Проблема дискриминации женщин в Украине все еще стоит крайне остро. Но в этом свою роль играют и сами женщины...
Взгляд на современную женщину в Украине изменился только на словах. На деле же, как показало исследование Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи, украинские женщины — это основные получатели социальной помощи (ориентируются на нее), наиболее незащищенные и бедные. В подавляющем большинстве наши женщины имеют возможность сделать карьеру только до брака, в частности, до рождения детей: дальше шансы, возможности и желание самореализоваться резко снижаются. Еще одна особенность украинок — женщины пенсионного возраста и женщины с детьми являются наименее обеспеченными. Также в группе риска — женщины предпенсионного возраста: работодатели неохотно трудоустраивают тех, кому за 45. Следовательно, проблема дискриминации женщин в Украине все еще стоит крайне остро.
Еще одна особенность — психологическая: исследование показало, что замужество приводит к тому, что женщины «расслабляются». То есть берут на себя все домашние дела (кроме ремонта); после рождения детей женщина редко отдает предпочтение карьере; у замужних женщин — наибольший разрыв в зарплате, если сравнивать ее с зарплатой мужчины. Главное же — наши женщины сами считают, что они... менее ценны, чем мужчин. Почему? — с этим и другими вопросами «День» обратился к руководителю проекта «Исследование участия женщин в составе рабочей силы Украины», старшему научному сотруднику Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, кандидату экономических наук Анне Герасименко.
— По данным Госкомстата, на рынке занятости женщин с высшим образованием значительно больше, чем мужчин с высшим образованием. Вместе с тем у женщин почти на треть ниже доходы. В чем причины?
— В этом проявляется четкая дискриминация на рабочем месте, связанная с тем, что женщины с высшим образованием не могут найти себе достойную работу, а вынуждены работать на должностях, где предлагается меньший уровень оплаты труда. Им тяжелее пробиваться к высшим карьерным уровням, на управленческую верхушку. Ситуация практически идентична с теми, которые наблюдаются в европейских странах бывшего Советского Союза — России, Беларуси: и тенденции на рынке труда, и феминизация бедности, и гендерное положение. Азию не принимаем во внимание, потому что в Центральной Азии ситуация еще более сложная. Если взять близкого соседа — Польшу — то на рынке труда там ситуация намного лучше: меньший разрыв в зарплате между женщинами и мужчинами, также женщины в Польше лучше представлены в сфере управления. Но на уровне семейных взглядов также есть стереотипы (например, запрет на прерывание беременности).
Хочу обратить внимание, что результаты указали на то, что сами работающие женщины склонны недооценивать себя с точки зрения профессиональной ценности для работодателей (относительно собственных рабочих качеств, профессиональных конкурсных). Возможно, это связано с традиционными стереотипами, распространенными в обществе, которые с детства пропагандируются в школе, семье, системе образования — что женщина должна быть более ориентирована на семью. И, соответственно, именно семья, материнство составляют для них больший приоритет. Цифры, которые мы получили, как раз и демонстрируют эту тенденцию. Так, 38% женщин считают, что они должны меньше работать, чтобы уделять внимание семье.
Также если взять всю совокупность женщин, то среди них много таких, которые не могут получать доходы от трудовой деятельности (пенсионеры, в декрете, безработные). Именно они формируют основной спрос на социальные выплаты, предоставляемые государством.
— Согласно вашему исследованию, работодатели не хотят принимать на работу женщин предпенсионного возраста. Почему, ведь это опытные и активные работники, чьи дети уже выросли?
— Что касается молодых женщин, то причина — семейные обязанности и все, что с этим связано. Если на определенную должность претендуют женщина и мужчина, то работодатель отдаст предпочтение мужчине. В том числе работодатель-женщина.
Также в Украине присутствует дискриминация по возрасту: это проблема не только женщин, но и мужчин. Возможно, она связана с тем, что в настоящее время на рынке труда формируются новые требования к знаниям, к квалификации — все очень динамично развивается. А в этом возрасте людям сложнее осваивать новые знания. Работодатели предварительно воспринимают таких работников как менее ценных. Хотя они и имеют опыт работы, он может оказаться устаревшим. А чтобы получить новые знания, необходимо в Украине развить систему образования на протяжении жизни, где представители старших возрастных групп могли бы получать новые знания и новую квалификацию.
— Почему брак влияет на разрыв в доходах между женщинами и мужчинами?
— Я считаю, что здесь срабатывает стереотип — мужчина должен быть кормильцем семьи. Поэтому женщины уменьшают масштабы трудовой деятельности и переориентируются на семейные обязанности. С другой стороны, у женатого мужчины увеличивается ответственность, он начинает более активно зарабатывать, чтобы содержать семью. Потому что если посмотреть на категории населения, расторгнувшие брак, у них доходы приблизительно одинаковые: когда женщина после развода остается одна с детьми, то вынуждена активизироваться и зарабатывать дополнительные средства. В этом плане она фактически подтягивается к средним доходам мужчин. Положение выравнивается.
— Но женщине действительно нужно иметь больше времени для того, чтобы уделять внимание детям и зарабатывать средства...
— Опыт прогрессивных европейских стран показывает, что нужно привлекать к этому мужчин. Есть пример Швеции, где существовала очень сильная семейная политика относительно привлечения мужчин. Благодаря этому удалось не только достичь гендерного равенства, но и повысить уровень рождаемости. Когда женщины увидели, что их мужчины с радостью приобщаются и помогают им в воспитании детей, начали больше рожать (коренное шведское население). Это классический пример того, как нужно выравнивать семейные обязанности между женщинами и мужчинами.
— А это не мешает мужчинам более активно утверждаться в социуме?
— Конечно, беря на себя семейные обязанности, у мужчин сокращается время на развитие карьеры или бизнеса. Но женщины также имеют право на карьеру. Должен быть баланс: если женщины у нас образованы, то имеют право реализовать себя и в карьере, и в семье. Дисбаланс распределения ролей препятствует полноценной реализации. Потому что мужчины, которые хорошо работают, лишены каких-то эмоциональных позитивных моментов: некоторые из них, я думаю, тоже хотели бы больше времени проводить с семьей — с пользой для всех.
К сожалению, у нас распространено мнение о том, что мужчины должны зарабатывать деньги, а женщины быть за крепкой спиной. Но мы видим опыт европейских стран, где совсем другие тенденции: там женщины хотят общаться с мужчинами на равных — и семье, и на работе. Мне кажется, что это очень позитивная тенденция, потому что каждый может выбирать себе собственный образ жизни, а не зависеть от внешних барьеров, насаждаемых в обществе.
— В среднем, в Украине каждая женщина отдает домашней работе 10 часов еженедельно. Это мало или много?
— Это — много. В Европе объемы домашней работы намного меньшие. Там другие ценности: люди меньше питаются дома, там тенденция нанимать для домашней работы специальный персонал. Бытовое обслуживание лучше развито, потому что у нас инфраструктура за последние годы ухудшилась, и уровень жизни населения не всегда позволяет пользоваться платными услугами.
— Как вы считаете, последние события в Украине повлияют на социальную активность женщин, на желание реализовываться?
— Я очень на это надеюсь. Потому что если мы вернемся к идее евроинтеграции, то должны учитывать пример европейских стран, где существуют четкие гендерные квоты в парламенте. Думаю, мы можем ожидать, что у нас возрастет количество женщин в Верховной Раде, в органах местного самоуправления. Возможно, у нас будут разработаны мероприятия, способствующие увеличению количества женщин на руководящих должностях в корпоративном и бизнес-секторе. Такой опыт есть у Франции, и он привел к сдвигу во многих социальных вопросах, которые, как правило, берут на себя женщины.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)