… о технологическом прогрессе, предпринимательстве и старении
Почему в мире долгожителей не будет технического прогресса
Нам скоро придется забыть о прорывных стартапах или технологиях, меняющих жизнь. Старики займут большинство руководящих должностей, в мире остановится технический прогресс и умрет предпринимательство
Эдвард Лэзир (Edward P. Lazear) из Стэндфордского университета и его коллеги из Университета Пекина предрекли человечеству не самое приятное будущее. Из-за старения населения в мире остановится технический прогресс и умрет предпринимательство. Мы можем забыть о прорывных стартапах, которые в корне меняют жизнь людей.
Основа бизнеса и предпринимательства – это деловые навыки и новые идеи. С возрастом людям все сложнее генерировать идеи и создавать что-то новое. Молодые и креативные редко обладают навыками, необходимыми для создания и управления успешным бизнесом.
Обычно люди создают стартапы в районе 30 лет. К этому времени они уже имеют нужный управленческий опыт и все еще могут придумывать новые идеи и продукты. Хотя есть исключения, например, Стив Джобс основал Apple в 21 год. Пожилые люди редко решаются открыть свой бизнес, тем более, инновационный.
Если в стране быстро стареет население, а доля пожилых растет, то обмена опытом не происходит. Пожилые занимают все управленческие места и не дают молодым получить нужные навыки. В таком обществе молодым просто нет места, пока они молоды.
Они играют второстепенные роли, а нужный опыт получают лишь в зрелом возрасте, когда им уже не хочется рисковать и открывать свое дело. В этом новом мире не будут изобретены технологии вроде смартфонов или персонального компьютера. Зато нынешние корпорации продолжать повышать эффективность и совершенствовать свои товары и существующие технологии.
Мировая экономика может, в итоге, повторить судьбу Японии. Она столкнется с «потерянным десятилетием», которое никогда не закончится.
Модель экономистов: связь технологического прогресса и старения
Инновации и технологический прогресс, как правило, основаны на какой-то оригинальной идее и ее воплощении в бизнесе. Например, Томас Эдисон изобрел лампочку накаливания, а затем основал General Electric. Александр Белл изобрел телефон, а затем основал AT&T.
Для первого нужна креативность, возможность и желание думать по-новому и отказываться от продуктов и методов производства, используемых в настоящем. Обычно молодые люди более креативны, чем пожилые.
Второй компонент предпринимательства – навыки ведения бизнеса, которые человек получает только ценой собственного опыта. Если руководитель был занят рутинными процедурами или неквалифицированной работой, то у него просто не будет шанса получить нужный опыт. Человек без должного опыта вряд ли сможет успешно управлять компанией.
Если общество состоит из пожилых, то они и будут занимать управленческие посты: у них больше опыта для этого. При этом если пожилые хорошо себя чувствуют, то причин уходить у них нет. Тем более, в стареющем мире работать до почтенного возраста станет нормой. У молодых нет шансов преуспеть в обществе пожилых и получить необходимые навыки, пока они молоды.
Фактически старение население снижает его креативность. Прогресс замедляется, инноваций становится все меньше. А те идеи, которые появляются, просто не могут реализоваться в бизнесе.
"Молодые" страны креативней
Эту модель ученые протестировали на реальном примере – на статистике Мониторинга мирового предпринимательства (последняя доступна за 2010 год). Эти данные собирает организация Global Entrepreneurship Research Association с помощью телефонных опросов и личных интервью с взрослыми, проживающими в различных странах. В период с 2000 по 2010 год в этих опросах приняли участие 1,3 млн человек, живущие в 82 странах мира.
Предпринимателями считались люди, которые владеют и управляют бизнесом больше 42 недель и платят зарплаты своим сотрудникам. Также данные учитывают стартапы и компании, которые закрылись за этот период.
Анализ этой статистики подтвердил, что более "старые" страны, где средний возраст выше, менее склонны к предпринимательству, в них реже появляются новые компании и меньше людей, которые владеют бизнесом.
Причем это касается всех возрастных групп: 20-30-летние люди из этих стран реже начинают свое дело, чем их же сверстники из более "молодых" государств.
В среднем снижение возраста населения страны на одно стандартное отклонение увеличивает предпринимательскую активность в стране на 2,5 п.п.
Практический пример: случай Японии
В 1970-1980е годы Япония демонстрировала настоящие экономические чудеса. В стране создавались новые инновационные корпорации. Японская техника и автомобили считались эталонном качества и инноваций. А экономисты прогнозировали, что Япония по ВВП на душу населения вот-вот обойдет США.
Затем в стране случился экономический кризис и в середине 1990-х годов она оказалась в ловушке «потерянного десятилетия», которое продолжается до сих пор. Страна застыла в своем развитие. Пока даже агрессивная бюджетная и монетарная политика не смогли заставить ее экономику снова расти.
Как раз в период экономического чуда резко ухудшилась демография Японии: после Второй мировой войны в стране начал падать уровень рождаемости. Уровень рождаемости в Японии сейчас составляет 1,3, это значит, что каждое поколение японцев будет сокращаться на 40%. Японцы уже сейчас стремительно превращаются в нацию пожилых.
В особенностях японской демографии можно найти и причину потерянного десятилетия: в стране в 1980-1990е годы перестали появляться предприниматели. В итоге, Япония отстала от США и других стран.
Пять из 10 самых крупных технологических корпораций мира были основаны после 1985 года. Средний возраст основателей технологический корпораций того времени был 28 лет. В Японии за последние 40 лет не было основано ни одной технологической корпорации, которая смогла бы войти в десятку мировых лидеров.
Если в 1960-1970-е годы уровень создания новых компаний колебался вокруг отметки в 6-7%, то в 1990-е годы он упал до 3%. Это меньше, чем в любой другой развитой стране.
Согласно Мониторингу мирового предпринимательства за 2010 год, если почти 5% взрослых американцев пытались организовать свой бизнес, то в Японии таких было всего 2%.
При этом в Японии до сих пор инвестируют в исследования и разработки, страна является одним из лидеров Азии по количеству зарегистрированных патентов. Но на основе хороших идей не возникают новые компании и отрасли.
По этому пути идут и другие страны. В последние 50 лет демографический сдвиг случился в большинстве развитых государств. Уровень рождаемости в Европе сейчас составляет 1,6, каждое следующее поколение европейцев будет сокращаться на 20%. Лишь в США пока уровень рождаемости достаточный, чтобы возместить естественные потери.
Подобные сдвиги начались и в развивающихся странах, например, рождаемость в Китае опустилась ниже уровня замещения. Здесь сказалась политика одного ребенка в семье. Китайское общество стремительно стареет. Некоторые эксперты предрекают Китаю судьбу Японии.
Население России тоже стареет, хотя и не такими быстрыми темпами. Доля граждан страны старше 60 лет с 2002 по 2010 год не изменилась и составила 18%. Доля россиян в возрасте от 0 до 19 лет сократилась с 25% до 21%.
Ольга ШАМИНА. «Большой город», 30 сентября 2013 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)