Обучение уроженцев иностранных государств и национальных республик России, в том числе детей трудовых мигрантов, в отечественных школах важно не только для улучшения человеческого капитала и качества рабочей силы. Образование — один из ключевых институтов приобщения мигрантов и их семей к российской культуре и ценностям. Оно может стать важным инструментом построения «русского мира».
Коллектив демографов под руководством Жанны Зайончковской опубликовал в журнале «Демоскоп Weekly» исследование положения мигрантов в Москве, выполненное на основе опроса 600 москвичей и 200 иностранных работников. Три четверти гастарбайтеров, приехавших с семьями, сообщили, что их дети посещают школу. По данным опроса горожан, дети иностранцев и выходцев из других регионов России есть в каждой третьей школе и каждом пятом детском саду. Чтобы устроить детей в школу или детсад, приезжим вне зависимости от гражданства приходится оформлять временную регистрацию или прибегать к неформальным практикам.
Это порождает ряд трудностей. Власти не имеют точных данных о числе детей мигрантов. Школы оказываются не готовы к притоку учеников, плохо знающих русский язык и не способных осваивать программу. Ученые предлагают ввести для детей мигрантов тест на владение языком, создавать специальные группы для его изучения и учредить надбавки для учителей, успешно работающих с иностранцами. Это облегчит их дальнейшую учебу и социализацию, повысит шансы на получение достойной работы. Совместное обучение может в будущем изменить стереотипы о мигрантах как о неквалифицированной рабочей силе.
Совместное обучение с детьми мигрантов порождает проблемы и в силу культурных различий. Они, особенно мальчики в старших классах, проявляют агрессию к сверстникам, их родители угрожают учителям. Агрессию не удастся устранить полицейскими методами. Необходимо обучать педагогов методам предотвращения конфликтов. Следует воспитывать толерантность и уважение к обычаям окружающих и у самих мигрантов. Эти наивные, казалось бы, рекомендации могут ослабить градус ксенофобии и уменьшить объем ротации гастарбайтеров, особенно в крупных городах.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)