Правительство обсуждает повышение пенсионного возраста
Правительство рассматривает новые предложения по сокращению бюджетных дотаций на пенсии — порядка 1,2 трлн рублей к 2020 г. Среди идей — повышение пенсионного возраста, но только для женщин и только в отношении выплаты базовой части пенсии.
Чиновники федеральных министерств совместно с экспертами Высшей школы экономики и Академии госслужбы подготовили правительству предложения по экономии бюджетных средств (есть у «Ведомостей»). К сентябрю правительство должно представить свой доклад по оптимизации расходов бюджета президенту Владимиру Путину — он давал такое поручение еще зимой. Итоговый доклад готовил Минфин.
Как следует из проекта доклада, значительные резервы по оптимизации расходов таит в себе сфера пенсионного обеспечения. Комплекс мер, который предполагает пенсионная реформа, позволит сэкономить порядка 1,7 трлн руб. к 2020 г., следует из приводимых в докладе расчетов. Так, только одна мера — индексирование базовой части пенсии по уровню инфляции — сократит трансферт бюджета Пенсионному фонду в 2015 г. на 78 млрд руб., к 2020 г. — на 781 млрд руб., а отмена ежегодной корректировки страховой части пенсии работающим пенсионерам — на 9,7 млрд и 301 млрд руб. соответственно.
Но есть еще ряд мер, требующих дополнительной проработки, — они перечисляются в докладе в качестве предложений для обсуждения. Дополнительная экономия от новых предложений оценивается еще примерно в 1,2 трлн руб. к 2020 г.
Самая крупная статья экономии — не выплачивать базовую часть пенсии работающим пенсионерам, если их совокупный доход превышает 2,5 минимального размера оплаты труда (529 млрд руб. к 2020 г). А самая радикальная — повышение пенсионного возраста для женщин в отношении выплаты базовой части пенсии с нынешних 55 лет до 60 постепенно в течение 10 лет начиная с 2019 г. В этот период, до 2029 г., женщинам 55-60 лет предлагается выплачивать базовую часть пенсии частично. Эффект экономии от этой меры в докладе не приводится.
Кроме того, предлагается ограничить объем пенсионных прав для работающих на нескольких местах и уплачивающих, соответственно, взносы с каждого места работы: засчитывать платеж только по одному месту работы, самый большой.
«Это не наши предложения, и мы их категорически не поддерживаем», — сообщил представитель аппарата вице-премьера Ольги Голодец. Получить комментарии в Минфине не удалось.
По данным на конец I квартала 2013 г., трудовую пенсию получают 37,4 млн человек, из них 13,9 млн (37,2%) продолжают работать, сообщили в Пенсионном фонде. Работающим пенсионерам ежегодно производится корректировка размера пенсии (так как за них работодатель продолжает платить взносы), в 2013 г. средний размер такой корректировки составил 172 руб. По данным Росстата на июнь, средний размер пенсии составил 32% от средней зарплаты (статистика учитывает все типы пенсионных выплат в целом, размер трудовых пенсий несколько выше усредненного показателя по всем видам пенсий — см. врез).
Помимо невысоких пенсий есть еще несколько аргументов против невыплаты базовой части пенсии работающим: вероятность усиления теневой занятости, невозможность администрировать «невыплату» (это возможно при ежемесячной разноске по счетам поступивших платежей, а она — годовая), перечисляет завкафедрой социального обеспечения Академии труда и социальных отношений Юрий Воронин. Учет в пенсионных правах взносов только с одного места работы и ограничение выплаты базовой части пенсии женщинам не имеют конституционно-правовой перспективы, предупреждает Воронин: «Нельзя просто так взимать взносы, а пенсию давать по усмотрению государства — в пенсионном страховании права корреспондируют обязанностям, размер пенсии должен быть соизмерим с уплаченными взносами, иначе это конфискация прав». Точно так же отмена корректировки пенсии работающим пенсионерам, за которых продолжают поступать взносы, — прямая дорога в Конституционный суд. При реализации идеи ограничить женщинам 55-60 лет выплату базовой части пенсии придется в суде ответить на вопрос, почему мера предлагается только для женщин при равенстве их прав с мужчинами, предусмотренном Конституцией, предупреждает Воронин.
Предложенные меры в целом оптимальны, особенно с учетом непростой бюджетной ситуации, считает Владимир Назаров из Института Гайдара: слишком жестким выглядит только предложение не выплачивать пенсию работающим пенсионерам, тем более что зарплаты у них и так невысокие. В качестве «социально-воспитательной» меры можно было бы отказаться от выплат пенсионерам с заработком в 2-3 раза выше среднего — таких все равно единицы, добавляет он. Покрывать уже действующие социальные обязательства государства можно было бы и за счет части доходов от природной ренты, которые сейчас накапливаются в резервном фонде, а поступления от приватизации использовать для формирования пенсионных накоплений, считает Назаров, продажу госимущества давно пора активизировать, а такое распределение доходов найдет поддержку населения. Если стоит цель обойти политическое ограничение и не повышать пенсионный возраст, но при этом удержать людей на рынке труда, то с данной позиции меры правильные, рассуждает директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон, другое дело, что завуалированное повышение пенсионного возраста в стиле «возраст не повысим, но и пенсий не доплатим» — это нечестно.
Ольга КУВШИНОВА, Маргарита ЛЮТОВА. «Ведомости», 28 августа 2013 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)