уголовной ответственности. В конце ноября уголовное дело поступило в Ленинский районный суд Бишкека, все подсудимые ожидают начала судебного процесса в СИЗО.
Остальные восемь граждан КНР отделались административным взысканием. По решению того же Ленинского райсуда они отбыли в приёмнике-распределителе ГУВД Бишкека по трое суток административного ареста и благополучно вышли на свободу.
Их даже не депортировали в Китай. Поскольку милиция в их пребывании на территории Кыргызстана нарушений закона не нашла. Всех этих китайцев официально пригласила строительная фирма "Чжуо Юе", зарегистрированная в Бишкеке. Они пересекли границу в апреле 2014 года и получили разрешение на трудовую деятельность до декабря.
Тот факт, что эти иностранцы в ходе своей трудовой деятельности "малость" похулиганили, основанием для их выдворения из Кыргызстана почему-то не стал.
Почему же граждане Китая (да и не только этой страны) столь вольготно и уверенно чувствуют себя в Кыргызстане? Причины у этого явления - весьма глубокие…
Ещё во времена правления Аскара Акаева один из его приближённых попытался протащить законопроект о предоставлении так называемого "коммерческого" гражданства Кыргызстана. Суть нововведения заключалась в том, что кыргызский паспорт может быть вручён любому иностранцу, вложившему в экономику республики энную сумму, начиная с миллиона долларов. Эта затея провалилась лишь после того, как её противники (нашлись такие во властных структурах) сумели доказать пагубность такого нововведения для национальной безопасности Кыргызстана.
Великому соседу - Китаю - ничего не стоит, доказывали они, вложить в кыргызские банки пару миллиардов долларов. И тем самым превратить в граждан Кыргызстана пару миллионов мигрантов из своей страны. Последствия предсказать несложно - новоявленные "кыргызстанцы" китайского происхождения начинают на законных основаниях избирать своих депутатов, продвигать во власть своих ставленников... И вскоре Кыргызстан (сохранив свои флаг, герб, гимн и прочие внешние атрибуты суверенитета) фактически оказывается под контролем соседнего государства.
Та затея провалилась. Но поток китайских мигрантов, хлынувших в Кыргызстан, и не думал ослабевать. По неофициальным данным, которые упоминаются в официальных аналитических документах, сегодня в Кыргызстане более 100 тысяч китайцев.
Впрочем, член экспертного совета по противодействию коррупции при Генеральной прокуратуре КР Русланбек Умаров даже эту огромную цифру считает заниженной. "Если совсем уж открыто смотреть правде в глаза, - говорит он, - то реальное количество китайцев в Кыргызстане вполне может достигать 200 тысяч человек".
Вдумаемся. Население Кыргызстана - чуть более 5 миллионов человек. Из них, по утверждению экспертов, порядка одного миллиона сами находятся за пределами страны - в трудовой миграции. Остаются 4 миллиона с хвостиком. Нетрудно подсчитать: сегодня примерно каждый 20-й житель республики - китаец.
СПРАВКА
В 2013 году (более свежих данных пока нет) Министерство иностранных дел Кыргызстана выдало иностранным гражданам 22 тысячи 244 визы. Из них гражданам КНР - 15 тысяч 615 виз.
Как предполагала Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями при правительстве КР, более 10 тысяч виз из этих 15 с половиной тысяч китайцы могли получить по коррупционной схеме.
- В прошлом году, - рассказывает подполковник финансовой полиции Русланбек Умаров, возглавляющий в ГСБЭП отдел по борьбе с коррупционными преступлениями, - Совет обороны республики поручил правоохранительным органам, занимающимся борьбой с коррупцией, изучить все министерства и ведомства на предмет выявления зон коррупционных рисков. Нашей службе выпало среди прочих ведомств изучать МИД Кыргызстана. Работая по своим методам, о которых я распространяться не могу, мы пришли к выводу - подразделением этого министерства, которое наиболее подвержено коррупционным рискам, является ДКС - Департамент консульской службы.
- Этот риск, - продолжает Русланбек Умаров, - связан с услугами, которые оказывает ДКС - выдача и продление виз иностранным гражданам. При этом в коррупционные схемы редко втягиваются, скажем, граждане США, Японии, европейских стран. Зато очень часто - граждане так называемых "стран риска" - КНР, Пакистана, Ирана, Афганистана, Турции. Цель многих граждан этих стран (а также лиц без гражданства) - любыми путями въехать в Кыргызстан и здесь легализоваться. В этом их желании чиновники, курирующие визовую поддержку, находят источник своего обогащения. И самым большим и богатым источником, по нашим данным, являются граждане Китая. Поскольку именно они составляют основную часть таких мигрантов.
- Как выглядят эти коррупционные схемы?
- Есть несколько каналов, по которым граждане Китая попадают в Кыргызстан. Канал первый - посреднические компании, специализирующиеся на так называемой "визовой поддержке". Этих компаний - наиболее активных и популярных - сейчас в Кыргызстане около двадцати. Их официальные услуги стоят порядка полутора тысяч долларов за каждую визу. Но, по нашим данным, из этой суммы самой компании остаётся лишь порядка 300-400 долларов. Остальные деньги уходят в виде "неофициального" вознаграждения чиновникам разных ведомств.
Итак, получив бизнес-визу, приезжает сюда китаец на месяц. Чтобы ему остаться на год, на его имя регистрируется фирма-однодневка. Этим, как правило, занимаются те же компании-посредники. И вот у китайца статус повышается - он уже учредитель какого-нибудь ОсОО. Другой вариант - этот китаец якобы покупает долю в каком-нибудь уже существующем ОсОО, становясь его соучредителем. Разумеется, фиктивно…
СПРАВКА
По данным Государственной налоговой службы КР, в 2013 году в Кыргызстане прошли налоговую регистрацию следующее количество иностранных и совместных предприятий и организаций:
18 закрытых акционерных обществ,
7 открытых акционерных обществ,
115 АО,
5 тысяч 868 ОсОО,
271 индивидуальный предприниматель.
- Индивидуальные предприниматели - это в большинстве своём торговцы с бишкекского рынка "Мадина", - комментирует эти цифры Русланбек Умаров. - Большинство же фирм-однодневок, уверен, кроются под вывесками ОсОО. Всё, что нужно, чтобы их содержать - нанять бухгалтера за сотню долларов в месяц. Который ежемесячно будет сдавать в налоговую инспекцию "нулевые" отчёты: фирма, дескать, действует, но пока ничего не зарабатывает - ждём поступления денежных средств, инвестиций и т.д.
Иногда, чтобы показать хоть какую-то деятельность, такие фирмочки проводят лжесделки. Они, в сущности, видны невооружённым глазом - если за год фирма пару раз по паре тысяч сомов прогнала туда-сюда, при этом в этой фирме совсем нет сотрудников, - это что, деятельность?! Уверен - если сейчас проверить все фирмы, зарегистрированные на иностранцев, многие из них окажутся фактически недействующими. Китайцам принадлежит около 3 тысяч фирм. Уверен - больше половины из них фиктивные.
- Приходилось ли такие фирмы разоблачать?
- Они не интересны ни налоговикам, ни финполиции - уж слишком малые денежные суммы через них проходят. Да, честно говоря, и нет смысла тратить на эти фирмы время, пытаться возбуждать по этим фирмам какие-то уголовные дела. Ведь они создаются с единственной целью - продлить визу пребывания в Кыргызстане. Их владельцы никогда не скажут, кому и сколько они платят взяток. Надо бороться не с этими бумажными фирмочками, а с самой коррупционной системой. Выбивать почву из-под неё.
Другой способ проникновения на территорию Кыргызстана - трудовая миграция. Этот канал проходит через Министерство труда, миграции и молодёжи КР. Компании, принадлежащие в Кыргызстане китайцам, подают заявки на приглашение на работу специалистов из Китая. Эти заявки два раза в месяц рассматривает комиссия из числа сотрудников МВД, ГКНБ и Департамента регистрации населения Госрегистрационной службы, созданная при Минтруда, которая принимает решение о выдаче разрешений на работу.
В отличие от других стран, включая Россию, где квоты на работу иностранным гражданам распределяются между разными странами, у нас такого порядка нет. Каждый год на весь Кыргызстан выделяется порядка 15 тысяч трудовых квот. Из них где-то 12 тысяч квот выгребает Китай. Каждый год! При этом не факт, что китайские предприятия приглашают сюда действительно незаменимых специалистов. Порой складывается впечатление, что цель этих бизнесменов (или тех, кто за ними стоит) - просто притащить сюда побольше граждан Китая. Пусть даже чернорабочими, хотя эту работу могут выполнять и наши граждане.
По нашим оперативным данным, кое-кого из своих "приглашённых специалистов" некоторые приглашающие компании даже в глаза не видят! Они просто получают деньги от посредников - за то, чтобы включили в список людей с такими-то китайскими фамилиями. То же самое - с частными приглашениями. Пригласить гостя из Китая может частное лицо. И при этом его никогда не увидеть. Такая услуга стоит 350-400 долларов. Многие кыргызстанцы этими деньгами соблазняются, не отдавая себе отчёта в том, что подрывают национальную безопасность своей страны.
- Но ведь прежде чем иностранец получит кыргызскую визу, его кандидатуру должны проверить спецслужбы. Куда смотрят они?
- По нашим оперативным данным, некоторые из их сотрудников тоже вовлечены в коррупционные схемы. В ходе нашего изучения Департамента консульской службы МИД мы в ответ на свой запрос получили любопытное официальное подтверждение от директора этого департамента. Подтверждение того, что были случаи, когда сотрудники ГКНБ сначала давали отрицательный ответ на ходатайства китайских компаний об оформлении виз специалистам из КНР. Но через несколько дней вдруг меняли своё мнение - и соглашались на выдачу виз тем же самым гражданам. Почему - остаётся лишь догадываться…
- Судя по процентам "откатов", которые фирмы-посредники оставляют чиновникам, и по количеству въезжающих китайцев, в итоге взятки исчисляются миллионами долларов…
- Не буду отрицать - в год, по нашему анализу, теневой доход чиновников действительно исчисляется такими огромными суммами. Правда, это лишь оперативные данные, за руку пока никого не поймали.
Главная проблема в том, что въезд китайских граждан в Кыргызстан контролирует множество ведомств - пограничники, МВД, ГКНБ, МИД, ГРС, Минтруда… А вот выезд НЕ КОНТРОЛИРУЕТ НИКТО.
Китаец, приехавший сюда на месяц, может в итоге прожить в нашей стране 5 лет. Захочет уехать - в аэропорту хватятся: "Ай-ай-ай, уважаемый, да вы визовый режим нарушили…" Ну заплатит этот нарушитель мизерный штраф, а потом снова благополучно кыргызскую визу получит и вернётся.
И все эти 5 лет пребывания в Кыргызстане этого китайца тоже никто не контролирует. Если правоохранительные органы им и интересуются, то лишь для того, чтобы "снять" с него деньги. И получается, что нелегальная миграция выгодна нашим чиновникам - потому, что она их кормит. Чем больше нелегалов - тем больше доход. По нашим оперативным данным, между разными службами даже конкуренция возникает: "Этот китаец - мой клиент, вы его не трогайте! А тот - ваш клиент, я его трогать не буду".
СПРАВКА
Почти год назад - в январе 2014 года - Министерство иностранных дел КР предложило увеличить штрафы для иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение законодательства и процедуры пребывания на территории Кыргызстана.
МИД КР упирал на то, что в соседних странах размеры штрафов за нарушение визового режима превышают кыргызстанские в несколько раз. Например, в Узбекистане они достигают 3 тысяч долларов, в Казахстане - 1 тысячи долларов в переводе на национальную валюту этих стран. МИД КР предлагал увеличить суммы штрафов за эти нарушения всего-то до 4-10 тысяч сомов.
- Не знаю, чем та инициатива МИДа окончилась, но за нарушение визового режима иностранных граждан по-прежнему штрафуют на 1-2 тысячи сомов, а организации, их пригласившие - на 20 тысяч сомов, - говорит Русланбек Умаров. - Учитывая, какие доходы получают пособники нелегальной миграции, эти штрафы - просто копеечные.
Чтобы навести порядок в этой сфере, штрафы, считаю, должны быть огромными!
Если, скажем, компания приглашает в Кыргызстан специалиста, который нарушает визовый режим, то она должна платить не меньше 50 тысяч долларов. И сама оплачивать расходы по депортации иностранца.
И каждый, кто приглашает иностранца (будь это фирма или частное лицо), обязан сам контролировать, чтобы тот вовремя выехал из страны. Не перекладывая эту обязанность на правоохранительные органы.
Мы, к сожалению, никогда не считаем, во сколько обходятся госбюджету наши поисковые мероприятия. А ведь на них тратятся миллионы сомов! Почему, спрашивается, чьи-то коррупционные схемы должно оплачивать государство?
Прежде чем давать предприятию квоты на привлечение рабочей силы, надо выяснить: "А все ваши люди, приглашённые в прошлом году, из Кыргызстана выехали?". Пока не выедут, квот этой компании не давать. В случае отказа в выдаче визы иностранцу надо запретить повторно рассматривать документы от этого гражданина в течение 6 месяцев. Это выбьет почву из-под ног коррупционеров. В случае если иностранец предоставил в госорганы недостоверную информацию (например, поддельные справки из налоговой инспекции, с места жительства и т.д.), запретить ему въезд в Кыргызстан как минимум на 2 года.
Эти и другие подобные меры - и есть противодействие коррупции. Часто приходится слышать жалобы на то, что, дескать, законодательство у нас несовершенное, надо его менять, чтобы навести порядок. Законы у нас в целом нормальные. Иногда руководителю ведомства достаточно издать внутриведомственный нормативный акт. Как-нибудь я приведу примеры того, как руководителям удавалось убить коррупцию в своём ведомстве за… 10 минут. Как? Всего лишь издать один-единственный приказ…
- Как думаете, получится ли теперь у наших чиновников справиться с наплывом китайцев-нелегалов?
- Честно? Думаю, они пока морально не готовы бороться с этим явлением. Слишком большой соблазн, слишком большие деньги… А нужна-то всего лишь воля. Нужно всего лишь быть патриотом.
Есть, кстати, ещё один канал, по которому в Кыргызстан из Китая попадают нелегалы. Стопроцентно контрабандный. В тёплое время года они, насколько известно, умудряются пересекать границу, спрятавшись в контейнерах на грузовиках. Многие из них не имеют документов даже у себя на родине. И вот ловят здесь такого китайца… Паспорта у него нет. Он называет вымышленные имя, год рождения. Правоохранительные органы посылают в Китай запрос, оттуда приходит ответ: такой гражданин у нас не значится. Значит, депортировать его обратно в КНР нельзя. Так он и остаётся в Кыргызстане.
- Так и остаётся?!
- А что с ним делать? Никакое государство его, беспаспортного, не примет. И кто знает, сколько таких здесь болтается… Чтобы они не проникали в страну, на границе должны стоять рентген-аппараты. Но у наших пограничников их нет. Многие китайцы, приехавшие в Кыргызстан по визе, тоже пользуются этим приёмом, чтобы здесь остаться. Говорят милиционерам, что паспорт потеряли, а зовут их так-то… Результат - китайская сторона своими их не признаёт, и что с ними делать, никто не знает.
А выход есть простой - биометрия. Она сейчас вводится в Кыргызстане, но в первую очередь её, думаю, нужно вводить в кыргызском посольстве в Китае. Хочешь получить визу - сдай отпечатки пальцев. Тогда уже никакой нелегал нашу милицию не проведёт - легко будет установить его личность и депортировать.
Все эти меры давно уже используются в других странах. Почему же мы так беспечны? Мы не против китайцев - это великий трудолюбивый народ, приносящий Кыргызстану много пользы. Но защищать свои национальные интересы мы тоже обязаны, - заключает эксперт по противодействию коррупции Русланбек Умаров.
И удивляться тому, что китайцы бьют кыргызских милиционеров, в сущности, не приходится. Мы их сами приучили к тому, что у нас в стране всё покупается и продаётся. И пока мы сами не научимся себя уважать, никто нас уважать и с нами считаться не будет.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)