Кабинет министров одобрил законопроект, увеличивающий ответственность за нарушение правил дорожного движения. Например, за непристегнутые ремни безопасности, езду без мотошлемов, а также за отказ выполнить законное требование сотрудников ГАИ штрафы для водителей могут быть повышены вдвое. По мнению Кабмина, это поможет снизить аварийность на дорогах, однако эксперты считают, что рост штрафов может привести к увеличению взяток, которые водители будут предлагать инспекторам.
В правительстве одобрили подготовленный МВД проект закона об ужесточении штрафов за нарушение правил дорожного движения. Так, за управление транспортным средством с неисправной тормозной системой и рулевым управлением предусматривается увеличение штрафов с 340-510 грндо510-680 грн. Такая же ответственность предусмотрена за переоборудование автомобиля с нарушением действующих технических норм, а также за чрезмерную тонировку стекол. С 51-85 грн до 170-340 грн предлагается повысить штрафы за езду с непристегнутыми ремнями безопасности и без мотошлемов.
С 425-510 грн до 510-595 грн будут увеличены штрафы за нарушение правил проезда перекрестков, проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, отказ предоставить преимущество маршрутным транспортным средствам; за использование внешних световых приборов, установленных с нарушением стандартов, и разговоры по мобильному телефону без использования устройств hands free. В случае невыполнения водителями законных требований сотрудников ГАИ будет предусмотрен штраф в размере от 680 до 1020 грн (сейчас 255-340 грн), а для должностных лиц - от1190до1700 грн.
В Кабмине рассчитывают, что ужесточение штрафных санкций приведет к снижению количества ДТП и обеспечит «наполнение бюджета» (по данным правительства, за последние пять лет произошло 293 тыс. ДТП). Последнее масштабное увеличение штрафов произошло в сентябре 2008 года. Тогда оно также объяснялось необходимостью снижения аварийности на дорогах. В ГАИ полагают, что принятые меры оказались эффективными. По данным ведомства, если в 2008 году в результате ДТП погибли 7718 человек, то в 2012 году это число снизилось до 5094 человек.
Впрочем, правозащитник, автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев считает, что повышение штрафов не приведет к снижению аварийности. «Мировой опыт подсказывает, что снижение аварийности и смертности на дорогах зависит от человеческого фактора, состояния дорог и технического состояния автомобилей. У нас же преобладает карательный, административный подход. Не секрет, что многие наши водители имеют низкий уровень культуры вождения, известно и плачевное состояние наших дорог, когда водитель вынужден смотреть не на знаки, а на ямы. В Европе, к примеру, уделяют внимание не только качеству дорожного покрытия, но и расположению перекрестков, размещению светофоров, знаков», - заявил „Ъ" господин Караваев.
По словам эксперта, в ГАИ должны заняться профилактикой нарушений: «Нужно, чтобы водители сами осознавали, что непристегнутый ремень может стать причиной гибели. Истинная же цель этого законопроекта ясна: увеличить поступления в бюджет».
С господином Караваевым согласен и Сергей Коломиец, возглавлявший департамент ГАИ в 2007-2010 годах. По его мнению, репрессивные меры могут обеспечить лишь частичный эффект. При этом он подтвердил, что штрафы обеспечивают наполнение бюджета. «Во время моего руководства в бюджет поступали сотни миллионов гривен в год, вплоть до миллиарда, хотя эти деньги сейчас вряд ли позволят строить и ремонтировать дороги». Господин Коломиец также не исключил, что увеличение штрафов спровоцирует новый виток коррупции. «Если штраф составит 1000 грн, то не исключено, что суммы взяток вырастут, например, до 700 грн. Чтобы этого не произошло, нужно снизить возможность непосредственного контакта нарушителей и инспекторов, то есть устанавливать приборы фотои видеофиксации нарушений», - сказал „Ъ" господин Коломиец.
По мнению главы подкомитета Верховной рады по вопросам гражданского, хозяйственного и административного судоустройства Леонида Емца («Батькив-щина»), законопроект имеет высокие шансы получить поддержку большинства в парламенте: «Поскольку главная цель законопроекта - обеспечить поступления в бюджет, шансы на его принятие велики. Ни я, ни мои коллеги из оппозиции не будем за него голосовать. Мы против увеличения финансового давления на наших граждан».
Вячеслав ХРИПУН. «Коммерсантъ-Украина», 28 августа 2013 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)