Как сделать экспорт российских образовательных услуг значимым фактором развития экономики
Федеральная миграционная служба России подготовила законопроект, по которому квалифицированные специалисты из числа иностранных граждан смогут в упрощенном порядке получить российское гражданство. Предполагается, что выпускники российских вузов при наличии трехлетнего стажа работы в России смогут также получить гражданство в упрощенном порядке.
Известный факт, что миграционное законодательство, дающее возможность иностранным гражданам оставаться в стране обучения для продолжения работы, входит в пятерку причин по выбору университета и страны обучения среди иностранных студентов. Поэтому инициатива ФМС положительно может сказаться на расширении экспорта российских образовательных услуг.
Стратегия поддержки миграции квалифицированных сотрудников одна из самых популярных стратегий экспорта в мире. Она направлена на привлечение избранных иностранных специалистов и талантливых студентов к работе в принимающей стране. Это рассматривается как средство обеспечения экономического развития и повышения конкурентоспособности. Основной инструмент данного подхода - система академических стипендий, дополненная активной программой продвижения системы высшего образования страны за рубежом. Все это - в сочетании с принятием соответствующего визового и иммиграционного законодательств. Реализация таких программ осуществляется через специальные агентства или сеть агентств и организаций. Среди стран, наиболее последовательно реализующих эту стратегию, можно отметить Австрию, Финляндию, Францию, Венгрию, Германию, Великобританию (для студентов из стран ЕС), Ирландию, Голландию. В этом же ряду Мальта, Норвегия, Швейцария, Канада, США (для студентов, получающих послевузовское образование).
С 1960 года страны ОЭСР и Канада используют систему баллов по отслеживанию академических успехов высококвалифицированных мигрантов. Эта система рассчитана на иностранных выпускников национальных университетов, получивших высшее образование, и на абитуриентов, которые только предполагают учиться за рубежом. В ней учитываются образование, профессия, опыт работы, владение иностранным языком и возраст кандидата. За каждый пункт присваивается определенный балл. Такой подход хорошо зарекомендовал себя в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Канаде.
Так, австралийская программа миграции квалифицированной рабочей силы вступила в действие в 1982 году. Баллы начисляются в соответствии со списком профессий, где есть дефицит в квалифицированных кадрах. Кроме того, кандидат должен иметь опыт работы по дефицитной специальности.
Великобритания имеет одно из самых жестких миграционных законодательств. Вместе с тем еще в 2002 году была принята программа эмиграции высококвалифицированных специалистов (Highly Skilled Migrant Programme). А система баллов (Points-based immigration system) вводилась с 2008 по 2010 год.
В Шотландии в феврале 2004 года была принята программа "Свежие молодые таланты" (Fresh Talent Initiative). Эта программа позволяет иностранным выпускникам в течение двух лет после окончания университета оставаться в Шотландии и искать работу. Инициатива была принята на основе данных по демографическому спаду в Шотландии. Принятию ее предшествовала большая дискуссия, особенно среди представителей английских университетов, которые предположили, что шотландские университеты получают преимущество по рекрутингу иностранных студентов.
Миграционное законодательство Германии разрешает иностранным выпускникам немецких вузов после успешного окончания обучения продлить максимум на год разрешение на пребывание в стране для поиска квалифицированной работы. Исключение составляют специалисты по информационным технологиям, которые имеют возможность получения неограниченного разрешения на работу.
Таким образом, законопроект ФМС РФ относительно иностранных выпускников российских вузов в целом соответствует мировым тенденциям в этой области.
Остается как всегда вопрос с механизмами реализации этого законопроекта. Дело в том, что иностранные студенты въезжают в Россию по учебным визам и по завершении обучения должны выехать из страны. И потом заехать по новой, рабочей визе. С учетом дороговизны транспортных расходов для выпускника, еще не приступившего к работе, и ожидания приглашения востребованные и талантливые выпускники могут уже и не вернуться в Россию.
Есть и другой вопрос. Сейчас иностранным студентам разрешается работать в течение срока действия учебной визы. Может ли этот опыт работы, предположим, в течение трех лет быть достаточным для получения гражданства при условии, что работодатель оформит все документы в соответствии с законодательством? Возможно, что требуется более детальное изучение зарубежного опыта ведущих стран мира по этому важному вопросу.
Представляется, что открытие отделений ФМС России на базе федеральных и научно-исследовательских университетов могло бы значительно улучшить миграционный учет иностранных учащихся. Это позволило бы вести постоянный мониторинг ситуации по отработке новых положений миграционной политики. Тем более что такой опыт уже есть в МГУ им. М.В. Ломоносова. И конечно, информирование о новых вводимых правилах миграционной политики для иностранных выпускников по всем возможным каналам и в сети Интернет уже в этом году могло бы привлечь иностранных абитуриентов в российские вузы.
Гульнара Амангельдиновна КРАСНОВА - доктор философских наук, профессор. «Независимая газета», 30 мая 2014 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)