|
Что мы знаем о лисе?.. Ничего. И то не все
Борис Заходер
|
Традиционные семейные ценности от Совнаркома
"К традиционным семейным ценностям, провозглашаемым
Концепцией, относятся ценности брака, понимаемого как союз мужчины
и женщины, основанный на государственной регистрации в органах
записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания
семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный
на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся
добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с
взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению".
Концепция государственной семейной политики в Российской
Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р.
Демоскоп знает больше.
Нам кажется, что
Концепция государственной семейной политики внесла, наконец, долгожданную
ясность в вопрос о том, что же следует понимать под нашими традиционными
семейными ценностями. Демоскоп, всегда внимательно следящий за духом
времени, уже давно склонялся к тому, к чему склонялось начальство:
надо укреплять традиционные семейные ценности. Но теперь он может
честно признаться: даже ему, с его ярко выраженным умением держать
нос по ветру, не всегда было ясно, о чем идет речь. Теперь все стало
на свои места. Само правительство своим распоряжением дало необходимые
разъяснения.
Перво-наперво это древняя народная традиция государственной
регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния,
созданная Декретом ЦИК и Совнаркома "О гражданском браке, о
детях и о ведении книг актов состояния" от 18 декабря 1917
года. До этого такая регистрация требовалась только от раскольников,
и Демоскоп не был уверен, что ее надо относить именно к традиционным
ценностям многонационального народа России. Но теперь, когда к подписям
В.И. Ленина и Я.М. Свердлова, скрепившим вышеупомянутый декрет,
прибавилась еще и подпись Д.А. Медведева, последние сомнения у Демоскопа
отпали: это и есть наша традиция.
Но кое-какие вопросы у Демоскопа все же остаются. Что
все-таки имели в виду эти Ленин и Свердлов, когда называли свой
декрет декретом "О гражданском браке…"? (Хорошо еще, что
Д.А. Медведев не подписался под этим сомнительным термином). Ведь
любому журналисту, политику, не говоря уже о простом народе, ясно,
что гражданский брак - это когда люди живут без регистрации в книгах
актов состояния, повенчавшись, так сказать, вокруг ракитового куста!
А как же тогда называть тот брак, который основан на государственной
регистрации в этих книгах и ценность которого определена первой
среди всех традиционных семейных ценностей? Пока названия для него
нет даже в новой замечательной Концепции, но мы надеемся, что наша
Государственная дума включит это вопрос в программу своей законотворческой
деятельности, дабы народ, наконец, понял, как называется брак, в
котором он состоит, а также как следует называть тот брак, в котором
он иногда состоит в других случаях.
Не совсем ясно Демоскопу также изложенное в Концепции
понимание брака, как союза, заключаемого в целях создания семьи,
рождения и (или) совместного воспитания детей. Сам Демоскоп в этом
мало что понимает, особенно в этих "и(или)", и, конечно,
полностью доверяет нашему правительству и помогающим ему экспертам.
Но беда Демоскопа в том, что, возможно, в отличие от упомянутых
экспертов, он когда-то чему-то учился, и в его коллективной голове
застряли остатки былых познаний. А кто же не знает, что, умножая
познания, мы умножаем скорбь?
И почему-то стало казаться Демоскопу, что традиционное,
по крайней мере, для России, понимание цели брака отличается от
ее нынешнего правительственного понимания. Как писал в свое время
один православный богослов, "брачная любовь есть сама по себе
цель, а не средство продолжения рода". И он еще утверждал,
что учение о деторождении как главной цели брака сделалось официальным
учением католической церкви. "Современные католические богословы
другие цели брака считают лишь следствием этой главной и, в сущности,
единственной цели", тогда как совсем по-другому смотрят на
этот вопрос "многочисленные канонические памятники Православной
Церкви, усвоившие как наилучшее, знаменитое Модестиновское определение
брака, рассматривающее брак как всестороннее и полное объединение
супругов, но вовсе не упоминающее о рождении" (С. Троицкий.
Христианская философия брака). Уж не католик ли наше правительство?
А другой православный богослов настаивает на том, что
это "для древних евреев брак имел значение лишь как средство
продолжения рода, в то время как для христиан брак является самоцелью,
союзом двух существ в любви, отражающим союз между Христом и Церковью.
И действительно, нигде - ни в Евангелии, ни у апостола Павла, ни
в святоотческой литературе - мы не найдем оправдания брака детьми"
(Протоирей Иоанн Мейендорф. Брак в православии). Так может быть
наше правительство - древний еврей?
Конечно, мы гоним от себя все эти непристойные мысли.
В конце концов, почему мы должны искать свои традиции в святоотческой
литературе? Разве не говорилось еще в Программе КПСС, сколь полезно
для повышения трудовой и общественной активности людей "широкое
распространение новых советских обрядов и обычаев"? А чем хуже
новые традиции, тем более, если правительству кажется, что они лучше
старых? Одним словом, как и подобает законопослушным Демоскопам,
мы охотно соглашаемся с главной установкой новейшей Концепции, согласно
которой "приоритетами государственной семейной политики на
современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей
и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных
традиций в семейных отношениях и семейном воспитании".
Но при этом мы понимаем, что за каждым современным этапом
всегда следует суперсовременный, и умильный взгляд на то, что мы
собираемся сейчас возрождать и сохранять, может смениться другим,
более критическим. Так на этот гипотетический случай хамелеонистый
Демоскоп приберегает цитату из Николая Бердяева (и не такие люди,
как мы, цитируют этого автора на современном этапе).
"С формами семьи, - писал Бердяев, - связана была
тирания, еще более страшная, чем тирания, связанная с формами государства.
Иерархически организованная, авторитарная семья истязает и калечит
человеческую личность. И эмансипационное движение, направленное
против таких форм семьи… есть борьба за достоинство человеческой
личности... Нужно отстаивать более свободные формы семьи, менее
авторитарные и менее иерархические... Евангелие... требует свободы
от рабства у семьи". (Н. Бердяев. О рабстве и свободе человека).
Уж не от традиционных ли семейных ценностей предлагает
отказаться уважаемый Н. Бердяев, ссылаясь на Евангелие? Демоскоп,
только что мобилизовавший себя, в соответствии с новой концепцией,
на "сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях
и семейном воспитании", не может опять демобилизоваться из-за
столь некорректного по отношению к нынешнему правительству высказывания,
пусть даже и "великого русского философа, столпа русского религиозного
возрождения" (так написано о нем на одном православном сайте),
и не советует это делать своим читателям - по крайней мере, до тех
пор, пока не кончится современный этап.
|