Чтобы изменить статистику и уменьшить количество аварий на дорогах, правительство приняло специальную программу. Но финансировать будут только в следующем году
По данным демографических исследований, ежедневно на украинских автодорогах погибает в среднем 12 человек, вдвое больше — получают травмы. Неслучайно в украинском календаре появилась еще одна грустная дата — День памяти жертв ДТП. Его отмечают в третье воскресенье ноября. Инициатором мероприятия стала «Ассоциация безопасности дорожного движения», которая, кроме этого, положила начало еще и Национальной неделе безопасности дорожного движения — чтобы привлечь внимание власти и общественности к проблеме высокой аварийности на дорогах. В этом году такая неделя проходит уже пятый раз. Но впервые — при поддержке премьер-министра Николая Азарова и целого ряда министерств.
В Украине также появилась «Государственная целевая программа повышения уровня безопасности дорожного движения в Украине на период до 2016 года». Это конкретный план действий на ближайшие годы. Его цель — уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий и снизить уровень смертности на дорогах. «Среди запланированных мероприятий — улучшение нормативной базы, проведение научных исследований относительно причин и последствий ДТП, укрепление технической базы ГАИ, чтобы работники могли лучше контролировать соблюдение правил дорожного движения. Это и повышение уровня безопасности перевозки пассажиров, а также улучшение качества дорог, речь идет не только о замене асфальтового покрытия, но и о соответствующей разметке, светофорах на опасных перекрестках, — рассказывает заместитель директора Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Алексей БАЛДИН».
Но есть одно «но»: программа принята только в марте этого года, потому текущий государственный бюджет не предусматривает финансирование на ее реализацию в этом году. Чиновники надеются, что в следующем году средства будут, иначе вся суть программы сводится на нет. Пока же в МВД отчитываются: ситуация на дорогах стала более-менее стабильной, за нынешний год на автодорогах произошло 25 тысяч аварий, что на 2% меньше, чем в прошлом году. Однако количество все равно великовато. Государство при этом тоже несет колоссальные убытки: по подсчетам Всемирного банка, Украина ежегодно теряет пять миллионов долларов в результате дорожных приключений (имеются в виду страховые выплаты, средства на лечение и тому подобное).
Основные причины аварий, наверное, ни для кого не станут открытием. Прежде всего, это превышение скорости и вождение в нетрезвом состоянии. Председатель координационного совета «Ассоциации безопасности дорожного движения» Александр СКИБИНЕЦКИЙ считает, что наказание за нарушение дорожных правил нужно сделать более суровым, а ответственность перед законом должна быть одинаковой для всех без исключения. «Это залог объективного контроля и невозможности уклонения от наказания независимо от стоимости автомобиля или его номеров (имеется в виду машин депутатов с госномерами Верховной Рады или дорогих авто влиятельных бизнесменов, которые часто уклоняются от уплаты штрафов или другой ответственности за нарушение дорожных правил. — Ред.)».
Также специалисты настаивают на финансовой ответственности виновников ДТП перед пострадавшей стороной. «Недавно мы узнали о прецедентном случае, который, к сожалению, возможен, лишь в Украине и странах СНГ, — рассказывает президент «Ассоциации безопасности дорожного движения» Михаил БЕРЛИН. — 46-летний мужчина возвращался домой на велосипеде, его сбил грузовик, в результате чего он получил пять видов травм. Гражданин выдвинул иск владельцу грузовика размером в один миллион 300 тысяч гривен. Однако ответчик считает, что эта сумма слишком высокая. Хотя сейчас он тратит не меньшие деньги на услуги адвоката, чтобы тот отстоял его интересы в суде. Такая позиция нас удивляет, и пока будут подобные ситуации, мы мало что сможем изменить».
Как отмечает Кристина ИНКЛЕН, эксперт Глобального партнерства по дорожному движению, при вступлении Украины в ЕС нам придется привести в порядок и правила дорожного движения. В Госавтоинспекции сейчас над этим работают, в начале следующего года планируют ввести несколько новаций, в частности — ограничить скорость движения в городах до 50 км/час (сейчас — 60 км/год), обязать пешеходов использовать в темное время суток светоотражатели, а водителей — менять шины в соответствии с сезоном.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)