Все российские сироты по достижении совершеннолетия должны получить собственное благоустроенное жилье. Это требование федерального закона, который был принят почти два десятка лет назад. Однако действует этот закон лишь формально. На самом деле далеко не каждый детдомовец в России может рассчитывать на помощь государства в поиске крыши над головой.
На прошлой неделе Счетная палата (СП) опубликовала шокирующие результаты проверки регионов на предмет обеспечения детдомовцев собственным жильем. Выяснилось, что более 115 тыс. взрослых сирот в России так и не получили обещанного государством жилья. Заметим, что это число бездомных взрослых сирот превышает численность всех несовершеннолетних сирот, которых в России на сегодня около 100 тыс. человек.
Формально повзрослевшим детдомовцам в жилье чиновники, разумеется, не отказывают. Все эти сироты сохраняют на бумаге право выпрашивать у государства дом или квартиру. И назвать их окончательно обманутыми, строго говоря, нельзя. Поэтому все эти сироты годами остаются как бы «временно обманутыми».
Однако перспективы получения жилья для них становятся все более призрачными. Ведь только за один 2013 год численность «временно обманутых» сирот увеличилась сразу на 11400 человек. Другими словами, очередь бесквартирных сирот растет в стране темпом по 10% ежегодно.
В прошлые годы власти выделяли сиротам по 22–23 тыс. квартир и домов ежегодно. Правда, в это число попадали и совсем непригодные для жизни помещения. Ведь единых стандартов для выделения «благоустроенного жилья» для сирот в России нет. И этим очень ловко пользуются наши чиновники. Они, в частности, навязывают сиротам вместо благоустроенных квартир дачные домики, пригодные для существования только в летнее время. Еще одна удобная для властей схема – это «поселить» сирот в недостроенное жилье – то есть попросту в несуществующие дома.
Закупаются эти полупригодные постройки за казенный счет. Так, в прошлом году на дома для сирот было потрачено около 30 млрд руб., в том числе 6 млрд – из федерального бюджета. В 2011 году на жилье для сирот из бюджета было выделено около 19 млрд руб. Но на эти деньги иногда закупались комнаты в коммунальных квартирах, общежитиях и домах, не соответствующих даже санитарным нормам. Так, в Новосибирской области 345 детей-сирот были расселены в коммунальных квартирах. При этом в одной квартире предоставлялось жилье разнополым детям-сиротам, не имеющим родственных связей, – отмечают аудиторы СП.
Вместо квартир комнаты в коммуналках получали сироты, в частности, в Мурманской и Волгоградской областях, а также в Башкирии. Часто сиротам выдают жилье в неблагоустроенных и ветхих постройках. А в некоторых областях выделялись квартиры, общая площадь которых была меньше установленных социальных норм.
Но даже такое «жилье» получить удается далеко не всем. Два года назад среднее время ожидания жилья для сирот составляло около четырех лет. Сегодня же это время наверняка увеличилось – иначе не росла бы так резко численность «временно обманутых».
Заметим, что массовое нарушение прав детей-сирот происходило и в 2013 году, то есть во время общественного конфликта из-за «Антимагнитского закона» о запрете усыновления в семьи из США. В этом году чиновники утверждали программы помощи сиротам и даже обещали создать для них приемлемые условия существования. Однако, судя по проверкам, в части обеспечения жильем ситуация к лучшему пока не меняется.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)