Минфин предлагает повысить пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет
Минфин предложил повысить пенсионный возраст для женщин до мужского – с 55 до 60 лет. С такой инициативой финансовое ведомство вышло на заседание правительства, посвященное оптимизации бюджетных расходов. Не секрет, что отчисления в пенсионный фонд работающих россиян в настоящее время не покрывают затраты на выплату пенсий, а «дыры» приходится латать за счет казны. При этом дефицит Пенсионного фонда России (ПФР) в текущем году составит почти 2 трлн. рублей.
Стоит отметить, что президент и премьер-министр на словах до сих пор выступали против повышения явного пенсионного возраста в России. Тем не менее, шаги в этом направлении все-таки велись – министры предлагали завуалированные меры. Так, в новом законопроекте Минтруда «О страховых пенсиях» минимальный трудовой стаж повышается с 5 до 15 лет. При этом будущий пенсионер должен платить взносы минимум с двух МРОТ в течение 15 лет или с одной МРОТ – в течение 30 лет. В противном случае он сможет получать лишь минимальный размер пенсии, а не 30-40% от среднемесячного заработка за последние пять лет. Кроме того, активно продвигается идея не выплачивать пенсии работающим россиянам. Также всерьез рассматриваются меры экономического стимулирования при выходе на пенсию позже обычного срока. Например, в законопроекте того же Минтруда прописана возможность получать на 50% больше обычного, если работник отложит возраст выхода на пенсию на пятилетку.
Как выразилась вице-премьер Ольга Голодец, ведомство не обсуждает тему повышения возраста, а говорит о стимулировании добровольного откладывания выхода на пенсию. Фактически речь идет об экономическом принуждении к увеличению пенсионного возраста. И в качестве главной меры экономии называется отказ от выплаты пенсии для работающих пенсионеров. К примеру, в текущем году трудовую пенсию получают 37,4 млн человек, из которых 13,9 млн (37,2%) продолжают работать.
По подсчетам Минфина, к 2020 году за счет увеличения возраста выхода на пенсию и других мер дефицит ПФР удастся ликвидировать. Впрочем, эксперты сомневаются в эффективности подобных мер, так как основную причину дефицита видят не в возрасте пенсионеров, а в числе работодателей, отчисляющих пенсионные взносы. Зарплата в конвертах, использование офшорных юрисдикций, привлечение на работу мигрантов и другие уловки позволяют многим компаниям вообще не перечислять деньги за работников в ПФР (по некоторым подсчетам, их доля достигает 50% от корпоративного сектора РФ). В результате всего этого и образуется огромная дыра в пенсионном фонде. Получается, что Минфин таким образом перекладывает недоработки экономического блока правительства на пенсионеров.
По мнению замдиректора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Евгения Гонтмахера, доля «серой» экономики в России оценивается в 30–40% – именно столько компаний вообще не платят налоги. «Однако речь не идет о крупных промышленных предприятиях – за ними-то как раз ведется жесткий контроль и в случае нарушения применяются серьезные санкции», – пояснил эксперт «НИ». А вот в отношении мигрантов правительству необходимо задуматься о введении пенсионного «налога». В настоящее время работодатели не платят за иностранных граждан социальные взносы. Вместе с тем число работающих мигрантов с каждым годом увеличивается, и они вытесняют российскую рабочую силу. Но здесь, по словам г-на Гонтмахера, не стоит забывать, что в случае введения пенсионного «налога» на мигрантов правительство должно будет платить им пенсию, даже если они покинут Россию.
К слову, в России один из самых низких уровней продолжительности жизни населения среди развитых стран и стран БРИК. Показатель нашей страны – менее 70 лет – уступает ЕС (80 лет), США (78,6 лет) и КНР (75 лет). И в случае повышения пенсионного возраста у граждан появляется закономерный вопрос: зачем отдавать ежемесячно деньги государству, если они не вернутся к тебе обратно?
Опросы общественного мнения также подтверждают скептицизм населения в вопросах сотрудничества с государством. Яркий пример – программа государственного софинансирования пенсии, которая с 2009 года действует в России. Суть ее заключается в том, что в течение десяти лет участник программы может ежегодно откладывать в счет будущей пенсии любую сумму, при этом государство каждый год добавляет к ней такую же сумму, но в пределах от 2 до 12 тыс. рублей. По данным исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение», три четверти россиян допенсионного возраста информированы о программе государственного софинансирования пенсии, однако подали заявление на участие в ней всего 6%. Регулярные взносы платят еще меньше, и чаще это клиенты негосударственных пенсионных фондов. Основной массе населения эта программа неинтересна, и только 11% опрошенных хотели бы в нее вступить. Фактически лишь десятая часть россиян доверяют действию властей в вопросе пенсионных накоплений. Можно предположить, что непопулярные меры правительства приведут к полному исчезновению этого позитивного сегмента населения. Впрочем, как утверждает Евгений Гонтмахер, предложение Минфина вряд ли будет одобрено правительством. Вероятнее всего, пройдет более мягкий вариант Минтруда.
Эля ГРИГОРЬЕВА. «Новые известия», 30 сентября 2013 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)