Слыхали про свободное перемещение денег, товаров (услуг) и рабочей силы? С деньгами ясно - инвестиции традиционно идут мимо Беларуси. С товарами - тоже: экспорт падает, импорт растет. С рабочей силой сложнее, однако ее перемещение как на территорию Беларуси, так и куда подальше с этой территории, похоже, в ближайшей перспективе активизируется.
На прошлой неделе эту тему затронул Александр Лукашенко, гостивший 4-5 ноября в Туркменистане у своего коллеги Гурбангулы Бердымухамедова. Президенты помимо прочего обсудили строительство белорусскими специалистами под ключ Гарлыкского горно-обогатительного комбината. «Образование в Беларуси получают более 8 тыс. туркменских студентов... В связи со строительством Гарлыкского комбината ведется подготовка специалистов среднего звена», - сказал глава Беларуси. Далее он заметил, что не прочь «расширить экспорт образовательных услуг в Туркменистан», и для этого предложил «создать в Беларуси своеобразный молодежный «туркменский островок», где были бы, например, общежития или гостиницы».
ОТТУДА, ГДЕ ТРУДНО
Проекту «туркменского островка», если не забыли, предшествовал проект «китайского городка» (Чайна-тауна), плавно переросший в технопарк в Смолевичах. Напомним: таджики, узбеки, вьетнамцы, северные корейцы возводили Дворец Независимости в Минске; китайцы готовятся осчастливить Беларусь чудесами тонкой химии, нано- и биофармацевтики, электроники; литовцы подменяют удравших на заработки в Россию белорусских строителей; киргизы замечены в легкой промышленности и сфере услуг и т.п. Беларусь с опозданием включается в региональные и глобальные процессы движения рабочей силы. Хочется надеяться, что ей удастся избежать ошибок, совершенных соседями на западе и востоке.
31 октября председатель республиканской ассоциации промышленников (БелАПП) Анатолий Харлап на заседании Совета по развитию предпринимательства при Совмине констатировал: «Крупные заводы, такие как МАЗ, МТЗ, МЗКТ, заключают договоры с Северной Кореей, Вьетнамом, Таджикистаном, другими странами и принимают на работу граждан этих стран. Конечно, так сразу их к станку не поставишь, но наши предприятия платят им подъемные, предоставляют общежития, проводят обучение». Харлап покритиковал российских коллег, допустивших очевидные перекосы при регулировании миграции, поставив им в пример Беларусь, где «соответствующие меры были приняты ранее, и сегодня республика открыта для приема квалифицированных кадров».
Иными словами, глава БелАПП публично признал существование практики по привлечению рабочей силы из-за рубежа и артикулировал готовность продолжить ее в дальнейшем. На октябрьской пресс-конференции для российских СМИ то же самое сделал президент: «Приезжают люди из Узбекистана, Таджикистана, других стран, в основном семьями, с детишками. Принимаем. Если поселяются в сельской местности, просят земли - да ради бога, нам это выгодно. Работают на стройках и т.д. Лучшие пропагандисты в Беларуси - это такие люди, приехавшие в нашу страну оттуда, где трудно, где сложно».
Применительно к товарному рынку наши власти любят говорить об импортозамещении. Попытки оживить рынок труда трудовой миграцией следует признать экспортозамещением: по данным исследования «Влияние миграционных потоков на социально-экономические показатели страны: опыт Беларуси» (2011), из РБ ежегодно уезжает на заработки 2-3% экономически активного населения. Однако не только это обуславливает потребности экономики (прежде всего - промышленности, стройиндустрии и АПК) в дешевых и не всегда квалифицированных кадрах. Импорт human resource, человеческого ресурса, стимулируют как демографические факторы (изменение возрастной структуры населения), так и социальные - низкая дифференциация доходов, зарплатная уравниловка, доступность вузовского диплома, сомнительный престиж рабочих профессий и пр.
ДЕФИЦИТНЫЙ НАРОДЕЦ
Дефицит рабочих рук будет нарастать, и белорусских государственных мужей эта проблема беспокоит давно. Понятно, для крепкого хозяйственника удобнее иметь 20 млн. граждан, согласных работать в агрогородках, литейных цехах и поликлиниках за $200-500, чем менее 10 млн. с запросами свыше $1 тыс. Это одна из магистральных тем публичных выступлений Лукашенко с 1990-х гг.
В октябре 2013 г. она была очередной раз раскрыта перед российскими журналистами: «Самая большая проблема у нас - даже не деньги, а люди. На нашу территорию не хватает как минимум столько человек, сколько у нас живет: нам нужно не 10 млн. человек, а 20 млн. Мы сможем их запросто прокормить. Но и они будут работать и еще больший объем продукции создавать».
Пока речь идет не о 10-20 млн. «сверхурочных» белорусов, а о нескольких тысячах легально приезжающих к нам на заработки граждан других государств. В первой половине 2013г. таковых, согласно подсчетам департамента по гражданству и миграции МВД, было около 7 тыс., причем сравнительно с аналогичным периодом 2012г. этот показатель удвоился.
СПРАВКА «БелГазеты»
По данным МВД, среди стран, граждане которых официально прибывают в РБ для работы, 1-е место держит Украина (4513 прибывших в январе-сентябре 2013г.), 2-е - Китай (2216 граждан), 3-е - Россия (около 2 тыс.). Из Турции приехало свыше 900 человек, из Узбекистана - более 860, из Литвы - почти 870, из Вьетнама - 336, из Армении - 267. Помимо этого МВД насчитало 400 приехавших подзаработать граждан Молдовы, более 270 - Грузии, более 100 - Польши, более 100 - Таджикистана, более 20 - Израиля, 25 - Греции, более 60 - Ирана, более 20 - США, более 60 - Чехии, а также по 3 гражданина Швейцарии и Японии, по 1 гражданину Австралии, Аргентины, Гвинеи, Индонезии, Камеруна, Кипра, Кубы, Ливии, Марокко, Эквадора.
Департамент по гражданству и миграции МВД подчеркивает: в большинстве случаев речь идет о специалистах рабочих профессий. Но есть и исключения: «Трудовые мигранты из России приезжают в основном в качестве топ-менеджеров, руководителей компаний, руководителей проектов; в качестве рабочих в Беларусь россияне не едут». Чеха, израильтянина или швейцарца тоже сложно представить в литейке или у свежеразрытого котлована. Кроме того, оценивая легальную трудовую миграцию, не следует забывать о наличии нелегальной и нетрудовой.
Белорусские власти правы, подчеркивая преимущества своей иммиграционной политики сравнительно с российской, качество каковой наглядно продемонстрировали беспорядки в Бирюлево. Отечественная модель - это двухступенчатая система получения разрешений на привлечение компанией более 10 иностранных работников, изучение департаментом по гражданству и миграции МВД перспектив «пребывания и цивилизованного размещения» гастарбайтеров, контроль за соцусловиями, разрешительными документами и т.п. Недаром, например, в белорусско-таджикском соглашении о трудовой миграции уполномоченным органом с белорусской стороны выступает непосредственно МВД - жестко, но эффективно как с точки зрения трудовой дисциплины, так и с позиций профилактики правонарушений.
И все же в белорусской стратегии работы с трудовой миграцией есть три уязвимых узла. Во-первых, странная тяга к «островкам» и «городкам», чреватым образованием этнических гетто, заставляет вспомнить негативный опыт ряда стран, активно импортирующих рабочую силу - от Франции и Швеции до России и Казахстана. Во-вторых, просматривающаяся перспектива роста импорта рабочих рук потребует гораздо большей нагрузки на МВД и прочие вовлеченные в процесс госорганы. В-третьих, дешевый и низко-квалифицированный труд консервирует существующую экономическую модель, превращая ее в своего рода «туркменский островок» в Европе.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)