Rambler's Top100

№ 601 - 602
2 - 15 июня 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Медицинская газета» о продолжительности жизни в России
«Российская газета» о рождаемости в России
«Moldnews.info» о предложениях коммунистов по стимулированию рождаемости в Молдавии
«Slon.ru» о географии онкологической смертности в России
«Коммерсант» «Slon.ru» о пользе от антитабачного закона
«Deutsche Welle» о последствиях запрета на курение в Германии
«Коммерсантъ» о наркоситуации в Европе
«Fp.com.ua» о перенаселении
«Gundogar.org» о неопубликованных итогах переписи в Туркменстане
«Молдавские ведомости» и «AVA.MD» о переписи и политике в Молдавии
«Новые известия» о популярности стран для трудовых мигрантов
«Opec.ru» и «Ведомости» об экспатах в России
«Коммерсантъ» о тестировании мигрантов на знание русского языка
«Медицинская газета» о медицинском паспорте мигранта
«Liter.kz» о миграции и Таможенном Союзе

«Вечерний Бишкек» о проблемах трудовых мигрантов в России
«Коммерсантъ» и «The New Republic» о беженцах в Украине и из Украины
«Эхо» о законопроекте о гражданстве Азербайджана

«Ведомости» о крепостном праве в Белоруссии
«The Wall Street Journal» о внутренней миграции в Германии
«Slon.ru» о мобильности в мире в будущем
«Коммерсантъ» об эмиграционных настроениях россиян
«Slon.ru» об угрозе китайской экспансии на Дальнем Востоке России
«Известия» о национально-культурных автономиях
«Milliyet» о гагаузах
«Yeni Safak» о турках-месхетинцах
«Независимая газета» об экспорте образовательных услуг
«Огонек» и «Ведомости» о российском среднем классе
«Ведомости» о предложениях по повышению производительности труда в промышленности
«Российская газета» о молодежной безработице
«BBCRussian.com» об истории смертной казни
«Der Tagesspiegel» о женщинах и шариате
«Деньги» о смысле дач
«Деньги» о старении, роботизации и миграции

об экспатах в России

Экспаты могут помочь российской экономике

Количество иностранных специалистов, работающих в России, в последние годы стремительно снижается, и они нередко воспринимают российский капитализм как временное явление, обусловленное ценами на нефть. При подобных  условиях экспаты вряд ли могут выступать серьезной силой, способствующей модернизации российской экономики, но их видение местных реалий ценно для понимания процессов, которые тормозят экономическое развитие, выяснили в ходе исследования сотрудники Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ НИУ ВШЭ Владимир Карачаровский, Овсей Шкаратан и Гордей Ястребов
Иностранные профессионалы (экспаты), работающие в России, попадают в число тех социальных групп, в которых современные исследователи ищут альтернативный государству субъект российской модернизации. К этим группам относят также «новый средний класс», профессионалов, занятых в отраслях новой экономики, инновационных предпринимателей.
Сотрудники Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ НИУ ВШЭ Владимир КарачаровскийОвсей Шкаратан иГордей Ястребов поставили перед собой задачу проанализировать, насколько экспаты способны внести положительный вклад в преобразование экономики России и какова их роль в модернизационных процессах.
Для этого было проведено специальное исследование в рамках проекта «Экспаты на российском рынке труда» (Фонд социальных исследований «Хамовники», 2013). Результаты исследования опираются на данные анализа 150 интервью с иностранными профессионалами, топ-менеджерами и специалистами, работающими в России в смешанных трудовых коллективах российских компаний или российских филиалов транснациональных компаний. География интервью – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск. Среди респондентов – выходцы из США, Европы, Южной Америки и Юго-Восточной Азии.

Иностранцы концентрируются в столицах
По данным Федеральной миграционной службы (ФМС), в период с 2000 года в России в 2,6 раза выросло количество организаций с участием иностранного капитала, их оборот в настоящее время – около 1/3 от общего оборота всех российских предприятий. Сейчас в России работают более 100 тысяч специалистов из стран «дальнего зарубежья», рассказал Владимир Карачаровский. Из них более 40 тысяч имеют статус руководителей предприятий и их структурных подразделений. Управленцы и специалисты высшего уровня квалификации составляют порядка 6,4% от всей иностранной рабочей силы в России.
Наибольшее количество иностранных профессионалов приходится на московские компании. Так, в Москве сконцентрировано около 40% всех зарубежных управленческих кадров и 35% специалистов высшего уровня квалификации. Еще около 8% всех управленцев и высококвалифицированных специалистов работают в Московской области. В лидерах по числу экспатов также Санкт-Петербург. Здесь трудятся порядка 12% всех управленческих кадров и 4% специалистов высшей квалификации. Далее с большим отрывом следуют Краснодарский край, Тюменская, Ленинградская, Калужская, Свердловская, Сахалинская области, Красноярский и Приморский края. В этих регионах работает ещё около 23% экспатов.

Такие «абсолютно дикие люди»
За последние 25 лет в России появилась целая индустрия: рынок иностранного труда со своими традициями, правилами, расценками. В крупных городах существуют кафе, клубы и даже кварталы для экспатов. Исследователи отмечают, что накапливается обмен опытом, взаимный интерес, а порой и взаимное раздражение.
Состав иностранцев, работающих в России, очень разнороден. По данным статистики, наибольшая часть иностранных специалистов приезжают в Россию из США, Великобритании, Германии и Франции. Многие из них ведут здесь достаточно изолированный образ жизни, не стремясь к культурному обмену.
Исследователи приводят одно из характерных суждений экспатов о себе: «Все эти сообщества иностранцев довольно дезинтегрированы, раздроблены на части… У всех свои обстоятельства, условия – очень трудно объединить всех вместе. … Например, западные европейцы (имеются в виду европейцы, представляющие разные страны Европы, – прим. авторов) настолько отличаются друг от друга, а американцы тем более. Совершенно, абсолютно дикие люди в этом плане (имеется в виду: в плане преодоления собственных межкультурных барьеров – прим. авторов)! Нет одного типа вообще, они абсолютно разные...» (Великобритания, представитель топ-менеджмента специализированного издания).
Исследователи, тем не менее, выделили три типа экспатов по способу интеграции в российскую культуру.
К первому типу относятся неинтегрированные специалисты. Сохранение чистоты культурного поля – целенаправленная установка их работодателей, находящихся за рубежом.
Второй тип – экспаты, подвергшиеся культурной ассимиляции и во многом ведущие себя как русские.
Третий тип – специалисты, принимающие русскую культуру, но не меняющие своих внутренних установок.

Пока не упали цены на нефть
По характеру влияния на принимающую культуру в рамках исследования выделено также три группы экспатов:

  • «утилитаристы» ? те, кто в приехал в Россию только ради денег;
  • «идеологи» ? те, кто стремятся внедрить в России западные модели управления;
  • «модернисты», чья миссия – найти точки соприкосновения с российской деловой культурой, построить новые модели эффективной работы. Последняя группа, как заметил Карачаровский, является наиболее ценной с точки зрения позитивного влияния на развитие российской экономики.

Однако статистика свидетельствует, что сегодня Россия уже не настолько популярный рынок, как в нулевые годы. Если с 2000 по 2008 годы число иностранных специалистов из западных стран устойчиво росло, увеличившись в 2,5 раза (из США) и в 1,6 раза (из ЕС), то кризис привел к началу обратного процесса, говорится в докладе. С 2008 по 2011 годы из России уехало более 66% специалистов из США и 64% специалистов из стран ЕС. «Несмотря на относительную стабилизацию макроэкономической ситуации в 2010-2011 годах, вспять этот процесс не обращается», – замечают исследователи. Они акцентируют на том, что среди экспатов в значительной степени сформировано негативное восприятие российского типа капитализма – коррупционного, бюрократического и временного – существующего только до момента падения цен на нефть. В целом, как показывают опросы, иностранные специалисты нередко планируют своё пребывание в России на срок до 2-3 лет.

Рисунок 1. Изменение количества иностранных профессионалов из отдельных стран ЕС и США, работавших в России в 2000-2012гг.*

*Примечания:
1) Составлено по данным Росстата (www.gks.ru). Графики построены по данным за 2000, 2005-2012 гг., для США – по данным за 2000, 2003-2-12 гг.
2) Приведено количество работающих в России иностранных специалистов из следующих стран (тыс.чел.): США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Финляндия.

Снижение количества экспатов, занятых в российской экономике, по мнению Овсея каратана, катастрофично. «Это означает, что мы не развиваем высокотехнологичное производство», – заметил исследователь.
Авральный стиль работы русских
Отдельное внимание в ходе исследования было уделено восприятию экспатами российской культуры труда. В большинстве своем иностранные профессионалы отмечают в качестве российских особенностей склонность к авральному режиму работы. Это одновременно вызывает как неприятие экспатов, склонных к дисциплине и размеренному труду, так и восхищение способностями русских. Так в интервью часто звучат такие, например, характеристики: «Для меня дико было, что работают очень много именно русские. Могут задержаться допоздна. Могут прийти раньше времени. Могут на выходные выйти. У нас так не принято…».
В целом представления экспатов о российской культуре труда достаточно противоречивы и нередко негативны. В интервью звучат оценки русских как недисциплинированных, не склонных брать на себя ответственность и часто безразличных к делам фирмы.
Авторы исследования приходят к выводу, что слой экспатов в России довольно узок и можно говорить лишь о точечном воздействии, которое он способен оказать. «Вместе с тем, с точки зрения модернизационных процессов важна не столько массовость присутствия носителей нового “культурного кода”, сколько сам факт попадания в культуру новых, привлекательных и доказавших своё преимущество социокультурных образцов», – замечают они.
Кроме того, не менее ценно косвенное влияние. Иностранные профессионалы решают уникальную задачу «маркировки» тех качеств «принимающей» культуры, с которыми в аналогичных производственных ситуациях они не сталкиваются в своих странах. А это формирует фундаментальную основу для национального самоанализа.

«Opec.ru», 21 мая 2014 года

Здесь им не там

В России резко сократилось количество иностранных специалистов

Иностранное присутствие в России сокращается: это касается не только инвестиций, но и людей. Чего мы лишимся, если экспаты окончательно покинут страну?
Компаний с иностранным участием в России, если смотреть на реальные цифры, не так много и трудится в них всего 5 процентов россиян. Закройте все, начиная с гигантов Visa и MasterCard, отправьте всех приглашенных специалистов на родину и, кажется, не заметим. Есть, однако, проблема с данными о ВВП. Оказывается, как раз это небольшое число компаний в 2012 году обеспечило почти треть оборота всех организаций, которые вообще действуют в стране.
Существенная составляющая их успеха помимо международных связей и современных технологий — это приглашенные специалисты. По данным ученых НИУ ВШЭ, работавших над проектом Фонда поддержки социальных исследований "Хамовники" об экспатах в России, топ-менеджмент таких компаний почти весь — приглашенный из-за рубежа. Ясно, что и российские фирмы улучшали корпоративные дух и культуру с помощью гостей. Численность экспатов менялась и после заметного подъема во второй половине 2000-х годов стала драматически снижаться. Сегодня, как отмечают исследователи, в России не более 40 тысяч специалистов из стран дальнего зарубежья, что за последние 10-15 лет рекордно мало. Политические споры с Западом заставляют эту прослойку еще заметнее худеть, соответственно сказываются на развитии "западной культуры менеджмента" в России.
— Отъезд большого числа экспатов в конце 2000-х может объясняться еще и очевидными экономическими причинами: кризис, быстрые деньги ушли из страны и все, кто надеялся их получить, стали ориентироваться на другие рынки,— считает Владимир Карачаровский, доцент факультета экономики НИУ ВШЭ.— Другое дело, что после кризиса ситуация не восстановилась, и здесь есть большой вопрос: насколько это опасно для экономики страны? Наше исследование показало, что сообщество экспатов разнородно и, скажем так, не все в нем одинаково заинтересованы в работе на благо России. Есть условные "идеологи", которые всерьез придерживаются взглядов времен холодной войны и убеждены, что русские по природе агрессивны и коррумпированы, поэтому изменить здесь ничего нельзя. Есть прагматики, которых интересуют только деньги. Но что важно, очень велика группа тех, кто приехал сюда с искренним желанием быть полезным: они-то как раз и могли бы дать нам новый импульс к развитию.
Однако, как показывает практика, как раз эта категория экспатов сталкивается с самыми большими трудностями на русской почве.
— "Идеологи", как правило, не сами сюда приезжают, их к нам посылают из-за рубежа транснациональные компании, стремящиеся наладить работу своих офисов в России,— рассказывает Елена Данилова, руководитель отдела теоретического анализа социальных трансформаций Института социологии РАН.— Личного интереса, подхода к стране у них нет, и на среду они воздействуют очень узко. Совсем иначе действуют энтузиасты, активные иностранцы, которые сами выбирают Россию как место работы, которым интересна не только компания-работодатель, но и страна, окружающая среда. Однако по отношению к таким людям наша миграционная политика скорее ограничительная: государство всем своим видом дает понять, что они подозрительны. Политические риски воздействуют на них больше всего.
Джон Харрисон, главный редактор журнала Moscow Expat Life и один из участников проекта "Хамовники", признает, что в последние годы "свободным экспатам" стало труднее попасть на российский рынок: сказались и изменения в миграционном законодательстве, и нарастание неприязни к "чужим". Среди них отток наибольший. "При этом я сам не могу оценить, являюсь я экспатом или нет,— замечает Харрисон.— Экспат в России — очень необычное понятие. Человек с зарубежным паспортом, но получающий меньше 3 тысяч долларов в месяц, это скорее просто иностранец, чем экспат. По-настоящему полезными считаются только люди, работающие на большие фирмы за больше оклады, что не всегда оправданно".
— В последние два-три года ФМС отменила квоты на приглашение квалифицированных иностранных специалистов, но это не увеличило их численности,— рассказывает Андрей Коровкин, завлабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.— По всей видимости, политика поддержки своих кадров, замены иностранной рабочей силы отечественными специалистами сейчас берет верх. Даже если компетентных россиян не всегда удается найти, конъюнктура требует таких уступок.

Не нужно мешать

Экспертиза
Овсей Шкаратан, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РФ
Уже с середины XV века, при Иване III, к нам ехали иностранные умельцы, об эпохе Петра I и говорить нечего. Всем должно быть понятно, что русская армия, успехами которой в последнее время мы так любим гордиться, просто не могла состояться без иностранного участия, технологий и руководства. Интересно, что ситуация не менялась на протяжении всей истории царской России: труд экспатов приветствовался и помогал экономике развиваться. Не так давно я проанализировал списки рабочих на петербургских заводах накануне 1917 года и с удивлением обнаружил, что собственно россиян там было меньше половины. Большинство квалифицированных токарей, слесарей — это финны, немцы и латыши. Такое соотношение никого не смущало, не заставляло говорить о "захвате рабочих мест", все понимали, что иностранцы обучают русских рабочих и выгода обоюдна. Даже мысли не было, что экспаты в отечественной экономике — временное явление и при первой возможности от них стоит избавиться. Подобные точки зрения — уже плод советской эпохи. Когда-то кадет, министр Временного правительства Павел Милюков заметил, что российская история циклична, поэтому не стоит удивляться, что в ХХ веке Россия вернулась в XVII век. Сейчас, как мне кажется, есть опасность, что в отношении иностранцев мы отмотаем еще чуть-чуть назад и вернемся в век XVI, когда экспаты только изредка проникали на нашу территорию. На мой взгляд, это станет верным путем к деградации и попаданию в страны третьего уровня.
Отсутствие экспатов — проблема не только для экономики, но и для культуры менеджмента, управления в стране в целом. Хочу заметить, что в царские времена была даже своего рода традиция: на должность вице-губернаторов назначать иностранцев, преимущественно немцев. Они, может, и не понимали российской специфики, зато помогали организовывать власть на местах, заметно повышали эффективность бюрократического аппарата.
Такое активное участие иностранцев в жизни страны в XIX — начале ХХ века было возможно благодаря простой вещи: им не мешали. Чтобы въехать на территорию России, не требовалось ни виз, ни разрешений на работу, приходилось только один раз отметиться в полицейском участке, причем вовсе не для контроля, а для статистики. Вот и вся госполитика — фактически отсутствие таковой. Я убежден, что сегодня России — если мы всерьез намерены развиваться — требуется взрывной рост количества экспатов: стоит сделать все возможное, чтобы к нам ехали. Иными словами: хотя бы не мешать.

Жить можно
География
Россия — не самое популярное место у иностранных работников, но все же в первой десятке. Как правило, на нашем рынке экспаты-руководители занимают самые модернизированные сектора экономики.

Спад экспатов
Детали
В середине 2000-х иностранцы потянулись в Россию, но замедление экономики и политические риски уже к 2011 году сбили их энтузиазм. Сегодня новый экспат на российском рынке — редкость.

Ольга ФИЛИНА. «Огонек», 26 мая 2014 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.