Вчера Милли меджлис внес поправки в законодательство
"Обычно новые законы обратной силы не имеют. В этом плане изменения, которые внесены в закон "О гражданстве Азербайджанской Республики" о правилах выхода и принятия в гражданство, будут касаться непосредственно тех лиц, которые получат гражданство другой страны после вступления этих изменений в силу". Об этом в беседе с echo.az сказал эксперт по миграционным вопросам Азер Аллахверанов.
"То же самое существует и в России. Там начал действовать порядок предоставления гражданства после того как человек откажется от гражданской принадлежности другому государству. Естественно, этот порядок распространялся на тех, кто хочет получить гражданство РФ и не распространялся на тех людей, которые уже получили гражданство РФ будучи гражданином другой страны. То же самое у нас. Если так оговорено, значит в целом это правильно. Было бы удивительно, если бы это касалось и тех людей, которые до сегодняшнего дня получили гражданство другой страны и при этом остались гражданами АР.
Правильно было бы заметить, что это не совсем корректно отображает всю ситуацию. Вопрос о двойном гражданстве или гражданстве принадлежности двум государствам поднялся из-за того, что количество таких людей становится все больше и больше, при этом никто ничего не знает об этом. Важно, чтобы люди идентифицировали себя в качестве гражданина какой-либо одной страны. Может быть, сегодня для них выгодно иметь паспорт двух стран, это создает для них благоприятные условия, дополнительные возможности, льготы и т.д. Но, тем не менее, это не совсем корректно. Если человек не может определиться с гражданством - это не хорошая тенденция, и если она будет сохраняться, то в будущем может приобрести иные негативные рамки. Эта тенденция может обернуться более глубокими последствиями. Поэтому считаю, что невзирая на то, что сегодня изменения касаются лишь тех, кто получит гражданство другой страны, начиная с принятия закона, это ни в коем случае не снимает обязательств с тех, кто имеет уже гражданство других стран", - сказал эксперт.
Между тем, в интервью в АПА председатель комитета Милли меджлиса по правовой политике и государственному строительству Али Гусейнли отметил, что "в изменениях в закон речь идет не о лишении, а о потере гражданства". Ниже приводится полный текст интервью.
- Последние изменения, предложенные в закон "О гражданстве Азербайджанской Республики", вызвали ряд вопросов и среди юристов, и у наших соотечественников, проживающих за границей. Главный вопрос связан с новыми основаниями для потери гражданства. Так как, согласно Конституции Азербайджана, гражданин Азербайджана не может быть лишен гражданства ни в каком случае. Как вы можете прокомментировать это?
- Вы правы. Но нельзя путать лишение гражданства с потерей гражданства. Согласно статье 53.1 Конституции, гражданин Азербайджана не может быть лишен гражданства ни в каком случае. А если вы обратите внимание на статью 52 Конституции, то увидите точное определение гражданства. Так, лицо, принадлежащее Азербайджанскому государству, имеющее с ним политическую и правовую связь, а также взаимные права и обязанности, является гражданином Азербайджанской Республики. В этом определении я прошу вас обратить особое внимание на выражение - политическую и правовую связь с государством. Так как и предложенные нами в закон изменения, и существующие в законах других стран подобные нормы опираются на вышеупомянутое мною выражение. Поэтому предложенные в закон изменения содержат в себе основы не лишения гражданства, а его потери. В предложенных изменениях, то есть в новой редакции статьи 18 также говорится не о лишении, а о потере гражданства.
- Подобные нормы существуют в других странах?
- Согласно закону Германии о гражданстве, если человек принимается на службу в вооруженных силах другой страны, то он теряет гражданство. В Конституции Италии также отмечается, что никто не может быть лишен гражданства. Но если человек будет принят в международные организации, членом которых Италия не является, в этом случае, согласно закону о гражданстве, он теряет гражданство.
- Правовая сторона вопроса понятна. Но реальность заключается в том, что часть, проживающих за границей азербайджанцев, уже давно приняла гражданство этих стран, но при этом они не потеряли азербайджанское гражданство. Что будет с ними? Предусмотрена ли уголовная ответственность в связи с подобными случаями?
- Упомянутая вами ситуация происходила именно потому, что в нашем законодательстве о гражданстве были пробелы, эти вопросы не регулировались. В Азербайджане нет двойного гражданства, но отмеченные вами факты, к сожалению, существуют, и это незаконно. Что касается уголовной ответственности, то наши соотечественники могут не беспокоиться. Так как пункты законопроекта, связанные с уголовной ответственностью, не будут относиться к людям, получившим гражданство другой страны до вступления в силу этого закона. Но если закон будет принят, то после вступления в силу он будет относиться ко всем случаям. Поэтому в будущем нашим диаспорским организациям следовало бы провести определенную работу по правовому просвещению.
- Несмотря на сказанное вами, в ряде СМИ этот закон связали с упрощением получения российского гражданства в результате изменений, принятых в закон "О гражданстве Российской Федерации".
- Это абсурдно по двум причинам. Во-первых, потому, что наши соотечественники живут не только в России, но и в Казахстане, Украине, Турции и других странах. То, что наши соотечественники, проживающие за границей, принимают участие в общественной, политической, социальной и деловой жизни этих стран и становятся их гражданами, напротив, является положительным моментом. Мы просто напоминаем этим законом, что сокрытие данного факта является правонарушением.
Во-вторых, в самой России недавно Госдума в третьем чтении внесла изменения в закон "О гражданстве" и предложила внести похожее на наш проект дополнение в статью 330 Уголовного Кодекса России. Этим примером я хочу сказать, что предложенное изменение в закон не имеет никакого другого смысла. В эпоху глобализации все страны приступили к более серьезному урегулированию вопросов, связанных с вопросами гражданства и миграции. Для динамично развивающихся стран, в том числе и для Азербайджана, это - актуальный вопрос.
Отметим также, что президент Азербайджана Ильхам Алиев в понедельник утвердил изменения в закон "О государственной пошлине". Изменения касаются размера пошлин за получение удостоверения на временное или постоянное проживание иностранцев или лиц без гражданства на территории Азербайджана, а также в других областях.
Согласно поправкам, совершеннолетние иностранные граждане или лица без гражданства для продления сроков временного проживания на территории Азербайджана должны будут выплатить за трехмесячный срок 30 манатов, за шестимесячный срок - 60 манатов, за один год - 120 манатов, за полтора года - 180 манатов, за два года - 240 манатов, до двух с половиной лет - 300 манатов, а до трех лет - 360 манатов.
Несовершеннолетние за трехмесячный срок должны будут выплатить 15 манатов, за шестимесячный срок - 30 манатов, за один год - 60 манатов, за полтора года - 90 манатов, за два года - 120 манатов, до двух с половиной лет - 150 манатов, а до трех лет - 180 манатов.
Получающие образование на очном отделении высших и средних специальных учебных заведений Азербайджана за один год должны будут выплатить 40 манатов, а за два года - 80 манатов.
Размер пошлины за выдачу и продление разрешения на постоянное проживание несовершеннолетних иностранцев и лиц без гражданства составит 150 манатов.
Пошлина за продление разрешения на временное проживание на территории Азербайджана для совершеннолетних иностранцев и лиц без гражданства составит 30 и 60 манатов за продление срока до 30 и 60 дней, соответственно.
Для несовершеннолетних лиц этой категории продление разрешения на временное проживание будет стоить 15 и 30 манатов за продление срока до 30 и 60 дней, соответственно.
Для получения разрешения на работу или продление времени для занятия оплачиваемой трудовой деятельностью на территории Азербайджана в порядке, установленном правовым актом, граждане за трехмесячный срок должны будут выплатить 350 манатов, за шестимесячный срок - 600 манатов, за один год - 1000 манатов (Тренд).
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)