Правительство выделило на нее втрое меньше запланированного
Вчера премьер Дмитрий Медведев одобрил основной документ, определяющий стратегию государства по борьбе с аварийностью и смертностью на дорогах до 2020 года. На ФЦП по безопасности дорожного движения Белый дом выделил 32,4 млрд руб.— втрое меньше, чем планировало МВД. По сведениям "Ъ", в правительстве даже обсуждался вариант полного отказа от принятия программы. Резко сократив финансирование, Белый дом, тем не менее, потребовал от МВД более амбиционных результатов: снизить смертность за семь лет не на 25%, а почти на треть от нынешних показателей. Эксперты говорят, что с таким финансированием добиться существенного улучшения ситуации с безопасностью движения не получится.
Вчера на заседании правительства РФ министр МВД Владимир Колокольцев представил финальную версию ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения" на 2013-2020 годы. Основная задача программы — сократить количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях в РФ через семь лет с 27,9 тыс. до 19,9 тыс. в год. Документ одобрил премьер Дмитрий Медведев.
Напомним, что это уже вторая по счету ФЦП по безопасности движения. Программа является основным документом, который определяет стратегию и политику государства по борьбе с аварийностью и смертностью на дорогах. В 2012 году закончилось действие предыдущей шестилетней ФЦП, которую утвердил еще в 2005 году Владимир Путин. Тогда он поставил задачу снизить смертность в ДТП в полтора раза по сравнению с 2005 годом (с 35 тыс. до 23 тыс. погибших), выделив на эти цели 52 млрд руб. Из-за экономического кризиса финансирование программы было сокращено до 44 млрд руб., количество смертей удалось снизить лишь до 27,9 тыс. в 2012 году.
Новая ФЦП готовилась больше года. Первоначальный ее вариант предполагал финансирование в размере 99 млрд руб.— почти вдвое больше, чем предусматривалось прошлой программой ("Ъ" сообщал об этом 8 декабря 2012 года). Из этой суммы 48 млрд руб. должны были поступить из федерального и столько же — из региональных бюджетов. Однако запрошенные МВД средства Минфин не согласился выделить: в итоге финансирование сократили в три раза — до 32,4 млрд руб. (из федерального бюджета — 17,2 млрд руб., из бюджетов субъектов — 14,1 млрд и внебюджетных источников — 1,1 млрд руб.). "В ходе многочисленных обсуждений в правительстве рассматривался даже вариант отказа от этой ФЦП,— рассказал "Ъ" один из участников совещаний в Белом доме.— Согласно этому сценарию, мероприятия программы могли распределить по другим ведомствам — МЧС, Минздраву, Минтрансу. Однако МВД удалось отстоять ФЦП".
Напомним, что на прошлой неделе правительство РФ утвердило бюджет ("Ъ" сообщал об этом 20 сентября), согласно которому все расходы государства (включая и финансирование многих ФЦП) будут сокращены на 624 млрд руб. из-за сложной экономической ситуации. "Такой неблагоприятной обстановки в России не было последние пять лет с момента мирового кризиса 2008 года",— заявлял ранее глава Минэкономики РФ Алексей Улюкаев.
По плану госзаказчика ФЦП — МВД — основные деньги (65 млрд руб.) предназначались на "капитальные вложения", теперь же на эти цели выделено только 19 млрд. руб. В частности, втрое, с 12 млрд до 3,9 млрд руб., урезано финансирование установки почти 4 тыс. камер фотовидеофиксации нарушений. На "развитие системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения" (включая НИОКР, переподготовку полицейских и водителей, пропаганду безопасности движения) планировалось потратить 31 млрд руб., теперь — не более 10 млрд руб. С 5,6 млрд до 1,5 млрд руб. уменьшилось финансирование, необходимое для строительства 300 внеуличных пешеходных переходов на федеральных трассах. На реконструкцию светофоров Белый дом дал 1,5 млрд руб. вместо 3,8 млрд. руб., на искусственное освещение участков трасс с высоким уровнем аварийности — 577 млн руб. вместо 2 млрд руб., на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — 933 млн руб. вместо 2 млрд. руб., на развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП — 2,3 млрд руб. вместо 7,9 млрд руб.
Сократив бюджет, правительство поставило задачу добиться более масштабных результатов. Если первоначальный план предусматривал 25-процентное сокращение смертности на дорогах, теперь Белый дом требует уже показателя в 28,8%.
Вчера получить комментарий от МВД не удалось. "Понятно, что при таком финансировании в ближайшие десять лет существенного улучшения ситуации с безопасностью движения не добиться",— считает сенатор, экс-глава ГАИ России Владимир Федоров. "Не надо забывать, что если мы сегодня сэкономим на безопасности движения 15-20 млрд руб., в дальнейшем мы можем потерять в два, в три раза больше,— добавил депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.— Потерять прямо и косвенно — на последствиях ДТП, снижении и потере трудоспособности, выплатах пособий, внеплановом ремонте дорог и объектов дорожной инфраструктуры, разрушенных в результате ДТП". Господин Федоров предположил, что "удержать рост аварий и обеспечить стабильность показателей" поможет новая редакция КоАП, вступившая в силу с 1 сентября 2013 года (были серьезно увеличены штрафы), однако "каких-либо переломов ситуации теперь ждать не стоит".
По мнению же директора Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаила Блинкина, "катастрофы в урезании бюджета нет". "Например, регионы могут сами ставить те же камеры, вне рамок ФЦП, если у них есть на это деньги,— отметил он.— На самом деле научно доказано, что число погибших на дорогах снижается само по себе примерно на 1% по мере автомобилизации страны, как это ни парадоксально. А показатели ФЦП, о которых нам регулярно докладывают, довольно лукавые".
Иван БУРАНОВ. «Коммерсантъ», 24 сентября 2013 года
Дороги жизни
К 2020 году смертность в ДТП должна сократиться почти на треть
Кабинет министров утвердил решение направить 32 миллиарда рублей на новую федеральную целевую программу по безопасности дорожного движения.
Проект ФЦП, рассчитанной до 2020 года, основной задачей ставит сокращение числа погибших на российских дорогах на 28 процентов. "Тема для нашей страны весьма злободневная - аварии наносят огромный материальный и моральный ущерб", - напомнил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая очередное заседание правительства. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают увечья более 280 тысяч человек, что соответствует населению большого российского города.
Предыдущая аналогичная федеральная целевая программа, действовавшая в 2006-2012 годах, показала хорошие результаты. "Достаточно сказать, что за годы действия программы травматизм и количество погибших в ДТП - это самая тяжелая цифра - сократились практически на 20 процентов", - напомнил председатель правительства. Результат при этом все равно не приходится считать достаточным, поскольку показатели по дорожному травматизму все равно остаются непозволительно высокими, в 5-8 раз превышая аналогичные в развитых странах мира.
Кабинет министров готов закреплять достигнутые в прошлые годы успехи. Ради целей новой программы на нее будет потрачено 32 миллиарда рублей, из которых больше половины ляжет на плечи федерального бюджета. "Экономия здесь недопустима", - предупредил Дмитрий Медведев.
- Важно использовать эти средства максимально эффективно. Мы понимаем, что эта программа не решит всех проблем. Нужны дальнейшие шаги по повышению ответственности участников дорожного движения, причем всех без исключения, - добавил премьер, предложив перенимать зарубежные практики.
Сомневаться в прописанных в ФЦП задачах никто не собирался. Эксперты, подхватив тезис об опыте других стран, попросили всерьез задуматься о введении принципа всеобщей ответственности участников дорожного движения. "Без этого принципа достойных результатов в области безопасности дорожного движения не удалось достичь ни в одной стране мира", - подчеркнул директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин, отдельно оговорившись, что вопрос этот исключительно политический.
Вчера же на заседании правительства было рассмотрено, как выполняются "дорожные карты" по повышению предпринимательской и инвестиционной активности, сформированные в рамках Национальной предпринимательской инициативы. Сейчас принято девять таких карт, в том числе по строительству, таможенному администрированию, доступу к энергосетям, регистрации имущества, развитию конкуренции, по содействию экспорту, доступу малого и среднего бизнеса к закупкам.
Однако темпы их реализации главу кабинета министров совершенно не устраивают: "Из 173 мероприятий, по которым наступили сроки исполнения, исполнена примерно половина, около 40 находятся на исполнении и 52 не исполнены".
- Это означает, что не только ведомства как-то не так себя позиционируют или плохо работают, но и некоторые инструменты не работают или они слишком сложные, - уверен Медведев. - Их надо привести в соответствие с реалиями.
Лучшего всего работа идет в рамках "дорожных карт" по энергетике, таможенному администрированию, по поддержке экспорта, по регистрации недвижимости. "Больше всего неисполненных мероприятий в "картах" по развитию конкуренции, по строительству и по регистрации предприятий", - сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев
В Агентстве стратегических инициатив обращают внимание на странное, как им кажется, поведение федеральных органов исполнительной власти, которые на уровне составления и утверждения той или иной "дорожной карты" соглашаются с ее содержанием, а когда приходит время исполнять задуманное, то эти министерства и ведомства заявляют о нецелесообразности отдельных мероприятий. Глава АСИ Андрей Никитин не стал никого выгораживать, рассказав премьеру, что министерство финансов сначала утвердило "карту" по поддержке экспорта, а потом начало менять свое мнение.
- Если это происходит и не связано с какими-то бюджетными решениями, потому что мы с вами понимаем, в какой бюджетной ситуации мы сейчас живем, то это недопустимо, - заявил Дмитрий Медведев. - Пришлите мне информацию, я разберусь.
Между тем
Экспертная рабочая группа федерального уровня огласила свое решение по итогам рассмотрения петиции по ограничению стоимости автомобилей для чиновников, рекомендовав правительству ввести частичную монетизацию транспортного обслуживания для ряда категорий чиновников. Впрочем, кабинет министров может пойти и дальше. "Рассматривается вопрос о полном отказе некоторым категориям госслужащих в автотранспортном обеспечении", - заявил вчера министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
Владимир КУЗЬМИН. «Российская газета», 24 сентября 2013 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)