Более 15 тысяч водителей в 2013 году осуждены за тяжкие ДТП в России
Суды посчитали убийц на дорогах
В 2013 году более 15 тыс. водителей были осуждены в России за тяжкие ДТП. Судебная статистика показывает, что виновники крупных автокатастроф, как правило, избегают максимальных сроков наказания или вовсе отделываются условными сроками. Среди осужденных оказалось около 200 чиновников и 119 силовиков. Эксперты считают, что реальное количество нарушителей из этих категорий значительно больше.
За 2013 год в России 15 267 человек были осуждены по «водительской» 264-й статье УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее тяжкий вред здоровью или смерть человека).
Согласно статистике, опубликованной на сайте судебного департамента при Верховном суде (ВС) РФ, 4166 из них в момент совершения преступления были в состоянии алкогольного опьянения, а еще 88 — под действием наркотиков.
Кто совершает тяжкие ДТП
Кроме информации о сроках и видах наказания в ВС досконально проанализировали и демографические данные водителей-уголовников.
Большинство осужденных за аварии с тяжкими последствиями — люди со средним (5274 человека) и средним специальным образованием (5689 человек).
В списке виновников в тяжких ДТП — 2843 человека с высшим и неоконченным высшим образованием, а еще 1461 человек не окончили школу или вовсе не получили никакого образования.
Самая многочисленная возрастная категория осужденных — люди в возрасте от 30 до 49 лет (6173 человека).
При этом 104 осужденным было от 14 до 17 лет, и они вовсе не имели права находиться за рулем.
Примечательно, что только 1034 человека в списке осужденных – женщины. Нести уголовную ответственность за ДТП пришлось даже пенсионеркам: 47 женщин старше 55 лет были осуждены, хотя в большинстве случаев не к реальному лишению свободы. Мужчин пенсионного возраста старше 60 лет в 2013 году было осуждено 555 человек.
Мигранты из стран СНГ, которых многие обвиняют в опасной езде на неисправных автомобилях, вопреки стереотипам привлекаются к уголовной ответственности не так часто.
В 2013-м всего 278 граждан СНГ и 70 жителей дальнего зарубежья были осуждены по ст. 264 УК РФ, еще у 20 водителей гражданства не было вовсе.
Куда чаще несут уголовную ответственность за ДТП государственные и муниципальные служащие — 184 человека. Кроме того, мигрантов уверенно опередили силовики — к ответственности были привлечены 119 сотрудников правоохранительных органов, в том числе прокуроров и следователей, а также восемь адвокатов и нотариусов и шесть судей и работников суда.
При этом данная статистика, скорее всего, не учитывает тех чиновников и сотрудников правоохранительных органов, которых увольняют со службы еще до вступления в силу приговора суда, а также тех, кто, совершив тяжкую аварию, тем или иным способом избежал уголовной ответственности.
При этом и мигрантам, и чиновникам, вместе взятым, невозможно тягаться с простыми рабочими – по статистике, именно они чаще всего становятся виновниками тяжких ДТП — 6023 человека.
На втором месте весьма любопытна группа граждан – трудоспособные без определенного рода деятельности (5546 человек). Имеются в виду не нетрудоспособные люди (499 человек), не безработные (64 человека), не предприниматели (459 человек) и даже не индивидуальные предприниматели (359 человек) – для каждой из этих групп существует своя категория. Вполне возможно, что именно в эту категорию попадают провинившиеся сотрудники силовых ведомств и чиновники, которых увольняют со службы как можно скорее, чтобы не портить статистику.
Виновниками серьезных автокатастроф становятся представители различных слоев общества – от работников сельского хозяйства (100 человек), студентов и учащихся (511 человек) до военных (114 человек).
Примечательно, что большинство автопреступлений совершено в сельской местности (5948) – это объясняется тем, что самые крупные и резонансные ДТП происходят на федеральных трассах, которые в подавляющем большинстве располагаются за городской чертой.
Как наказывают виновников ДТП
Российская судебная система, как показывает статистика, в целом демонстрирует либеральное отношение к водителям.
Очень часто наказание назначается ниже максимально возможного. При этом, чтобы получить реальный срок, водитель должен, как правило, совершить ДТП со смертельным исходом.
Так, из 8653 человек, осужденных по ст. 264 ч. 1 и ст. 264 ч.2 (нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, в том числе лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее тяжкий вред здоровью потерпевшего), подавляющее большинство — 5310 человек — были приговорены к ограничению свободы. То есть отбывать наказание они должны не в тюремном заключении, а дома, по месту своего жительства, с определенной периодичностью отмечаясь в полицейском участке.
2035 человек отделались условным наказанием. И лишь 898 преступников — чуть более 10% — получили реальный срок.
3662 человека в качестве дополнительного наказания получили запрет занимать определенные должности и вести определенный вид деятельности. 84 преступника отправились на исправительные работы.
При этом 12 обвиняемых услышали оправдательный приговор. В их числе оперативник полиции Санкт-Петербурга Дмитрий Вачуков, сбивший на ВАЗ-2105 десятилетнего мальчика в центре города. Несмотря на то что ребенок стал инвалидом, судья Алла Тяжлова 9 декабря 2013 года вынесла Вачукову оправдательный приговор. Правда, уже в марте этого года приговор Вачукову был отменен после жалобы потерпевших и прокуратуры.
По ч. 3 и 4 ст. 264 (совершение ДТП, повлекшее по неосторожности смерть человека, в т.ч. лицом, находящимся в состоянии опьянения) всего было осуждено 5813 человек, из них только 3231 преступник получил реальный срок.
Лишение свободы на срок от 5 до 8 лет получил 601 человек.
Более половины водителей, чьи ошибки за рулем, в том числе пьяные, привели к гибели человека, получили условный срок (2529 человек). Девять человек вовсе отделались штрафом, а один – обязательными работами.
1343 дела прекращено по «другим основаниям» — что это за основания, в статистике не указывается.
Чем более тяжкую аварию устроил водитель, тем меньше шансов у него остаться на свободе. Так, из 801 человека, обвиняемых по ч. 5 и 6 ст. 264 УК РФ (то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, в том числе лицом, находящимся в состоянии опьянения), 637 получили реальный срок.
Из них 298 сели в тюрьму на срок от 3 до 5 лет, 114 проведут в заключении от 5 до 8 лет. 65 дел прекращено по пресловутым «другим основаниям».
При этом есть случаи удивительной лояльности судов — 160 водителей, ответственных за смерть как минимум двух людей, получили условный срок. Еще двум водителям суд ограничил свободу передвижения. Оправдано трое.
В ряде случаев суды не назначают виновникам ДТП максимально возможных сроков. Так, экс-священник Павел Семин, ставший виновником одного из самых резонансных за последние годы ДТП в Москве, повлекшего гибель двух рабочих, в июне 2013-го был осужден на три года лишения свободы, хотя по ч. 5 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее за собой смерть двух и более лиц) ему грозило до семи лет тюремного заключения.
Отметим, по данным ГИБДД, за январь — март 2014 года в России произошло 35 120 тяжких ДТП, что на 3,9% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Число погибших в этих авариях составило 4632 человека, еще 44 795 серьезно пострадали. Оба показатели заметно подросли в сравнении с прошлым годом: на 6,3% увеличилось число погибших, на 2,4% — количество пострадавших в ДТП.
Глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что 15 тыс. водителей, попавших под уголовную ответственность, для станы немного, но 119 сотрудников правоохранительных органов — «катастрофически много».
«Сотрудник полиции, прокурор, следователь – это люди, который пришли служить закону, — говорит Травин. — И если эти люди умудряются на дороге кого-то убивать, значит, они на дорогах лишние. Странно, что в итоге они попали под суд, поскольку, как правило, эти люди вообще уходят от ответственности.
Раньше, чтобы не портить статистику, таких сотрудников увольняли «задним числом», сейчас министр МВД запретил так делать, но все равно такая практика продолжается, поскольку за этим никто не следит. Поэтому их не 119, а гораздо больше».
По мнению Травина, в стране сложилась катастрофическая ситуация в области безопасности дорожного движения.
«Чиновники ездят как хотят и уходят от ответственности, — говорит Травин. — Все мы помним ДТП на Ленинском проспекте, в котором был замешан один из руководитель «ЛУКойла». В стране нет эффективной меры борьбы с нарушителями — штрафы, которые чиновники поднимают год от года, не имеют никакого эффекта, и вся борьба за безопасность превратилась в зарабатывание денег. При этом уголовное наказание — эффективная мера только для тех, кто уже понес это наказание — в следующий раз такие водители будут вести себя аккуратно. Для оставшихся миллионов водителей — это нечто эфемерное, не представляющее никакой угрозы».
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)