Для мигрантов, занятых в сфере ЖКХ, в центре Москвы построят городки
Для работающих в сфере ЖКХ мигрантов в центре Москвы за счет городского бюджета могут создать строительные городки, где они будут проживать. Об этом сообщила начальник управления социального развития префектуры ЦАО Людмила Наркунене. Речь идет именно о ЦАО, так как в других административных округах жилье доступнее.
«Рассматривается возможность создания строительных городков — специализированных компактных мест организованного проживания привлекаемых государственными бюджетными учреждениями в сфере ЖКХ иностранных работников»,— передает «РИА Новости» слова начальника управления социального развития префектуры ЦАО Людмилы Наркунене в ходе семинара-совещания в префектуре.
Госпожа Наркунене пояснила, что создание подобных городков планируется именно в Центральном округе. По ее словам, в других административных округах столицы проще найти жилье для приезжих рабочих, в центре же жилье для них дорого и не хватает мест.
«Наверное, за деньги бюджета это будет возводиться, а дальше будет уже прорабатываться схема предоставления мест»,— сказала Людмила Наркунене.
Какие барьеры ждут мигрантов при устройстве на работу
Правительство 26 ноября внесло в Госдуму проект поправок к Трудовому кодексу, которые требуют при принятии на работу мигранта предоставлять сведения о заключенном им договоре добровольного медстрахования или договоре работодателя с медицинской организацией о предоставлении такому работнику платных услуг. Читайте подробнее
Кому предлагают заняться проблемой миграции
Передать муниципалитетам контроль за соблюдением гражданами и чиновниками правил миграционного учета предложил депутат Госдумы Александр Агеев («Справедливая Россия»). 19 ноября он внес в Госдуму законопроект о наделении органов местного самоуправления соответствующими полномочиями. При этом господин Агеев утверждает, что «дополнительных расходов из федерального бюджета не потребуется». Читайте подробнее
Как депутаты набирают рабочую силу
Два депутата Госдумы — Алексей Журавлев от «Единой России» и Сергей Жигарев от ЛДПР — в октябре предложили ввести новое понятие «индикатор нехватки собственных трудовых ресурсов субъекта РФ». Рассчитываться он будет как «соотношение потребности в работниках хозяйствующих субъектов и числа граждан, признанных безработными и имеющих опыт трудовой деятельности», на основании данных Росстата для каждого региона. По словам авторов документа, индикатор «предназначен для балансировки соотношения иностранных работников и коренных жителей субъектов РФ», он даст возможность «стимулировать использование работодателями местных трудовых ресурсов, позволит сократить социальную напряженность в отдельных сферах экономической деятельности и активизировать межрегиональную трудовую миграцию».
Дмитрий ТИХОНОВ, Дмитрий КОЗЛОВ. «Коммерсантъ», 28 ноября 2013 года
Мигранты нашего городка
Чиновники намерены создать в центре Москвы места компактного проживания трудовых мигрантов, занятых в строительстве и ЖКХ. Начальник управления социального развития префектуры Центрального административного округа Людмила Наркунене предположила, что это будет что-то вроде строительных городков, преимущественно вне жилых районов. Столичные власти, вероятно, отказываются от предвыборной политизации темы мигрантов и соглашаются с тем, что без мигрантов экономике города не обойтись.
Особенность рынка труда Москвы - резкое несоответствие спроса и предложения рабочей силы. 75% горожан имеют высшее и среднее специальное образование, неполное среднее и ниже - всего 1%. Доля непрестижного и малооплачиваемого труда, по расчетам экспертов, значительно больше - от 7 до 10%.
Исследование «Миграция и демографический кризис в России» под редакцией Елены Тюрюкановой и Жанны Зайончковской показало, что зарплата среднего гастарбайтера в строительстве и на транспорте ниже, чем у российского работника, всего на 10%, в обрабатывающих производствах - на 25%, в торговле и ЖКХ - даже выше. Однако небольшой разрыв увеличивается более длинной (в среднем 60 часов против 36) рабочей неделей и отсутствием доступа к медицинским и образовательным услугам. Лишь 38% гастарбайтеров получают официальную зарплату, в Москве - всего 23%.
Есть и нюансы: по данным исследования Елены Черниной и Михаила Локшина из ВШЭ «Мигранты на российском рынке труда: портрет и заработная плата», у работников из Таджикистана зарплата на 45% меньше, чем у российских работников на похожих должностях.
Наем мигрантов выгоден малому и среднему бизнесу, стремящемуся сократить издержки при нестабильных правилах игры, чиновникам и контролерам, смотрящим сквозь пальцы на нарушения или участвующим в деле.
Размещение гастарбайтеров в официальных городках поможет вывести из тени часть мигрантов, легализовать их пребывание и работу в России. Кроме того, создание таких мини-городков позволит вывести тысячи людей из подвалов и отселенных зданий; хотя не факт, что проживание в городках будет намного полезнее для здоровья. Зная места компактного проживания мигрантов, городским властям и полиции будет легче предотвращать возможные конфликты (впрочем, желающим будет легче эти конфликты организовывать - опасность геттоизации все же есть).
Городки для мигрантов означают также, что пока Москва не готова заменить непрестижный и малооплачиваемый труд рабочими местами, привлекательными для жителей Подмосковья и прилегающих регионов.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)