Тема мигрантов была главной в ходе недавней кампании по выборам мэра Москвы. На этот счет высказывались и Сергей Собянин, и Алексей Навальный, и все остальные участники предвыборной гонки. Причем, несмотря на различия в политических взглядах кандидатов, тональность их заявлений по миграционной проблеме была очень схожей - если не запретить, то серьезно ограничить въезд в страну гражданам среднеазиатских республик. Алексей Навальный, например, предлагал дисквалифицировать и лишать городских контрактов подрядчиков, нанимающих на работу нелегалов. А Сергей Собянин на минувшей неделе заявил, что с соседями нужно ввести визовый режим (об этом, кстати, ранее говорил и Навальный). Представители столичного ГУВД неоднократно заявляли, что около половины всех преступлений совершают приезжие, а в разгар кампании начались массированные рейды по рынкам, стройкам и промзонам - нелегалов задерживали сотнями и даже создали для них временный лагерь в районе Гольяново.
А тут еще на днях подоспел доклад ООН по вопросам миграции, в котором отмечается, что Россия занимает второе место после США в мире по числу проживающих на ее территории иммигрантов из других государств. «Всех вон!» - разнеслось над Москвой. И вдруг полным диссонансом с антимигрантскими заявлениями прозвучало предложение уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Он неожиданно выступил с инициативой объявить амнистию для всех нелегальных мигрантов, находящихся на территории России.
«Предвижу, что сейчас в меня полетят камни, но я бы вообще предложил провести миграционную амнистию, то есть массовую легализацию нелегалов. Поверьте мне, как человеку, много лет проработавшему в бизнесе, от этого все только выиграют», - написал он в своем блоге. По мнению Бориса Титова, государство должно либерализовать рынок труда, в том числе убрав барьеры для бизнеса при найме иностранных граждан. «Почему бизнес идет на риски и имеет дело с нелегалами? Да потому, что оформлять их, следуя букве закона вплоть до запятой, - страшная головная боль... Объясните, зачем сезонному рабочему, приехавшему, к примеру, на сбор винограда, учить русский язык? Или квоты на мигрантов? Ничего более неразумного придумать нельзя. Как предприниматель может предсказать урожай или спрос на жилье в следующем году? А квоты предписывают: тебе положен такой-то максимум, выберешь его - вертись как хочешь. Единственное, к чему это приводит, - к росту коррупции.», - сетует Борис Титов. Он уверен, что в идеале квоты на прием трудовых мигрантов надо отменить (на текущий год они составляют 1,7 млн человек), а бизнес сам должен определять, сколько и каких трудовых мигрантов ему необходимо, быстро получать для них разрешения на работу и контролировать их своевременное возвращение на родину после выполнения трудового контракта. «Последнее можно обеспечить, вернув практику залога за трудовых мигрантов. Когда мигрант покидает страну, залог возвращается бизнесмену или идет на оплату депортации, если тот вдруг нарушит миграционное законодательство», - отмечает эксперт. Легализованные мигранты, по его мнению, станут дополнительным источником налогов для бюджета и денег для экономики.
Ответ на свою инициативу Борис Титов получил практически незамедлительно. Глава Федеральной миграционной службы (ФМС) России Константин Ромодановский выступил категорически против тотальной амнистии для мигрантов. «Однозначно могу сказать, что амнистии быть не может для тех, кто с непонятными целями слоняется и нарушает наши правила. Более того, по новому законодательству мы им закрываем въезд», - сказал он агентству «РИА Новости». По словам Константина Ромодановского, с января этого года въезд в Россию закрыт уже 215 тыс. человек. В то же время он признал, что «своего рода амнистию мы начали еще в 2010 году введя патенты, которые предоставили возможность работать у физического лица». Таким образом удалось вывести из тени около 3 млн человек.
Начальник юридического управления Роструда Егор Иванов отмечает, что ведомство совместно с ФМС и сегодня активно содействует легализации мигрантов. «Результаты проверок показали, что нелегальные мигранты не заинтересованы в получении пенсий и пособий на территории РФ, а поэтому сами легко соглашаются на нелегальные трудовые отношения. К ответственности мигрантов привлечь крайне сложно ввиду их неопределенного статуса и непостоянного проживания в РФ. А вред от такой трудовой деятельности ложится бременем на российскую экономику, поскольку не платятся соответствующие налоги и сборы. При этом страдают и сами мигранты, права которых некому защитить. Если происходит несчастный случай на производстве или работодатель не выплачивает заработную плату, такому работнику некуда пожаловаться, поскольку трудовые отношения не были оформлены надлежащим образом, причем по обоюдному согласию сторон. Поэтому Роструд, являясь контрольно-надзорным органом, будет продолжать проведение проверок в целях легализации трудовых отношений иностранных граждан», - сказал он «Профилю».
Против инициативы бизнес-омбудсмена высказались представители почти всех фракций Госдумы, многие эксперты и аналитики, за - правозащитники. Депутат Ирина Яровая назвала заявления Бориса Титова опасными. Конечно, в логике омбудсмена можно найти немало слабых мест. Главное из них - отсутствие гарантии того, что амнистированные мигранты пойдут наниматься на легальную работу, а бизнес будет с радостью платить за них взносы и налоги. Тем не менее Борис Титов поднимает ключевой вопрос миграционной темы: может ли российская экономика обойтись без рабочих рук из других стран? И он, и эксперты, и статистика дают однозначный ответ: нет, не может.
Для иллюстрации возьмем все ту же Москву. По данным главы УФМС по Москве Ольги Кирилловой, в столице на настоящий момент находится около 570 тыс. иностранных граждан, разрешение на работу оформили за первые восемь месяцев текущего года около 1 млн человек. Правозащитники дают другую цифру - по их мнению, в столице легально и нелегально проживают до 2 млн мигрантов. Кандидаты в мэры Москвы в ходе предвыборной кампании говорили, что мигранты занимают рабочие места, на которых могли бы работать москвичи или приезжие россияне из других регионов страны. Факты говорят о другом. Безработица в Москве в прошлом году составила в среднем всего лишь 0,8 % экономически активного населения (возраст от 15 до 72 лет)! И это не по официальным данным, учитывающим тех, кто встал на биржу труда, а по данным обследований по методологии Международной организации труда (МОТ), которая учитывает и неофициальных безработных. В Московской области безработица была чуть выше - 2,9 % (в целом по России - 5,5%). Эти цифры означают следующее: даже с учетом 0,5-2 млн мигрантов все, кто хочет найти себе работу в столичном регионе, могут сделать это, не напрягаясь.
Есть ли ресурсы, чтобы заместить мигрантов приезжими из других российских областей? Москва и область относятся к Центральному федеральному округу (ЦФО). По данным Росстата, в прошлом году во всем ЦФО (16 субъектов без учета Москвы и области) зафиксировано 487,8 тыс. безработных. Этого числа не хватит для того, чтобы заместить даже тех мигрантов, которые официально подсчитаны ФМС. Самая высокая безработица в ЦФО была в прошлом году в Ивановской (6,3 %) и в Смоленской областях (5,7 %). В остальных субъектах уровень безработицы был ниже среднероссийского показателя на 5,5 %.
Откуда еще Москве взять рабочие руки? Число безработных в России растет строго по географическому принципу - чем дальше от Москвы, тем их больше. Исключение составляет северо-западный регион, где есть свой центр притяжения - Санкт-Петербург, там безработицы также практически нет (1,1 % в среднем за прошлый год). Самая высокая безработица в стране на Северном Кавказе - в Ингушетии без работы 47,7 % экономически активного населения, в Чечне - 29,8 %. Всего по Северо-Кавказскому федеральному округу профицит рабочей силы составляет 586,8 тыс. человек (уровень безработицы свыше 13 %). Собственно говоря, именно поэтому жители кавказских республик и едут в Москву в массовом порядке - здесь есть работа, на родине ее нет. На втором месте в России по проблемам с работой Сибирь (уровень безработицы - 7,1 % в среднем за прошлый год), на третьем - Дальний Восток (6,7 %). Но из этих регионов в Москву не налетаешься - слишком высока стоимость билетов. Единственным более или менее полноценным донором трудовых ресурсов для Москвы служит Поволжье - в этом регионе хоть и не самый высокий уровень безработицы (5,3 %), но в силу достаточно высокой плотности населения и большого числа субъектов Федерации там без работы в прошлом году были без малого 831,9 тыс. человек. Но здесь препятствием для массовой внутренней миграции служит другая проблема - зарплата в столице для не слишком квалифицированных работников может устраивать граждан Таджикистана или Киргизии, где доходы населения исчисляются десятками долларов, но не жителей Самары или Ульяновска, которые и у себя дома получают несколько сотен «зеленых». Так, например, средняя зарплата в прошлом году в Москве составляла 48 тыс. рублей, а в Приволжском федеральном округе - около 20 тыс. рублей. Есть ли смысл ехать за 1-2 тыс. км, чтобы получить сверху 20-25 тыс. рублей, из которых как минимум половину придется потратить на жилье, продукты, транспорт и связь? Ответ неочевиден. Стоит также добавить, что сегодня большинство из тех, кто хотел уехать в Москву на заработки, сделали это. Все поезда на расстоянии ночного переезда от Москвы забиты такими внутренними трудовыми мигрантами. Сколько людей из ближних и дальних от Москвы регионов готовы еще переехать в столицу? И если заменить 2 млн мигрантов россиянами, то кто останется жить в Иваново, Пензе, Махачкале, не говоря уже про Хабаровск или Горно-Алтайск?
Некоторые эксперты говорят, что в России достаточно рабочих рук, просто они используются неэффективно - люди работают на старом оборудовании с низкой производительностью труда. Надо «всего лишь» провести массовую модернизацию, закрыть старые заводы - и высвободятся миллионы рабочих рук. С этим сложно спорить: износ оборудования в большинстве отраслей составляет более 50 %. Но эту технологическую революцию невозможно провести по указке сверху, ее должен осуществлять сам бизнес. А он в лице Бориса Титова хочет дешевой рабочей силы и амнистии для мигрантов. Впрочем, и этот внутренний ресурс не стоит переоценивать. В обрабатывающей промышленности в стране занято всего около 10 млн человек, что составляет примерно 13% от экономически активного населения. При росте экономики в 5%, которого хочет добиться российское правительство, все трудовые резервы будут выбраны достаточно быстро. Тем более что в ближайшие десятилетия численность трудоспособного населения будет сокращаться. Согласно прогнозу Росстата, к 2030 году страна потеряет 10 млн трудоспособного населения, а в целом население страны (по низкому варианту прогноза) может сократиться с нынешних 143 млн до 132 млн человек.
«Если... мечты избавить Россию от мигрантов вдруг сбудутся, то экономика страны просто обвалится. Ведь сегодня примерно каждое пятнадцатое рабочее место занято «понаехавшими». Учитывая ту демографическую яму, в которой оказалась Россия, потребность в рабочих руках будет только расти. И за счет кого предложите ее удовлетворять? За счет инопланетян? Роботов? Заигрывание с антимиграционными настроениями граждан - чистейшей воды популизм», - отмечает Борис Титов.
«При сложившейся структуре рабочих мест нам не хватает квалифицированной рабочей силы, думаю, практически по всем направлениям, - соглашается заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов ИНП РАН Андрей Коровкин. - Но нам не хватает и неквалифицированных работников. К примеру, дворников. Иными словами, нам нужны приезжие». По словам завсектором изучения миграционных и интеграционных процессов Института социологии РАН, члена Общественного совета при ФМС Владимира Мукомеля, из-за плохой демографической ситуации численность мигрантов, в том числе и нелегальных, в ближайшее десятилетие не сократится, а напротив, увеличится.
Впрочем, далеко не все специалисты считают массовую амнистию для нелегальных мигрантов обязательной. Единственное, чего хотят эксперты от государства и политиков (в том числе оппозиционных), - это не использовать миграцию в политических целях, подходить к этому вопросу взвешенно и без кампанейщины, просчитывать последствия тех или иных действий и четко выполнять те законы, которые уже приняты. «Проблема нелегальной миграции в России действительно существует, она острая, и весьма прискорбно, что она принимает политический характер, - говорит замдиректора Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер. - Однако надо понимать, в чем корни проблемы. Мы сейчас перекладываем всю вину на мигрантов, которые едут от нищеты за лучшей жизнью, но давайте спросим и с нашего государства, которое должно контролировать свои границы и как-то регулировать эти потоки». Эксперт отмечает, что российские законы в сфере миграции вполне жизнеспособны, хотя и нуждаются в доработке. Просто их надо применять не избирательно, а повсеместно. Член Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) Евгений Бобров говорит, что надо наказывать и тех, кто везет в Россию нелегалов, в том числе работодателей. Нужно внести поправки в законодательство. Например, возложить на работодателя обязанность оплачивать иностранному работнику полис добровольного медицинского страхования на все время действия трудового договора и вносить сумму на оплату возможной депортации и месячного содержания в центре временного пребывания. К слову, примерно об этом же говорил и Борис Титов.
Правда, все инициативы по возложению на бизнес дополнительных расходов всегда оборачивались тем, что предприниматели от них ловко уклонялись. И вполне вероятно, что попытка заставить их еще что-то вынуть из своего кармана приведет лишь к росту числа нелегалов и придется проводить вторую амнистию. «Совершенно не нужно распускать бизнес, который заинтересован в дешевой рабочей силе, - говорит Андрей Коровкин. - Ясно, что приезжают не всегда те, и очевидно, что нам не надо столько. Поэтому важен темп, с которым прибывают в страну мигранты. Вопрос этот сложный, и в нем нужна умеренность. Миграция должна быть разумной, селективной». Но, учитывая не совсем удачный опыт большинства стран мира, так и не взявших под контроль миграцию (это хорошо видно на примере ЕС), а также объективные потребности в рабочей силе, эти сложные вопросы еще долгие годы будут стоять перед властями, обществом и бизнесом. И весьма вероятно, что от этой проблемы мы уже никогда окончательно не избавимся, констатирует Владимир Мукомель.
Петр ОРЕХИН, при участии Романа УКОЛОВА и Марины СОКОЛОВСКОЙ
КСТАТИ
Если внимательно посмотреть на цифры доклада ООН, то накал страстей стоит немного поубавить. Второе место РФ - это 11 млн иммигрантов, а первое - 45 млн. Третье место занимает Германия с 9,8 млн иммигрантов, четвертое - Саудовская Аравия с 9,1 млн. При этом не стоит забывать, что и в Германии, и в Саудовской Аравии жителей гораздо меньше, чем в России: например, в Германии - около 80 млн человек, из которых, согласно докладу, более 12 % - иммигранты. В США доля иммигрантов еще выше - более 14%, а в России она менее 8%. Так что не все так критично.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)