10 октября 2014 г. Армения подписала договор о присоединении страны к ЕАЭС. После долгих обсуждений и дискуссий на различных общественных и политических площадках страна сделала свой выбор в пользу евразийской интеграционной модели. Что ожидает нашу страну после 1 января 2015 года, когда Евразийский экономический союз станет полномасштабно функционировать? Какие преимущества получат обычные граждане нашей страны, которые ожидают от интеграции конкретных экономических выгод? Является ли евразийское интеграционное направление приемлемой парадигмой для постсоветских стран?
Дискуссий на тему интеграции на постсоветском пространстве только в самой Армении было достаточно, чтобы понять, как настроена общественность. Экспертное сообщество также разделилось на два лагеря: сторонники интеграции с ЕС и ЕАЭС. Сегодня выбор сделан, но дискуссии проходят не менее бурно. И речь уже идет о поиске наиболее удобного формата взаимодействия Армении, члена ЕАЭС, с другими государствами - членами ЕАЭС и получении максимальных экономических преференций. Однако стоит также акцентировать внимание на важную особенность этих дискуссий и обсуждений, ведь в них отсутствуют конкретика и предметность. Особенностью армянского научно-экспертного поля является то, что лишь не многие знают и знакомы с нормативно-правовой базой ЕАЭС и документами, которые отвечают на многие вопросы, возникающие у простых граждан.
Наиболее важным является вопрос о трудовой деятельности трудящихся государств-членов. Ответ на этот вопрос можно найти в договоре о Евразийском экономическом союзе, подписанном в Астане 29.05.2014 г. (статья 97).
Сегодня многие граждане Армении работают в России, являясь трудовыми мигрантами, по этой причине важно знать о своих правах и обязанностях, которые прописаны в договоре о ЕАЭС.
Важнейшей так называемой выгодой является тот факт, что трудовые мигранты из Армении получат возможность осуществлять трудовую деятельность в рамках ЕАЭС.
"Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства" (статья 97 п.1).
Второй важнейшей особенностью является тот факт, что в рамках ЕАЭС взаимно признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания.
"В целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании" (статья 97 п.3).
Необходимо также подчеркнуть тот факт, что гражданам Армении предоставляется возможность находиться на территории государства - члена ЕАЭС свыше 30 суток вместо 7-й с даты въезда.
"Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда" (статья 97 п.6).
Таким образом, очевидно, что только в вопросе о трудовой миграции граждане Армении уже совсем скоро на себе могут ощутить преимущества евразийского интеграционного проекта, о котором так долго велись дискуссии.
Очевидно, что некоторые вопросы получают не совсем адекватные ответы, раздуваясь как мыльный пузырь. Это связано с интересами сил, которым евразийская интеграция мешает.
Важно знать и читать базовые документы, которые достаточно четко отвечают на вопросы, поставленные общественностью и многими политиками.
Арман ГУКАСЯН, председатель Международной общественной организации гуманитарного развития
«Голос Армении», 8 ноября 2014 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)