|
Рубрику ведет кандидат экономических наук
Виктория САКЕВИЧ
|
Отношение правительств к проблемам репродуктивного здоровья
По материалам Базы данных Департамента ООН по экономическим
и социальным вопросам
Нынешний год проходит под знаком 20-ой годовщины Международной конференции
по народонаселению и развитию в Каире, уделившей особенное внимание
необходимости охраны репродуктивного здоровья и обеспечения репродуктивных
прав. Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ)
представил обновленную информацию о политике в сфере репродуктивного
здоровья по всем странам мира[1].
1) Политика в отношении рождаемости
Согласно оценкам Отдела народонаселения ООН, коэффициент суммарной рождаемости в мире в целом снизился с 3,0 в 1990-1995 годах до 2,5 в 2010-2015 годах. Уровень рождаемости в Африке и ряде наименее развитых стран в других регионах остается высоким (около 5 рождений на одну женщину), тем не менее он снижается и в Африке. Число стран, рождаемость в которых не обеспечивает простое воспроизводство (ниже 2,1), увеличилось с 55 в 1990-1995 до 86 в 2010-2015 годах.
В 2013 году, как и в 2003, значительная доля стран мира (43%) ставит цели по снижению уровня рождаемости, однако растет и число стран, которые проводят политику повышения рождаемости. За десять лет доля стран, имеющих политику поощрения рождаемости, увеличилась с 17 до 27 процентов (рис. 1). Это касается, прежде всего, развитых стран, из которых 34 страны (69%), в том числе Российская Федерация, провозгласили необходимость повышения рождаемости.
Рисунок 1. Цели политики правительств в отношении рождаемости,
% стран. 2003 и 2013 гг.
Среди развивающихся стран преобладает политика, направленная на снижение рождаемости: 57% среди менее развитых и 94% среди наименее развитых (рис. 2).
Рисунок 2. Цели политики правительств в отношении рождаемости
по группам стран, % стран группы. 2013 г.
2) Политика в отношении рождаемости среди подростков
Растущее число стран выражает обеспокоенность уровнем подростковой рождаемости. При этом правительства развивающихся стран чаще рассматривают рождаемость в возрасте моложе 20 лет как серьезную проблему, чем правительства развитых стран (76% против 40%) (рис. 3).
Рисунок 3. Озабоченность правительств проблемой подростковой
рождаемости, % стран группы. 2013 г.
Из 190 стран мира, по которым есть информация для 2013 г., 90% имеют политику или программы по снижению рождаемости среди подростков (рис. 4); в 1996 г. эта доля составляла 60%. Правительства всех стран Латинской Америки и Карибского бассейна, Северной Америки, Океании и Африки (кроме одной страны) приняли политику, нацеленную на снижение рождаемости в возрасте до 20 лет.
Среди развитых стран 77% заявили о проведении специальной политики по снижению уровня подростковой рождаемости; Россия не входит в их число.
Рисунок 4. Наличие государственной политики
по снижению уровня рождаемости среди подростков,
% стран группы. 2013 г.
3) Политика в отношении планирования семьи
Прямая государственная поддержка планирования семьи подразумевает информирование, консультирование и услуги по планированию семьи, осуществляемые через государственные учреждения и организации. В 2013 году прямую поддержку планированию семьи декларировали 160 из 197 правительств (81%) (рис. 5). Правительства 20 стран (в их числе Россия) заявили о непрямой поддержке планирования семьи посредством поддержки неправительственных и частных организаций, оказывающих соответствующие услуги. Оставшиеся 17 правительств не поддерживают планирование семьи, в их число входит Ватикан, стоящий на позициях запрета программ и услуг по планированию семьи.
Доля правительств развивающихся стран, оказывающих прямую поддержку планированию семьи, постоянно растет: 82% в 1996 и 93% в 2013 году. Доля развитых стран, в которых оказывается прямое содействие программам планирования семьи, напротив, сокращается: 58% в 1976 и 45% в 2013 году. Среди развитых стран о полном отсутствии поддержки планирования семьи заявили руководства Польши, Словакии, Латвии, Греции, Мальты, Германии, Швейцарии и ряда карликовых государств Европы.
Рисунок 5. Наличие государственной поддержки планирования
семьи, % стран группы. 2013 г.
4) Политика в отношении искусственного прерывания беременности
Общей тенденцией последних десятилетий является либерализация законодательства
в отношении искусственного прерывания беременности (рис. 6). По
состоянию на 2013 год в 97% стран аборт разрешен с целью спасения
жизни женщины, в 2/3 стран - при наличии угрозы физическому и психическому
здоровью женщины, в половине стран – в случаях, если беременность
является результатом изнасилования или инцеста. Несмотря на тенденцию
либерализации, сегодня только 1/3 стран предоставляют женщине право
на прерывание беременности по желанию или по социально-экономическим
обоснованиям.
Рисунок 6. Основания, по которым аборт законодательно
разрешен, % стран мира. 2013 г.
Чили, Доминиканская Республика, Сальвадор, Ватикан, Мальта и Никарагуа не допускают искусственного прерывания беременности ни при каких обстоятельствах. Между 1996 и 2013 гг. 8 стран ужесточили законодательство в отношении аборта, тогда как 56 стран, наоборот, расширили перечень оснований для искусственного прерывания беременности.
В целом законодательство в отношении аборта остается намного более
запретительным в развивающихся странах, чем в развитых (рис. 7).
Рисунок 7. Основания, по которым аборт законодательно
разрешен, в развитых и развивающихся странах, % стран группы. 2013
г.
5) Политика в отношении материнской смертности
Материнская смертность почти повсеместно снижается; тем не менее правительства большинства развивающихся стран расценивают уровень материнской смертности в своих странах как недопустимый.
В 2013 году правительства 122 из 197 стран (62%) назвали уровень материнской смертности недопустимо высоким. Российская Федерация входит в их число.
Поскольку подавляющая часть материнских смертей в мире приходится на развивающиеся страны, правительства развивающихся стран в большей мере обеспокоены этой проблемой репродуктивного здоровья, чем правительства развитых стран. 75% менее развитых и 98% наименее развитых стран заявили о недопустимости существующего уровня материнской смертности (рис. 8).
Рисунок 8. Отношение правительств к уровню материнской смертности,
% стран группы. 2013 г.
Замечено, что в случае развивающихся стран существует тесная прямая связь между уровнем материнской смертности и степенью законодательного ограничения искусственного прерывания беременности. Чем больше ограничений, тем выше уровень материнской смертности.
Источники: World Population Policy Database.
База данных Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам.
URL: http://esa.un.org/PopPolicy/about_database.aspx
United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population
Division (2014).
Abortion Policies and Reproductive Health around the World (United
Nations publication, Sales No. E.14.XIII.11).
[1] База данных, поддерживаемая
ДЭСВ, позволяет отследить эволюцию официальных позиций, касающихся
параметров роста и структуры населения, рождаемости, планирования
семьи, здоровья, внутренних и международных миграций. В 2014 году
были обновлены разделы, связанные с репродуктивным здоровьем. В
качестве источников информации для этой базы данных авторы используют
официальные документы, политические заявления, а также материалы
специального опроса правительств по вопросам, касающимся населения
и развития.
|