На него большие надежды в борьбе с социально опасными заболеваниями
Правовые проблемы мигрантов с социально опасными заболеваниями может решить единый медицинский документ. Об этом говорилось на брифинге в Общественной палате РФ по актуальным вопросам профилактики распространения таких болезней.
Эксперты постарались развеять стереотипы о мигрантах как источниках инфекционных заболеваний и выступили с инициативой создать для иностранцев этот своего рода медицинский паспорт. Глава российского представительства Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФ ОКК и КП), (вместе с Российским Красным Крестом (РКК), Даврон Мухамадиев провёл данные, согласно которым РФ занимает второе место в мире по количеству мигрантов. Иностранные граждане с туберкулёзом подлежат выдворению с территории страны, напомнил он. Из-за этого, считает Д.Мухамадиев, страдает выявляемость этого заболевания. Что касается ВИЧ-инфекции, то тут условия ещё жёстче: больной подлежит пожизненной депортации. Представитель МФ ОКК и КП подчеркнул, что Россия является единственной страной Большой восьмёрки, в которой до сих пор сохранились подобные нормы.
А директор Международного департамента РКК Сергей Кобец заявил, что проблема распространения ВИЧ/СПИДа и туберкулёза - это не проблема мигрантов, это проблема всего общества, и мигранты при этом не являются первопричиной распространения заболеваний. Задача Российского Красного Креста и МФ ОКК и КП - это, прежде всего, борьба со стереотипами, сформировавшимися в обществе, считает он. «Тезис о том, что мигрант является основным распространителем социально опасных заболеваний, становится стереотипом не только для рядовых членов общества, но и зачастую для органов власти и органов здравоохранения», - пояснил С.Кобец.
Эксперты Красного Креста предлагают заняться повышением правовой квалификации медперсонала в вопросах миграции. Кроме того, считают они, необходимо активное взаимодействие организаций здравоохранения на местах и отделений РКК в вопросах повышения информированности мигрантов о профилактике туберкулёза и ВИЧ-инфекции. Красный Крест также рекомендует не использовать дискриминационные подходы в работе, разработать и утвердить единый медицинский документ для мигрантов. Такой документ был бы наиболее оптимальной «бумагой» для передвижения по СНГ, «вот в этом мы видим основной механизм решения вопроса», - подчеркнул Д.Мухамадиев.
Но решит ли проблему распространения социально опасных заболеваний такого рода медпаспорт? Большие сомнения.
Сегодня Россия - одна из 27 стран с высоким уровнем заболеваемости туберкулёзом, который, согласно данным ВОЗ, является второй по значимости причиной смерти, уступая в этом лишь СПИДу. Представители Красного Креста, признавая, что ситуация с туберкулёзом в России весьма сложная, призывают бороться с этим заболеванием в целом, не разделяя больных на мигрантов и граждан РФ, потому что, мол, для болезни нет границ.
В то же время из выявленных у трудовых мигрантов случаев этого опасного заболевания около 18% их лечились, по данным Роспотребнадзора, в России, уезжали домой лишь 9,5%. Остальные ходят среди нас. А ведь один больной туберкулёзом с бактериовыделением может заразить за год более 10 человек, в крупных же городах при большой скученности населения - до 60 человек.
Что касается ВИЧ/СПИДа, то общее количество инфицированных, зарегистрированных в РФ на конец 2013 г., составляло почти 780 тыс. человек. А в Красном Кресте говорят между тем, что невозможно точно сказать, сколько ВИЧ-инфицированных иностранных граждан находится на территории нашей страны. Тем более узнать, откуда у человека инфекция - привозит ли он её из своей страны или получает уже в России. Некорректно говорить о том, что лица из других государств представляют значимую угрозу по распространению ВИЧ-инфекции, сетуют эксперты Красного Креста, заявляя, о недостаточно урегулированном законодательстве в сфере миграции, что является фактором, препятствующим социальной адаптации мигрантов.
Действительно, реальных данных о состоянии здоровья приезжих практически нет, так как опасные заболевания у гастарбайтеров выявляются зачастую только тогда, когда они попадают в стационар во время обследования. На приём к врачам трудовые мигранты не ходят, а по указанным адресам зачастую не живут. Тысячи диагнозов по туберкулёзу и другим заболеваниям мигрантам ставятся вне больницы, зачастую после смерти, у многих болезнь развивается и приводит к летальному исходу в течение года, что тоже трудно выявить. Всё это ведёт к заражению их товарищей по работе, соседей, вместе с которыми они живут, и других российских граждан.
Согласно действующему законодательству, иностранные рабочие, въезжающие в Россию в безвизовом режиме (это, прежде всего, страны СНГ), не обязаны по нашему законодательству представлять справку о своём здоровье сразу после приезда. Они могут не проходить медицинское обследование, находясь в поисках работы до 90 суток, а работая у физических лиц по патенту (в Москве их половина от числа трудовых мигрантов), - вообще не проходить медобследование.
Но если у гастарбайтера нет полиса медстрахования, у него нет и права на бесплатную медицинскую помощь за исключением экстренных случаев. О каком «едином медицинском документе» можно вести речь, если из 15-17 млн иностранцев, въезжающих ежегодно в Россию, на миграционный учёт встают чуть более 6 млн, а разрешений на работу, для выдачи которых необходима медицинская справка, выдаётся и того меньше. К тому же 50% справок о состоянии здоровья гастарбайтеров, больше всего которых - граждане Узбекистана, Украины и Таджикистана, - подделка.
Деньги в учреждения здравоохранения приходят за полисом медицинского страхования, а 80% трудовых мигрантов в России не имеют этого документа, являясь для ЛПУ не финансируемой «нагрузкой». Между тем расходы, связанные, например, с выездом автомобиля скорой помощи, превышают сегодня 1,5 тыс. руб., а платные роды стоят около 60 тыс. Медицинская помощь иностранцам, не имеющим полиса ОМС или ДМС, продолжает оказываться за счёт налогоплательщиков...
Так что трудовым мигрантам нужен не «единый медицинский документ», а, кроме медсправки, универсальный медицинский полис. Причём приобрести его они должны в обязательном порядке при въезде в нашу страну, по нему им и будет оказываться медпомощь в любом регионе России. Иначе болезни гастарбайтеров так и останутся опасными для россиян.
А надежды на то, что с въездом в нашу страну с 2015 г. граждан СНГ не по внутренним паспортам, как сейчас, а по загранпаспортам, о чём заявил в одном из своих посланий Федеральному Собранию РФ глава государства, поправит ситуацию с социально опасными заболеваниями, честно признаться, мало. Тем более что граждан стран Таможенного союза - Казахстана и Белоруссии - сие не касается, а глава Федерации мигрантов России Мухаммад Амин Маджумдер заявил даже, что иностранные граждане, проживающие на территории РФ, хотят служить в российской армии и просят руководство страны предоставить им такую возможность.
В настоящее время иностранные граждане не подлежат призыву в российскую армию.
Константин ЩЕГЛОВ. «Медицинская газета», 23 мая 2014 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)