… о продолжительности жизни в России, Украине и других странах
Занимательная демография: выгодно ли крымчанам присоединяться к России?
Сколько лет жизни могут потерять жители Крыма по дороге в Россию, а жители остальной Украины – приобрести по пути в Евросоюз. Вчера Крым без двух с половиной процентов единогласно проголосовал за присоединение к России. Руководство полуострова уже собирается в Москву, чтобы обсуждать технические детали. Какие политические события и экономические санкции воспоследуют, мы узнаем совсем скоро. А пока у нас есть вероятностный научный ответ на вопрос, насколько по-разному может сложиться жизнь украинских граждан, которые стремятся в Европу и в Россию, и вообще – сколько продлится жизнь тех и других. Приблизительно так поставили вопрос специалисты по общественному здоровью из Роттердамского медицинского университета (Нидерланды) и Европейского центра здоровья переходных обществ (Британия), авторы статьи в последнем номере медицинского журнала Lancet.
Чтобы ответить на него, ученые сделали простую вещь: посмотрели, как меняется средняя продолжительность жизни населения в России, Эстонии, на Украине и в Швеции на протяжении 80 лет, с 1926 по 2006 год. Из графика видно, что из всех стран Украина переживала самые драматические скачки этого показателя. В 1930-е годы из-за голодомора ожидаемая продолжительность жизни рухнула до семи лет для мужчин и до одиннадцати для женщин. Затем была Вторая мировая и послевоенные репрессии.
На фоне этих двух катастроф сокращение жизни, последовавшее за распадом СССР, не кажется таким уж страшным. Тем не менее в Эстонии и других бывших республиках Прибалтики продолжительность жизни вскоре начала заметно расти. В России и на Украине такой рост начался только около 2005 года. Сейчас разрыв между Украиной и Швецией, одной из самых благополучных в Европе в смысле продолжительности жизни, составляет 12 лет. С начала 1990-х годов население Украины сократилось на 6 млн, то есть больше чем на 10 процентов.
Как известно, есть множество различий между востоком и западом Украины. Среди прочего различается и смертность: на западе она ниже. Причины более высокой смертности на востоке страны очевидны: выше уровень курения и алкоголизма, ниже уровень медицинского обслуживания, и в целом люди меньше следят за своим образом жизни. На западе выше и продолжительность жизни; правда, на сколько именно, авторы статьи не уточняют.
Продолжительность жизни коррелирует с экономическим благополучием. После распада Союза украинская экономика сократилась вдвое, а доля людей, оказавшихся за чертой бедности, перевалила за 30% к концу 1990-х. В начале 2000-х годов ситуация в стране начала меняться, но рецессия 2008 года снова затормозила рост, и сейчас Украина одна из беднейших стран Европы, с валовым доходом на душу всего $3500 в год (в России он почти вчетверо больше, $12700). Впрочем, как пишут авторы, экономические факторы объясняют далеко не все, и продолжительность жизни на Украине даже ниже, чем можно было бы ждать, исходя из экономических факторов. Возможно, дело здесь в политике.
По опыту стран Восточной Европы, чем раньше и быстрее страна переходила от авторитарной системы к демократии, тем четче в ней прослеживался рост продолжительности жизни. Так было, например, в Чехии и Эстонии. На продолжительности жизни сказываются все та же эффективность системы здравоохранения, наличие здоровых, простите за тавтологию, рыночных принципов регулирования медицинской сферы, жесткого регулирования табачной индустрии и эффективных кампаний, продвигающих заботу о здоровье.
Чем дальше страна продвинется на пути к прозрачным институтам и демократии, тем стремительнее в стране будет расти продолжительность жизни – таков вывод авторов. Банальность, конечно, однако, судя по результатам воскресного плебисцита, население Крыма думает иначе и делает ставку на движение в противоположную сторону. Может показаться, что это вполне достойная альтернатива, ведь продолжительность жизни в России также растет начиная с 2004 года. Неэффективность системы здравоохранения до последнего времени заливалась деньгами, однако уже в этом году, как мы писали, вливания резко снижаются, а без них удержать достигнутый результат будет невозможно. И Крыму в этом смысле есть что терять: сейчас продолжительность жизни на Украине примерно на год больше, чем в России (в Крыму, по данным официальной статистики, этот показатель примерно совпадает со средним по Украине). Поспекулировать на том, на сколько именно вырастет или сократится продолжительность жизни украинцев при интеграции с ЕС или, соответственно, с Россией можно, изучив приведенный выше график.
В недавнем интервью Slon бизнесмен Михаил Иванов одной из главных причин своего отъезда из России назвал статистическую вероятность прожить в Америке на девять лет дольше. Можно было бы возразить, что продолжительность жизни в России в последние десять лет неуклонно растет. Это так. Если бы не уменьшение финансирования, мы бы наверняка в текущем году догнали Америку образца 1960 года.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)