В конце минувшей недели комитет «Гражданское содействие» объявил о пропаже гражданина Сирии, который перестал выходить на связь после принудительной высылки из России на родину. По словам правозащитников, депортировали мужчину незаконно: российские нормы запрещают выдворять человека, обратившегося к властям за убежищем, а в воюющую страну депортировать нельзя по международным рекомендациям. Чиновники утверждают, что сирийца депортировали в связи с отказом в убежище и просроченными документами.
Как сообщается на сайте «Гражданского содействия», Султан Гатфан Раслан был выслан из России 6 апреля. В этот день состоялся последний телефонный разговор сирийца с правозащитниками: мужчина сообщил, что находится в аэропорту и ждет посадки на самолет. Что произошло после этого, ни российская семья Гатфана, ни правозащитники не знают. «Его родные и друзья находятся в большой тревоге. Мы тоже», – говорится на сайте комитета. Повод для тревоги более чем веский: жертвами гражданской войны в Сирии стали, по разным данным, от 146 до 206 тыс. человек, а не охваченных боевыми действиями районов в стране практически не осталось. Многие страны ввели мораторий на депортацию в Сирию по рекомендации ООН, в России такого моратория нет.
В пропаже сирийца правозащитники винят российские власти, которые в обход закона выслали мужчину из страны, где он рассчитывал найти убежище. За соответствующим статусом Гатфан прошлой осенью обратился в миграционную службу Астраханской области, где проживал. Когда в статусе беженца мужчине отказали, он обратился за временным убежищем – такой гуманитарный статус присваивается людям, которым не грозит личное преследование, но угрожает иная опасность, например, связанная с войной. Однако во временном убежище Гатфану также отказали. В решении астраханского управления ФМС говорится: «Согласно оперативной информации, поступившей из УФСБ России по Астраханской области, оснований для предоставления данному лицу убежища нет». «С какой стати УФСБ в нарушение закона присвоило себе право, подменяя ФМС, решать вопрос о наличии оснований для предоставления убежища?» – недоумевают сотрудники «Гражданского содействия».
Отказ во временном убежище Гатфан обжаловал. Пока в ФМС рассматривали его апелляцию, гражданин Сирии оказался объявлен административным правонарушителем – просрочил регистрацию. Кировский районный суд в феврале приговорил его к выдворению, а суд Астраханской области это решение подтвердил. Жалобу же на отказ во временном убежище тот же Кировский райсуд отклонил лишь в марте. Гатфан, к тому моменту уже ожидавший высылки в спецприемнике, не отчаялся и подал еще одно ходатайство об убежище, в котором сослался на новое основание – наличие беременной супруги-россиянки. Правда, брак не зарегистрирован: из-за просроченного паспорта Гатфана ему и его жене пришлось довольствоваться лишь соответствующим обрядом в мечети. В УФМС согласились пойти сирийцу навстречу: в начале апреля Гатфана в спецприемнике посетил специалист ведомства, чтобы начать процедуру предоставления убежища.
Назвать Россию своей второй родиной Гатфан, однако, не успел: спустя еще несколько дней судебные приставы повезли мужчину на выдворение. Как отмечают в «Гражданском содействии», во всех этапах истории Гатфана так или иначе оказались замешаны сотрудники астраханского УФСБ, которые вместо ФМС принимали решения по его ходатайствам, посещали судебные заседания и контролировали его высылку. «Может быть, как в ряде других известных нам случаев, сотрудники ФСБ пытались привлечь его к сотрудничеству, а он отказался?» – рассуждают правозащитники.
Депортация сирийцев, обратившихся за убежищем, незаконна, убеждена в беседе с «НИ» руководитель программы «Право на убежище» Института прав человека Елена Рябинина. Она ссылается на нормы закона «О беженцах», по которым до окончания рассмотрения ходатайства об убежище никакого решения по принудительному удалению человека с территории РФ не может быть принято: «Причем окончанием рассмотрения ходатайства считается не отказ в убежище, который случается в 90% случаев, а решение по жалобе на этот отказ в вышестоящую инстанцию». По словам г-жи Рябининой, в российском законодательстве отсутствует прямой запрет на депортацию в воюющие страны, однако сказано, что граждане этих стран имеют право на временное убежище. «Все эти нормы хорошо выглядят и звучат, но редко выполняются», – считает г-жа Рябинина и напоминает, что Россия регулярно депортирует и экстрадирует не только сирийцев, но и граждан среднеазиатских республик, которым на родине грозит преследование по религиозным, политическим или этническим мотивам.
Случай Гатфана – не единственный в своем роде. История его соотечественника Абдурахмана Карди, прилетевшего из Турции и не допущенного в Россию, правда, завершилась иначе – ему, благодаря правозащитникам, предоставили временное убежище. Хэппи-эндом закончилось и преследование трех студентов из Сирии, задержанных в Нальчике после участия в антиолимпийской акции: Верховный суд Кабардино-Балкарии признал решение об их депортации незаконным. «Из решения суда следует, что в нынешней ситуации ни один гражданин Сирии не может быть туда депортирован. Есть международные документы ООН, есть приказ Федеральной службы судебных приставов, по которому Сирия закрыта для высылки. Это общепринятые правила: ведь происходит война, гуманитарная катастрофа», – комментирует ситуацию «НИ» глава Кабардино-Балкарского правозащитного центра Валерий Хатажуков.
Маргарита АЛЕХИНА. «Новые известия», 23 апреля 2014 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)