|
Рубрику ведет кандидат экономических наук
Виктория САКЕВИЧ
|
Отношение к разводам, внебрачным отношениям, гомосексуализму,
абортам, контрацепции в 40 странах мира
Американская исследовательская организация Pew Research
Center провела глобальное обследование, в рамках которого выясняла
мнения людей по вопросам, часто трактуемым как вопросы морали: внебрачные
отношения, гомосексуализм, аборты, добрачный секс, разводы, употребление
алкоголя, азартные игры и применение контрацепции. Всего было опрошено
свыше 40 тысяч респондентов в 40 странах, в том числе в России.
Каждый вопрос предлагалось оценить как "морально приемлемый",
"морально неприемлемый" или "не вопрос морали".
Рис. 1 показывает медианные значения ответов по всем
40 странам, отсортированные по степени неодобрения явления.
Рисунок 1. Медианные значения одобрения / неодобрения
среди опрошенных в 40 странах, %
Как видно из рис. 1, отношение к рассматриваемым моральным
проблемам сильно различается. Самыми неприемлемыми с точки зрения
морали респонденты 40 стран считают внебрачные связи, гомосексуализм
и аборты. Многие также назвали неприемлемыми употребление алкоголя
и секс между не состоящими в браке. А вот применение контрацепции
и разводы большинство опрошенных считают морально приемлемыми.
Конечно, страны демонстрируют большое разнообразие моральных
норм. В целом африканские и мусульманские страны рассматривают большинство
перечисленных явлений как морально неприемлемые, тогда как многие
жители развитых стран Западной Европы, Северной Америки и Японии
проявляют толерантность и не считают подобные темы объектом морального
осуждения.
Можно сказать, что по вопросу (не)приемлемости внебрачных
отношений существует консенсус - более половины опрошенных во всех
40 странах осуждают "романы на стороне", за исключением
одной страны (рис. 2). Этим исключением является Франция, где 40%
респондентов заявили, что внебрачные связи - это не вопрос морали.
Россияне присоединились к большинству: 69% считают внебрачные отношения
морально неприемлемыми; 10% россиян ответили, что их отношение к
таким связям зависит от ситуации.
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: "Лично
вы считаете, что внебрачные связи морально приемлемы, морально неприемлемы
или это не вопрос морали?", %
Мнения относительно возможности сексуальных отношений
между людьми, не состоящими в браке, разделились. Подавляющее большинство
населения мусульманских стран расценивают вступление в сексуальные
отношения до брака как неприемлемые. 90 и более процентов респондентов
в Индонезии, Иордании, Пакистане, Палестине, Турции и Египте придерживаются
такой точки зрения (рис. 3). В Германии, Испании и Франции, наоборот,
менее 10% респондентов назвали добрачные сексуальные отношения морально
неприемлемыми. Россия отличилась самой высокой долей ответивших,
что их отношение к добрачному сексу зависит от обстоятельств (15%).
Как правило, старшие респонденты (старше 50 лет) настроены более
критически к добрачному сексу.
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: "Лично
вы считаете, что сексуальные отношения между не состоящими в браке
взрослыми людьми морально приемлемы, морально неприемлемы или это
не вопрос морали?", %
В среднем по 40 странам 24% опрошенных негативно относятся
к разводу, при этом межрегиональные различия довольно велики (рис.
4). Большинство жителей африканских стран, участвовавших в обследовании,
ответили, что развод морально неприемлем (за исключением Туниса
и ЮАР). В странах ЕС, напротив, очень небольшой процент населения
считает развод аморальным. В Испании, Франции, Германии, Великобритании,
Канаде, Австралии доля назвавших развод морально неприемлемым составляет
менее 10%. Так же спокойно относятся к разводу в таких консервативных
странах, как Египет, Иордания, Ливан. В России не одобряющих развод
оказалось 22%, столько же - в Польше и США.
Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: "Лично
вы считаете, что разводы морально приемлемы, морально неприемлемы
или это не вопрос морали?", %
Преобладающее отношение к аборту - осуждающее, но все-таки
в меньшей степени, чем к внебрачным связям. В странах Африки к югу
от Сахары, в преимущественно мусульманских странах, в странах Латинской
Америки и на Филиппинах доля населения, считающего аборт морально
неприемлемым, очень велика (рис. 5). Например, в Гане, Уганде, Индонезии
и Филиппинах эта доля достигает 90%. В Западной Европе, Австралии,
Канаде, Японии придерживаются других взглядов. Так, в Чехии, Германии,
Франции и Японии 40 и больше процентов жителей считают аборты морально
приемлемыми. Почти половина опрошенных во Франции не считают проблему
абортов моральной проблемой.
Любопытно, что в России, где уровень абортов является
одним из самых высоких в мире, 44% респондентов заявили, что аборт
морально неприемлем, почти как в Польше, где аборт запрещен. Ровно
столько же россиян (44%) считают морально неприемлемым употребление
алкоголя. Почти 1/5 россиян считают, что все зависит от обстоятельств.
Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: "Лично
вы считаете, что аборты морально приемлемы, морально неприемлемы
или это не вопрос морали?", %
В отличие от абортов, применение контрацепции признается
морально неприемлемым очень небольшой частью населения (рис. 6).
Лишь в трех странах - Пакистане, Нигерии и Гане - больше половины
опрошенных назвали использование контрацепции аморальным. Напротив,
в Германии, Испании, Чехии, Великобритании, Канаде, Франции и Австралии
так ответили менее 5% респондентов; в 17 странах из 40 доля противников
контрацепции не превышает 10%.
Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос: "Лично
вы считаете, что применение контрацепции морально приемлемо, морально
неприемлемо или это не вопрос морали?", %
В 22-х из 40 стран больше половины населения считают
гомосексуализм морально неприемлемым, в том числе и в России (72%).
9 из 10 опрошенных в Гане, Иордании, Египте, Палестине, Индонезии,
Уганде и Тунисе придерживаются такой точки зрения. Европейцы - не
россияне гораздо реже называют гомосексуализм аморальным, например,
в Испании, Германии, Франции, Чехии - менее 15%.
Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос: "Лично
вы считаете, что гомосексуализм морально приемлем, морально неприемлем
или это не вопрос морали?", %
О методологии обследования, а также более подробно
о его результатах можно прочитать
на веб-сайте организации Pew Research Center:
http://www.pewglobal.org/2014/04/15/global-morality/
|