Афганистан: как моя сестра дошла до того, что взяла мужское имя
Самые страшные нарушения прав человека совершались при режиме талибов. Хотя тогда я еще была слишком маленькой для того, чтобы носить чадру, я все равно надевала ее, потому что боялась за себя и не хотела без нужды рисковать. Талибы запрещали женщинам выходить из дома без сопровождения мужчины, и нарушивших это правило жестоко били. Однажды, когда мы с мамой и сестрой пошли на базар, там появились талибы с явным намерением избить всех женщин, которые осмелились заявиться туда без мужчины. К счастью, нам удалось спрятаться от них за домом.
Поэтому мы стали одевать одну из сестер мужчиной, чтобы спокойно выходить из дома в сопровождении «брата». Она даже взяла себе мужское имя: Сохраб. Но ей это дорого обошлось. Она попыталась поглубже "закопать" свое женское начало и как можно дальше отойти от него. А потом она еще долго не могла отойти от этих времен.
У меня осталось немало болезненных воспоминаний о режиме талибов и предшествовавшей ему эпохе. Но я с оптимизмом смотрю в будущее, потому что за последние 10-12 лет во многих областях начались перемены к лучшему. Это касается, например, прав женщин, которые получили гораздо более широкий доступ к образованию и медицинским услугам. Еще одним значимым достижением стало появление новых СМИ, в том числе радио и телевидения. Как бы то ни было, с учетом финансовых богатств нашей страны изменить можно было и многое другое.
Инициативы по правам женщин, крупные СМИ, новые средства связи и права человека — все это для нас в новинку. И все эти перемены дают надежду на лучшее будущее.
Но, несмотря на все достигнутое, я искренне боюсь возвращения фундаменталистов, того, что они возьмут в свои руки политическую власть в стране. Если талибы опять встанут у руля, это поставит крест даже на малейших позитивных переменах в Афганистане.
Перед Афганистаном - целый ряд серьезных проблем, и первая из них — безопасность. Отсутствие безопасности подрывает экономическую систему и общественную структуру, делает их уязвимыми и неустойчивыми. Еще одна важная задача — это борьба с неграмотностью в нашей стране.
Общество не стало движущей силой произошедших за последние десять лет достижений. Их не назвать стихийным и естественным процессом. Они — всего лишь плоды краткосрочных проектов. Именно поэтому эти проекты так мало дали в плане реструктуризации общества. Существующим в нем традиционным структурам необходимо пройти по эволюционному пути.
Отсутствие сопротивления со стороны населения во время закрытия школ, было, как мне кажется, признаком покорности судьбе уставших об бесконечных гражданских войн людей. Сегодня складывается совершенно иная ситуация: дети и молодежь хлынули в школы и вузы. Поэтому возвращение к старым порядкам в современном Афганистане кажется мне маловероятным, и думаю, что закрыть двери школ для девочек больше не выйдет.
Главное препятствие на пути активного участия женщин в общественной, экономической, политической и культурной жизни страны заключается не в обществе, традициях и законах, а в острой нехватке веры в себя. Это говорит о том, как мало известно женщинам об их правах. Даже самые образованные из них все равно остаются под влиянием мужчин, потому что они не знают своих естественных и законных прав. Так, например, я лично знакома с несколькими женщинами-преподавателями, которые работают в престижных учебных центрах, но не выходят из дома после 16 часов, потому что им это запрещают! В Афганистане патриархат не ограничивается отдельными социальными классами и не касается одного лишь бедного населения сельских регионов. Единственные отличия между слоями общества в этом плане заключаются лишь в методах действия и силе патриархального контроля.
Одно из главных требований женщин заключается в создании пространства и каналов связи, с помощью которых они могли бы обратиться к другим женщинам и привлечь их внимание. Кроме того, женщинам необходимо упрочить свое положение во многих областях: общественная безопасность, безопасность занятости, юридическая безопасность. Так, например, если женщина сегодня хоть раз обратится по какому-то делу в суд, против нее ополчится вся семья, потому что ее будут считать «бунтаркой». В то же время родственники и семья всегда готовы тепло встретить мужчину, даже если он отсидел несколько лет в тюрьме за совершенное преступление.
Женщинам надоело, что их используют как символ. Они не хотят, чтобы политики говорили о них только в преддверии выборов.
Чтобы заставить власть признать их права и прислушаться к их требованиям, они могут обратиться в Министерство по делам женщин и другие правительственные ведомства, которым поручено заниматься такими вопросами. Тем не менее, я убеждена, что по-настоящему изменить ситуацию может только сильная воля самих женщин. Нужно признать, что все, сделанное для женщин правительственными и неправительственными организациями, носит исключительно временный характер. Ждать каких-то кардинальных преобразований не стоит, пока женщины сами не начнут играть более активную роль.
За все эти годы женщинам пришлось немало вытерпеть от самых разных политических течений. Они стали главными жертвами войны в нашей стране. Ни одна политическая система так и не освободила их от оков. Все политические силы грубо обошлись с их самосознанием. Но теперь женщинам пора пробудиться.
Ройя САДАТ. "Le Huffington Post", 2 апреля 2014 года Опубликовано на ИноСМИ.ru
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)