В столице состоялось очередное заседание Большого общественного совета. Эксперты обсудили качество услуг, предоставляемые дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями соотечественникам за рубежом.
"Большое число трудовых мигрантов не имеет официального разрешения на работу (по трудовой квоте, патенту, ИП), а это не только ущемляет их права в трудовой сфере, но и ограничивает доступ к стандартным социальным, медицинским и пенсионным услугам. Кроме этого, многие наши соотечественники не заключают с работодателем трудового договора, впоследствии им не выплачивают заработную плату, устанавливают оклад ниже, чем у местных работников и т.д. В Республике Казахстан в сельском хозяйстве зачастую работают и дети мигрантов. Граждане Кыргызстана на территории стран приема нередко подвергаются трудовой и сексуальной эксплуатации, рабству. Из-за отсутствия официального разрешения на работу и трудового договора мигранты боятся обращаться за защитой в правоохранительные органы. А правозащитным организациям, оказывающим им помощь, на практике очень сложно доказать факт трудовых правоотношений, поэтому в большинстве случаев они пытаются разрешить проблему в досудебном или во внесудебном порядке", — заявила руководитель правозащитного движения "Бир дуйно Кыргызстан" Толекан Исмаилова.
По ее словам, на объектах, где трудятся наши граждане, порой не соблюдаются нормы безопасности, но, к сожалению, эти площадки не попадают в поле зрения трудовых инспекций, что дает работодателям дополнительную возможность игнорировать законодательство страны пребывания. В то же время доступ трудовых мигрантов с неурегулированным статусом и членов их семей к услугам здравоохранения ограничен экстренной помощью, которую оказывают всем иностранным гражданам без исключения. Плановое же лечение, наблюдение по беременности и родам, перинатальное наблюдение детей мигрантов в государственных медучреждениях возможны только при наличии медицинских страховок и определенного статуса пребывания. Зачастую кыргызстанцы по разным причинам не желают приобретать страховки, хотя в Российской Федерации созданы для этого все условия. Им открыт доступ только в частные медцентры, однако цены там на порядок выше, чем в госучреждениях.
Большинство мигрантов — выходцы из сельских глубинок, они не получили достаточных знаний о здоровом образе жизни, репродуктивном здоровье, инфекциях, передаваемых половым путем (ИППП). В результате недостаточной информированности о средствах контрацепции женщины прибегают к абортам либо бросают ребенка в приюте, выявлены даже случаи продажи малыша новым родителям. Частые аборты, недостаточное питание, холодный климат способствуют развитию осложнений и нарушений репродуктивного здоровья мигранток. В странах приема среди граждан Кыргызстана ежегодно выявляются случаи заболевания ВИЧ, ИППП, туберкулезом. Девушки подвергаются гендерному насилию. Они фактически лишены возможности своевременно получать квалифицированную юридическую помощь, не информированы о российских и казахстанских кризисных центрах, куда можно обратиться. Сегодня большинство трудовых мигрантов не имеют доступа к системе пенсионного страхования, а это может стать серьезной социальной проблемой для Кыргызстана уже в ближайшие 10 лет.
"Мониторинг, проведенный в России, выявил наличие многочисленных проблем, возникающих у гастарбайтеров с реализацией своих прав в части улучшения условий труда, доступа к медицинским услугам, правовой защиты. Вместе с тем они стараются найти выход, если не получается, то адаптируются в какой-то мере к окружающей обстановке. К примеру, объединения кыргызских соотечественников одними из первых коммерциализировали свою деятельность, оказывая услуги трудовым мигрантам в части легализации. Другим примером является открытие в Москве медицинских центров, ориентированных на иностранных рабочих. Посольство Кыргызской Республики и консульские учреждения также вынуждены менять формы и методы работы в соответствии с новыми потребностями в области миграции. Об этом свидетельствуют и структурные нововведения — расширение института почетных консулов, привлечение дополнительных сотрудников, специализирующихся на предоставлении правовой помощи, открытие интернет-приемной, перестройка здания и многое другое. При этом следует признать, что усилий только диппредставительств в решении проблем трудовых мигрантов недостаточно.
Согласно нашему исследованию, в Российской Федерации среди объединений соотечественников из Кыргызской Республики ведется скрытая конкуренция и раскол, вызванные, скорее, амбициями лидеров этих организаций. В то же время большинство из них оказывают трудовым мигрантам один и тот же спектр услуг. Координация их деятельности дипломатическими представительствами могла бы способствовать консолидации работы. Итоги мониторинга позволяют сделать вывод, что практически отсутствует связь между неправительственными, профсоюзными организациями и объединениями соотечественников. В этом плане посольства могут сыграть ключевую роль в налаживании контактов и тесного взаимодействия между ними", — предложила Толекан Исмаилова.
По ее словам, в диппредставительствах и консульских учреждениях Кыргызской Республики в Российской Федерации и Республике Казахстан наблюдается ярко выраженный гендерный дисбаланс. В связи с этим необходимо выработать систему мер внедрения в кадровую политику принципов равенства и увеличения численности женщин. Особенно это касается работы юристов, т.к. девушки, пострадавшие от различных видов насилия, как правило, не обращаются за консультациями к мужчине.
Согласно отчету по мониторингу услуг, предоставляемых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями КР в России и Казахстане, посольствам нужно оборудовать здания видеофиксацией, создать электронную очередь, ввести дополнительную штатную единицу — атташе по миграции или специалиста по трудовому праву, обеспечить транспортом привлеченных юристов.
"Исходя из масштабности процессов внешней трудовой миграции и значительного ее влияния на экономическую и социальную стабильность ситуации в нашей республике, правительству необходимо принимать своевременные меры по эффективному регулированию миграционных процессов. Одна из них — создание отдельного и стабильно действующего административного органа в стране, занимающегося данными вопросами. Ежегодная реорганизация ведомства приводит к "вымыванию" и без того тонкого слоя профессионалов и вынуждает их уходить в другие сферы деятельности.
Более того, те начинания, которые предприняты при прежнем административном органе, перестают работать, нарушаются контакты и система, выстроенные во взаимоотношениях с партнерами в странах-реципиентах. В качестве примера можно привести упразднение представительств Госкомитета по миграции и занятости в Российской Федерации и Республике Казахстан, выполнявших специфичные функции по изучению рынков труда и осуществлявших защиту прав кыргызстанцев, работающих там.
Необходимо также уделять внимание предвыездной подготовке трудяг. Рекомендовать принимающим странам ратифицировать международные конвенции о защите прав мигрантов, членов их семей и имплементировать в национальное законодательство эти международные нормы. Принять эффективные меры по созданию благоприятных условий для освоения мигрантами рынков труда других республик, кроме РФ и РК, тем самым добиться определенной регулируемости процесса внешней трудовой миграции и защиты прав соотечественников в соответствии с международными обязательствами Кыргызской Республики.
Государству стоит способствовать развитию конкурентоспособного рынка предоставления услуг по трудоустройству за рубежом, который в настоящее время, в особенности на юге страны, находится в зачаточном состоянии. В то же время повысить эффективность мер по пресечению деятельности фирм, осуществляющих посреднические услуги незаконно. Кроме этого, увеличить период пребывания граждан КР без регистрации в странах приема, рассмотреть вопрос обеспечения там доступной медицинской помощи нашим гражданам. В этих целях предусмотреть создание специализированных медицинских кабинетов при дипломатических представительствах либо заключить соответствующие договоры с государственными и частными медучреждениями", — сказала Толекан Исмаилова.
В рекомендациях отчета указано, что Кыргызстану необходимо вынести на общественное обсуждение постановление о пенсионном обеспечении трудовых мигрантов, поэтапно ввести в практику обязательное медицинское страхование с целью возможного получения стандартного пакета медицинских услуг в странах приема, повысить участие НПО в совещательных органах, улучшить техническое оснащение диппредставительств.
В сфере здравоохранения эксперты советуют наладить систему учета и статистической отчетности заболеваемости гастарбайтеров, проводить разъяснительную работу среди населения о необходимости ежегодного прохождения флюорографического обследования, оказать поддержку медицинским учреждениям в странах приема в обеспечении на кыргызском и русском языках информационными плакатами, буклетами и памятками по репродуктивному здоровью, ИППП, ВИЧ, безопасному материнству.
По мнению специалистов, Министерству иностранных дел Кыргызской Республики совместно с посольствами КР в РФ и Казахстане стоит разработать долгосрочный комплексный план работы с трудовыми мигрантами; продолжить практику расширения дипломатических представительств, используя в том числе институты почетных консулов, усилить работу по взаимодействию с местными органами власти в вопросах защиты прав и законных интересов граждан Кыргызстана, мониторингу и своевременному реагированию на случаи указанных нарушений и т.д.
В ходе заседания заместитель министра здравоохранения Марат Калиев предложил открыть при посольстве медицинские организации наподобие ЦСМ, где оказывали бы услуги первичного осмотра, проводили приписку к учреждениям здравоохранения, иммунопрофилактику, вакцинацию, учет больных сахарным диабетом и другими заболеваниями. "Если решится вопрос с Выставочным центром в Москве, и он закрепится за Министерством экономики, то поднимем вопрос, чтобы при нем создали медицинский центр. Мы с нашим фондом ОМС готовы оказать финансовую помощь", — сказал Марат Калиев. Но, по мнению директора Департамента консульских услуг Министерства иностранных дел Ирины Оролбаевой, вопрос обеспечения медицинскими услугами мигрантов можно решить заключением договора с определенной частной клиникой, а не строить спецздание.
В своей речи она также акцентировала внимание на том, что диппредставительства Кыргызстана в России и Казахстане ожидают в 2014 году увеличения обращений мигрантов в связи с ужесточением миграционной политики в этих странах. "Надо не забывать, что каждое государство создает условия безопасности для граждан своей страны и поэтому принимает законы, направленные не на ужесточение условий для иностранцев, а на упорядочение их пребывания. Хочу отметить, что со стороны правительства, Жогорку Кенеша, соответствующих министерств и ведомств в целях облегчения положения трудовых мигрантов с российской стороной проведен ряд переговоров, консультаций, встреч. К сожалению, наши предложения не всегда находят поддержку у них, но тем не менее мы стараемся. Одними усилиями МИДа это невозможно", — сказала Ирина Оролбаева. Она также добавила, что сегодня, дабы мотивировать наших сограждан вставать на консульский учет, предлагается сделать данную процедуру бесплатной.
По мнению Чрезвычайного и Полномочного Посла Кыргызстана в России Болота Жунусова, нужно разрабатывать идеи для привлечения средств мигрантов в республику. "Недавно я спросил у бизнесменов, почему они не вкладывают деньги в регионы, не открывают там заводы. Один из них ответил, что как-то ребята открыли в Оше большой автосервис, но за полгода их 43 раза посетили различные инспекторы с проверками. После очередного осмотра они свернули бизнес и вернулись в Россию. Многие уезжают из-за несправедливости. В этой связи приятно отметить недавнюю договоренность с руководителем ПРООН реализовать несколько пилотных проектов. Эксперты организации проконсультируют бизнесменов и окажут им небольшую финансовую помощь", — сказал он. В своей речи Болот Жунусов напомнил, что с января 2015 года кыргызстанцы смогут въехать на территорию России только по заграничному паспорту.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)