Политика поощрения иммиграции тянет страну в Средневековье
Институт национальной стратегии (ИНС) завершил первую часть масштабного исследования, оказавшегося в распоряжении "НГ", посвященного влиянию миграционных процессов на социально-политические процессы в стране. Меры, принимаемые правительством, кажутся ученым либо ошибочными, либо явно недостаточными для решения национального вопроса. Авторы исследования предлагают свой выход из положения, и он не оригинален: необходимо поставить заслон неконтролируемой миграции - в виде визового режима.
Исследование Института национальной стратегии называется: "Иммиграция населения в современной России. Экономика, социальная сфера, национальная безопасность".
Полностью эта работа будет завершена к сентябрю, но сегодня уже готова первая ее часть - "Политика замещающей миграции в России - последствия и альтернативы", где анализируется деятельность правительства в области миграции.
Сравнивая планы по решению проблемы, поставленные в статье Владимира Путина "Россия: национальный вопрос" ("НГ" от 23. 01.12), с мерами по регулированию миграции в последние годы, авторы исследования уже сейчас приходят к неутешительным выводам - чиновники топчутся на месте, предпочитая ведомственные интересы настоятельным требованиям времени. Пролонгация нынешней политики во взрывоопасной области чревата серьезными внутренними осложнениями. Проще говоря, страну ждет свой майдан - но не там, где его ищут правоохранительные органы.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов в интервью "НГ" подчеркивает - позиция руководства страны в отношении миграции идет вразрез интересам собственного населения. Суть официальной миграционной концепции до 2025 г. - бесконечно облегчать процедуру получения гражданства и вида на жительство приезжими. Именно здесь, по словам эксперта, лежит одна из главных опасностей ближайшего времени для России: "Мы можем пройти точку невозврата, которую в свое время перешли западные страны. Туда сначала приезжали гастарбайтеры, но потом они стали гражданами. Потом они стали гражданами. И выяснилось, что проблема интеграции для следующих поколений в этой среде решалась все с большим трудом. Видимо, потому что количество переходит в качество, и когда формируются общины, в которых люди могут жить в более развитой стране, но среди своих соплеменников, стимулы к интеграции не работают".
При этом за рубежом мигранты часто живут на социальные пособия и не являются трудовой армией. В России пособий нет и не будет, зато есть огромный криминальный теневой сектор, где используется труд мигрантов. Аналогом западных факторов формирования этнических гетто, которыми на Западе являются пособия, в России будет теневой криминальный сектор, уверен Ремизов.
Можно возразить - европейцы не справились, а мы справимся. Откуда такая уверенность? Никто не может внятно объяснить, почему европейцы не могут решить проблему при наличии развитых государственных и социальных институтов и сильной, некоррумпированной полиции. Рассчитывать на то, что многонациональность у россиян в крови? Звучит не слишком убедительно, считает Ремизов: "Поэтому путь облегченного предоставления гражданства иммигрантам представляется опасным. Мы в какой-то момент не сможет решать проблему с помощью только инструментов миграционной политики. Это будут уже наши граждане, которые добавятся к неинтегрированным россиянам из регионов Северного Кавказа".
Власть, отказываясь от введения визового режима, говорит о неимоверных сложностях этой реформы - в частности, ссылаясь на открытую границу с Казахстаном в 4 тыс. км. Авторы исследования ИНС не видят больших препятствий для реализации проекта. По словам Михаила Ремизова, который изучал проблему, общаясь с представителями пограничных войск, физически обустроить границу можно. Просто нет политического решения о том, где проходит эта граница. Визы, уверен Ремизов, не помешают экономическому сотрудничеству - товары пойдут своим чередом, зато будут решаться вопросы безопасности: "Мы зубами держимся за базу в Таджикистане, но в случае если пойдут серьезные прорывы со стороны талибов Афганистана, эта база окажется изолированной коммуникационно. А если мы берем в расчет равнинную границу, то здесь гораздо легче отразить агрессию локальных групп - ее легче контролировать".
В случае введения виз проблему контроля на границе решить не так уж сложно - для начала достаточно изменить график движения поездов, указывает Ремизов: "Поезд Душанбе-Москва - стопроцентно миграционный. На досмотр пограничникам отведено мизерное время. Проконтролировать ситуацию невозможно. Если просто один поезд будет идти до границы, а другой - от границы в центр России, границу эту люди будут пересекать с полной проверкой, ситуация изменится. Это будет препятствием и для наркотрафика". Визовый режим подразумевает изменение системы коммуникаций со странами - донорами миграции, подчеркивает собеседник "НГ".
Для России существует большая опасность в сочетании двух факторов - усилении дестабилизации в Афганистане и неконтролируемом росте трудовой армии мигрантов, считает Ремизов: "Если в России будет расти резервная армия исламистов, то при наличии саудовских денег и оперативной работы ваххабитов она может превратиться в боевую пятую колонну".
Помимо прочего, отмечается в исследовании, в Афганистане и Средней Азии очень серьезная эпидемиологическая обстановка. В этих регионах возрождаются средневековые пандемии проказы и чумы. Недавняя вспышка брюшного тифа в Подольске, связанная с мигрантами, - нехороший звоночек, подтверждающий выводы ИНС.
Самая тяжелая проблема правительства - отсутствие правдивой статистики по мигрантам. Уже в 2012 году руководитель ФМС сообщил, что на территории страны находятся 14 млн. мигрантов, большинство из которых (70-80%) составляют граждане стран СНГ.
Далее численность мигрантов в России необъяснимым образом начала снижаться, и это при декларируемом ФМС росте валового объема иммиграции.
Так, по заявлению главы ФМС, по состоянию на 20 ноября 2013 года в России находились 11,1 млн. иностранных граждан. Однако спустя чуть более двух месяцев руководитель миграционной службы заявил о пребывании на территории России 10,4 млн. иностранцев.
Нынешняя статистика основана только на регистрационных документах. Но это лишь часть миграционного потока. Нет учета по такому важному показателю, как семьи мигрантов, говорит Ремизов: "К нам едут молодые женатые парни, но часто уже женатые. По опросам, средний размер семьи - 5-6 человек. Если мигрант легален, то он имеет право перевезти семью. Эта когорта мигрантов никем не учитывается. Но ФМС должен иметь методики, по которым учитывается нелегальная миграция".
А главное - в России нет острой нужны в мигрантах, утверждают авторы исследования. По состоянию на 2013 год трудоспособное население страны составляет примерно 86 млн. человек. Для сравнения: в 1989 году в РСФСР, где была сосредоточена масштабная промышленность, трудоспособное население составляло 83 млн. человек. Если уподобить работающую часть населения трудовой армии, то сегодня, утверждает Михаил Ремизов, около 36 млн. россиян находятся в запасе, будучи заняты в теневом секторе. Приток дешевой рабочей силы - не в интересах граждан. И не в интересах страны - если она тянется к модернизации, а не в античность и Средневековье. Где нужны не инновации, а рабы и крепостные.
Александра САМАРИНА. «Независимая газета», 24 февраля 2014 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)