Действительно ли нам стоит отменить так называемый «закон о хиджабе», как предлагается в одном из подготовительных докладов по «реформированию интеграционной политики», которые появились в сети 12 декабря на сайте правительства и в прессе? Этот принятый в 2004 году в соответствии с «принципами светского государства» закон «регулирует» «ношение религиозной символики и одежды в государственных школах».
Авторы доклада зашли слишком далеко со своим предложением вновь разрешить в школах хиджаб? Нам стоит быть за или против отмены закона 2004 года, за и против запрета хиджаба в классе? Предлагаю вам ознакомиться с аргументами обоих сторон.
Почему хиджаб в школе нужно запретить: 1. Потому что закон в конечном итоге приняло все общество, в том числе и мусульмане. В 2005 году Движение против расизма и за дружбу между народами говорило о катастрофических последствиях принятия закона. Тем не менее, сейчас, судя по всему, в школу из-за него не ходит лишь крошечное меньшинство мусульманских девочек. Большинство из тех, кто обычно носит хиджаб, все равно ходят учиться. Они снимают ее у входа и нередко демонстрируют чудеса изобретательности, заменяя ее банданой, шапкой или обмотанным вокруг шеи платком.
2. Потому что школу нужно по возможности избавить от межобщинных распрей и прозелитизма. Ношение платка может считаться некой (пусть даже скрытой) формой давления на девушек («Раз ты не носишь его — значит, ты плохая мусульманка») при том, что чтение молитвы пять раз в день играет не меньшую, если не большую роль в исламской практике.
3. Потому что у учениц (в большинстве случаев они — несовершеннолетние) не требуют полностью отказаться от платка (его ношение разрешено в общественных местах), а просят просто убрать его в закрытом общественном пространстве (у преподавателей в нем тоже нет права носить религиозную символику). Кроме того, жизнь в обществе означает готовность пойти на уступки.
4. Потому что, по мнению некоторых феминисток во главе с Элизабет Бадентер, платок — это символ угнетения женщины. Они считают, что запрет хиджаба поможет этим девушкам и женщинам стать свободнее.
5. Потому что некоторые государства вроде Великобритании и Квебека, которые изначально приняли весьма либеральные законы в данной области, сейчас начинают сдавать назад и обсуждать ограничение ношения религиозной символики в школе.
Почему запрет нужно отменить: 1. Потому что закон 2004 года представляет собой посягательство на личное право каждого человека одеваться по собственному усмотрению и его свободу вероисповедания.
Закон о светском государстве 1905 года не говорит, что религия является чем-то личным и частным, как считают многие люди. Религия — это обязательно нечто видимое и коллективное. Кроме того, если посмотреть на применение этого закона в прошлом, становится ясно, что государственный совет неизменно трактовал его в либеральном смысле в том, что касается публичных проявлений веры (процессии и колокольный звон).
Многие люди путают общественное пространство (улица, почта, мэрия, школа) и государственные службы. Таким образом, преподаватели являются госслужащими и, следовательно, должны сохранять нейтралитет, тогда как ученики принадлежат к общественному пространству и не обязаны придерживаться светских принципов. Более того, они учатся понимать эти самые принципы, и наглядная демонстрация видимых различий может только помочь им на этом пути.
2. Потому что, приняв этот закон, Франция нарушила ратифицированные ей международные соглашения и в частности Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года и Европейскую конвенцию о защите прав человека, в девятой статье которой отмечается, что свобода вероисповедания подразумевает право демонстрировать свои убеждения «как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком».
3. Потому что одним из последствий принятия закона 2004 года стало чрезмерное рвение законодательных органов. Часть их представителей не видят отличий между фундаменталистами и простыми мусульманами. Они считают, что принятие максимально ограничительных мер позволит остановить распространение мусульманской/фундаменталистской практики.
Вот несколько тому примеров: закон о ношении паранджи 2010 года, циркуляр Шателя о появлении в школе сопровождающих детей матерей в хиджабе (2012 год), представленный на рассмотрение Сената в 2012 году по предложению левых радикалов и социалистов законопроект о запрете ношения платка для представителей всех профессий, которые работают с маленькими детьми, целый ряд законопроектов по запрету хиджаба на предприятиях и т.д. Отмена закона 2004 года может положить конец этой тенденции.
4. Потому что одержимость хиджабом уходит корнями в историю и времена колониализма. В семьях алжирского происхождения до сих пор вспоминают о том, как французские солдаты в Алжире силой срывали ее с женщин. Современные девушки могут по-новому ощутить то, что выпало на долю их бабушек во время войны.
Кроме того, запрет лишь укрепляет сложившееся у некоторых «коренных» французов представление о том, что ислам как таковой не подлежит ассимиляции и является инородным телом во французской политике.
5. Потому что символы имеют именно такой смысл, какой придают им люди. Некоторые «исторические» феминистки вроде Кристин Дельфи не согласны с тем, что для эмансипации девушкам нужно запрещать носить хиджаб, и считают, что каждая из них сама должна выбрать свой путь.
6. Потому что Франция — это единственная крупная страна за исключением Саудовской Аравии, которая принимает законы об одежде ее граждан (Турция смягчила меры насчет ношении хиджаба), а международные последствия принятия закона оказались весьма серьезными (его осудили США и либеральные европейские демократии).
Публикация подготовительного доклада стала нежданной возможностью в очередной раз заявить о себе для тех, кто хочет сохранить или даже расширить законодательный арсенал ношения хиджаба (сюда входят как правые, так и левые политики). То же самое можно сказать и о противниках закона 2004 года, которые могут теперь во всеуслышание огласить свои требования.
Кроме того, на собрании Форума против исламофобии 14 декабря некоторые (Феминистская группа за равенство, Коренные республиканцы) призвали провести в марте будущего года демонстрацию с требованием отменить закон. Другие же (Лига прав человека, профсоюзы) хотя и отрицательно относятся к закону 2004 года, все же полагают, что эта борьба проиграна заранее и совершенно не привлечет к себе внимания во французском обществе образца 2013 года. Поэтому они ставят более скромные цели вроде отмены циркуляра Шателя.
Ариан БОНЗОН (Ariane Bonzon). "Slate.fr", 17 декабря 2013 года Опубликовано на ИноСМИ.Ru
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)