Детей мигрантов предлагают направить в специальные школы
Общественная палата РФ обратилась к Министерству образования и науки с призывом открыть специальные школы для обучения детей мигрантов русскому языку. Эксперты палаты утверждают, что сейчас большинство таких учеников просто не могут освоить образовательную программу в рамках обычной средней школы. Инициатива палаты касается обучения почти полумиллиона человек. Минобрнауки предлагает вместо открытия новых школ научить педагогов работать с детьми, которые не знают языка.
Участники обсуждения рассказали, что российские школы все чаще сталкиваются с ситуацией, когда туда приходят дети, не знающие русского языка. Подавляющее большинство из них — дети трудовых мигрантов или беженцев из стран, где русский язык не используется в быту. В отличие от вузов при зачислении школьников не существует специальных требований к уровню владения русским, поэтому "неговорящие" встречаются даже в старших классах. Эксперты особо отметили, что языковая проблема практически не затрагивает беженцев с Украины (с весны этого года, по данным ФМС, в РФ их прибыло более 830 тыс.). В худшем случае их приходится готовить по учебной программе "Русский язык как неродной", которая разработана для детей из национальных республик России.
"Когда ребенок не знает даже основ русского языка, это создает проблемы для всех: учителя не знают, как общаться с таким ребенком, и сам он не может получить знания",— рассказал профессор Московского института открытого образования Валерий Морозов. Расхожее представление, что ребенок может самостоятельно освоить иностранный язык, если будет жить в чужой среде, абсолютно неверно, указывает эксперт. "Самостоятельно освоить язык могут только маленькие дети, но и этого уровня недостаточно для серьезной учебы",— говорит он.
В последние годы в крупных российских городах были открыты школы, где русский язык преподают детям, для которых он является иностранным. Ученики полгода или год занимаются только русским — по 20 часов в неделю. В программу входят основы фонетики, лексика, а также курс социокультурной интеграции. Те, кто успешно сдаст экзамен, переходят в обычные классы общеобразовательных школ. Наряду с изучением общей для всех детей программы иностранцы могут получать дополнительные уроки языка.
Однако проблему это так и не решило — к такому выводу пришли эксперты Общественной палаты. Подобных школ слишком мало: в Москве их было 12, но в связи с процессом слияния образовательных учреждений осталось только шесть. "Родителям, которые и так работают без выходных, очень сложно каждый день отвозить ребенка в другой район,— сказал Валерий Морозов.— Поэтому они отдают их в ближайшую школу, даже если там не готовы обучать ребенка, который не понимает русского языка".
По данным ФМС на 4 декабря 2014 года, в России находятся 150 тыс. несовершеннолетних граждан Таджикистана, 174 тыс.— Узбекистана, 100 тыс.— Киргизии, 51 тыс.— Молдавии.
В отсутствие государственной поддержки образованием таких детей занимаются волонтеры, например центр адаптации и обучения детей беженцев при комитете "Гражданское содействие", который работает с 1996 года. "У нас сейчас 60 учеников, которые не ходят в обычные школы, потому что не знают русского языка или не имеют регистрации,— рассказала "Ъ" представитель центра Катерина Кокорина.— Помимо граждан среднеазиатских республик это дети из Афганистана, Сирии, африканских стран". С детьми бесплатно занимаются более 60 человек, включая профессиональных педагогов: они преподают русский язык, математику, а также обеспечивают детям "человеческое общение и дружелюбное внимание". Раньше организация получала гранты, однако после принятия новых требований к НКО центр живет фактически на пожертвования частных лиц. "Создание интенсивных языковых курсов на базе обычных школ было бы логичным шагом,— говорит госпожа Кокорина.— Но на практике число таких школ в Москве сократилось вдвое, что сводит на нет все усилия государства".
По итогам обсуждения общественники подготовили обращение к Министерству образования и науки с просьбой открыть школы для детей мигрантов в каждом районе Москвы и других крупных городов. По их словам, для этого необязательно открывать новые учебные заведения — достаточно создать специальные классы в уже существующих школах. Кроме того, авторы обращения заявили о необходимости дополнительной профессиональной переквалификации учителей, которые преподают в полиэтнических классах.
"Это необходимая мера. Сейчас даже дети из постсоветских республик плохо знают русский язык,— пожаловался председатель Союза таджикистанцев России Абдулла Довлатов.— Их родители приезжают сюда не только ради заработка, они знают, что российское образование гораздо качественнее. Но при этом детям на родине негде выучить русский язык, а здесь, оказывается, очень сложно".
В департаменте образования Москвы пока не смогли прокомментировать инициативу ОП. В свою очередь, в Минобрнауки заявили, что решают проблему другими методами: ведомство занимается повышением квалификации учителей, которые могли бы обучать русскому языку детей, для которых он не является родным. В пресс-службе ведомства заявили "Ъ", что необходимые методические материалы уже разосланы во все регионы РФ. "Данный комплекс мер не подразумевает создание отдельных школ или отдельных классов для обучения детей, изучающих русский язык как не родной",— заявили в ведомстве.
Александр ЧЕРНЫХ. «Коммерсантъ», 16 декабря 2014 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)