25% молодых специалистов в Европе не могут найти работу. Помочь им взялись глобальные компании, пообещавшие создать 100 000 новых рабочих мест. Под действие программы подпала и Россия
В Европе на вакансии выстраиваются очереди из выпускников. И зачастую успешным соискателям приходится ждать рабочего места, знает Роман Иванов, директор онлайн-сервиса профориентации подростков и взрослых Career Driver. Молодой специалист может пройти собеседования и получить офер с оговоркой, что рабочее место освободится через 17 месяцев. Про такие случаи Иванов регулярно слышит от своих европейских партнеров.
Безработица в Европе среди молодежи, по разным данным, достигает 25-30%. Крупные работодатели посчитали, что в такой ситуации их социальная задача — помочь молодежи с трудоустройством. В конце прошлого года «Нестле» в Лиссабоне анонсировала старт программы в поддержку молодежи — Nestlé needs YOUth — в Европе, России и Евразии на 2014-2016 г. Компания взяла на себя обязательства создать к 2016 г. 20 000 новых рабочих мест, предназначенных для молодых людей в возрасте до 30 лет. И в этом году уже заняла более 4000 молодых специалистов, наняв их на временные и постоянные вакансии и предложив различные стажировки.
Попадание России в зону действия этой программы кажется нелогичным. Хотя, по данным Росстата, безработица среди молодежи в возрасте 15-24 лет составляет 14,2%, недостатка в вакансиях на рынке труда нет. И работодатели, готовые в том числе нанимать и молодых людей без опыта работы, постоянно жалуются на дефицит кадров, возникающий вследствие демографической ямы конца XX в. Однако эксперты не считают инициативу «Нестле» бессмысленной и говорят, что в России практический эффект для бизнеса будет даже выше социального.
Специфическая польза
В России «Нестле» обещает трудоустроить за 3 года 2700 человек и еще около 1000 человек смогут пройти практику и стажировки. 75% всех вакансий появится в регионах. С начала года в «Нестле» уже наняли на постоянные и временные позиции 1147 человек. В компании признают, что молодежь на практику и стажировки приглашали и раньше, но запуск программы сделал эту деятельность более системной. В итоге за 8 месяцев практикантов и стажеров в российской «Нестле» стало в 4 раза больше, чем за 2013 г.
«Усилия “Нестле” совсем не лишние, особенно если они смогут популяризировать в молодежной среде производственный сектор. Не стоит думать, что в России совсем нет проблем с трудоустройством молодежи», — считает Наталья Курантова, директор по работе с ключевыми клиентами Kelly Services.
Если на Западе у подобной программы ярко выраженный социальный статус и компании помогают решать вопрос безработицы, то в России, считает Курантова, у нее практический смысл. Такой подход позволит бизнесу постоянно формировать кадровый резерв. В условиях малочисленного в силу демографической ямы молодого поколения на рынке труда крупные компании просто не смогут расти и развиваться, не имея такого резерва, поясняет Курантова.
Поначалу к появлению в компании новых стажеров и практикантов штатные сотрудники отнеслись настороженно, рассказывают в «Нестле». Но через несколько месяцев их отношение изменилось. «В отличие от специалиста с определенным набором знаний и навыков, а также опытом работы, стажер требует к себе повышенного внимания. Менеджеру необходимо вкладывать в него практические знания и опыт, — поясняет Виктория Сидякина, корпоративный директор по работе с персоналом “Нестле” в России и Евразии. — Поначалу это занимает время, но потом инвестиции приносят плоды. Молодой специалист наиболее мотивирован и стремится получить свой первый опыт работы в бизнесе, соответственно его результативность очень высока. К тому же молодежь привносит свежий взгляд на вещи, что зачастую становится залогом успеха бизнес-проектов. Те, кто берет к себе стажера или практиканта, очень быстро убеждаются, что, развивая других, развиваешься сам».
«Молодежи в России нужна в первую очередь помощь с профориентированием. Большинство живет в иллюзиях, в отрыве от реальной ситуации в экономике и на рынке труда. Не представляет себе карьерный путь, — добавляет Курантова. — Когда студент или выпускник попадает в большую компанию на стажировку, у него есть возможность поработать на разных позициях, примерить на себя в полевых условиях разные роли и определиться, в какую сторону расти».
«Именно поэтому особое внимание в программе мы будем уделять блоку “Готовность к работе”, целью которого является консультирование молодых людей по вопросам трудоустройства и начала карьеры», — говорит Сидякина.
Совместят усилия
В Европе инициативу «Нестле» почти сразу подхватили около 200 крупнейших компаний. Общими усилиями они обещают за три года открыть более 100000 вакансий для трудоустройства молодых людей. В европейский альянс вошли Adecco, страховая компания AXA, Cargill, консалтинговая компания EY, Facebook, Google и Salesforce, Nielsen, Twitter и юридическая компания White & Case.
В России работодатели к безработице молодежи относятся спокойнее. Пока к «Нестле» присоединились 11 компаний, в частности МТС, Sodexo, «Орехпром», «Констанция Кубань».
«Поиск работы для выпускников вузов в нашей стране представляется более простой задачей, чем для их сверстников в Великобритании, Италии, США, Франции», — говорит София Азизян, партнер компании EY, руководитель направления по кадровой стратегии в СНГ.
Одной из задач альянса, по словам Азизян, является создание условий для обеспечения и сохранения конкурентоспособности молодых специалистов на рынке, для чего необходимо обучение и развитие их профессиональных навыков. EY, к примеру, обязуется в ближайшие 6 лет провести 55 000 тренингов и организовать 35 000 стажировок для молодых специалистов.
За возрастной чертой
«Почему никто не задумывается о рабочих местах для людей после 45 лет, — сокрушается Алекс Убцов в комментариях к новости о программе “Нестле” на портале rb.ru. — Когда-то я был слишком молодым специалистом для должности, которую занимал, а теперь, вот уже 20 лет, слишком пожилой для рядового специалиста. И таких, как я, миллионы. Найти работу после 40-45 лет — большая проблема».
Действительно, в условиях малочисленности поколения, которое выходит на рынок труда в этом десятилетии, компании могли бы делать ставку на старшие поколения. Но не делают, отмечают рекрутеры.
После 45 найти работу действительно сложно, знает Курантова. Она ежедневно получает десятки резюме от возрастных соискателей: «На Западе это возраст расцвета, возраст зрелости, и такие кандидаты рынком очень ценятся. Они опытны и предсказуемы. А в России 45 лет — эта та красная линия, после которой человек становится нежелательным работником. Работодатели считают таких людей выжатыми, малоэнергичными и мало ориентированными на карьеру. Хотят нанимать молодых, которые будут рваться вперед, пусть даже часто и не в ту сторону».
«Сегодня в штате МГТС работает примерно 20% сотрудников технических специальностей предпенсионного возраста, — рассказывает директор по персоналу МГТС Алмаз Сулейманов. — Специально для них и с учетом дефицита специалистов рабочих и технических профессий на рынке труда в 2012 г. были внедрены специальные программы по обучению обслуживанию новой технологии GPON и использованию нового программного обеспечения, применяемого в компании. В 2013 г. в рамках программы по повышению квалификации было обучено 1400 сотрудников предпенсионного возраста, из них 850 человек — в Центре обучения и развития персонала».
«Но в целом найти работу кандидатам старше 45 лет сложнее, чем их молодым коллегам, — уверен Георгий Самойлович, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства “Юнити”. — После 45 лет значительно сложнее устроиться кандидатам на административные должности (секретарь, помощник руководителя, ассистент отдела, координатор проектов), а также сотрудникам на линейных позициях — менеджерам по продажам, закупкам, логистике, маркетингу и другим белым воротничкам. Возрастному кандидату вряд ли будет комфортно работать с руководителем, который ему “в сыновья годится”. А такое наблюдается в традиционно “молодых” сферах — креативных, маркетинговых агентствах, ресторанном, клубном бизнесе, в сфере IT и торговле».
Римма АВШАЛУМОВА. «Ведомости», 25 сентября 2014 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)