|
Что мы знаем о лисе?.. Ничего. И то не все
Борис Заходер
|
Защитим граждан от пьяных водителей!
Председатель комитета Государственной
думы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая
знает что:
"Действующие сегодня меры ответственности
не обеспечивают защиту граждан от пьяных водителей… Ежегодно совершается
ужасающее количество преступлений лицами, которые находятся в
алкогольном или наркотическом опьянении на дорогах и которые влекут
гибель людей или причиняют тяжкие последствия. Вы знаете, что
по статистике более двух тысяч граждан ежегодно погибают и более
18 000 получают увечья разной степени тяжести".
Комментарий И.А. Яровой перед рассмотрением в
первом чтении законопроекта об усилении ответственности
за пьяное вождение 13 марта 2013 года.
http://er.ru/news/2013/3/13/yarovaya-razyasnila-sut-zakona-ob-otvetstvennosti-za-pyanoe-vozhdenie/
Демоскоп знает больше.
Нам кажется, что
депутат Яровая совершенно права, когда она с таким ужасом ужасается
ужасающему количеству жертв пьяных водителей на наших замечательных,
отлично приспособленных для езды на автомобилях дорогах. И, следуя
примеру депутата, нам тоже хочется чему-нибудь ужаснуться. Ну, например,
хотя бы тому, что, по той же самой статистике (все данные относятся
к 2011 году), еще почти 26 тысяч граждан погибают и 234 тысячи получают
увечья разной степени тяжести, неудачно соприкасаясь с абсолютно
трезвыми водителями. Не следует ли из этого, что, учитывая масштабы
нашего ужасания, можно сказать, в разы большего, чем ужасание депутата,
следует объявить войну не только пьянству, но и трезвости?
Кроме того, у Демоскопа есть подозрение, что в алкогольном
или наркотическом опьянении на дорогах могут оказаться не только
водители, но и пешеходы. У нас на их долю приходится треть всех
погибших в ДТП, а где-нибудь в Германии или Финляндии - 13%, во
Франции или в США - 12%, в Бельгии или Нидерландах - 11%. Закрадывается
страшная мысль: у нас пьют не только водители, а Государственная
дума этого не замечает и даже не думает о том, чтобы оградить водителей
от пьяных пешеходов! Надо что-то делать! Может быть, ввести нулевую
норму промилле для всех граждан и выпускать их из дому, только если
они пройдут алкотест (разумеется, при условии, что у них есть регистрация
в доме, их которого они пытаются выйти). Вы скажете, что для этого
понадобится много дополнительных сотрудников ГАИ, и это будет накладно
для государства? Но тут все зависит от соотношения цена-качество.
Если установить хорошие штрафы за выход из дома или там из подворотни
в нетрезвом состоянии, то служба гаишников-домушников, которую мы
предлагаем создать, сможет работать на самоокупаемости.
Мы могли бы внести еще немало подобных предложений,
но мы, конечно, понимаем, что Демоскоп - это не Государственная
дума, мы знаем свое место, не нам писать законы. Государственная
дума для нас - это что-то очень большое, что-то очень боярское,
оно, наверно, сидит в каких-то своих Грановитых палатах и думает
там свою боярскую думу, которую никакому простому Демоскопу не понять.
И Ирина Яровая, видать, не простая женщина, она уловила свою золотую
рыбку, а тогда уже до Грановитой палаты - рукой подать.
Вот, приходят, значит, отборные бояре и боярыни в эту
самую палату - и давай думать государственную думу. Но о чем? -
это вопрос! Этого даже золотая рыбка не знает - приходится самим
придумывать.
Понятное дело, надо бороться с пороками - это первейшее
предназначение думского боярства, особенно когда тебя избрал такой
порочный народ. Беда, однако, в том, что даже у него не хватает
пороков на всех бояр, все пороки уже расхватали. Аборты захватила
Мизулина, неправильную сексуальную ориентацию - вообще какой-то
питерский, вы же их знаете! Астахов - тот вообще уже американскими
пороками занимается, своих незанятых не осталось. Есть, у нас, конечно,
еще коррупция, борьбу с которой, собственно, и возглавляет боярыня
Яровая, но можно ли назвать коррупцию пороком? Тем более, таким
опасным, как гомосексуализм? Народ этого не поймет. То ли дело,
пьянство за рулем! Демоскоп всей душой поддерживает борьбу с этим
злом.
Нас особенно задело, что намедни Всемирная организация
здравоохранения объявила, будто бы Россия занимает последнее место
в Европе по продолжительности жизни. А мы ведь так гордились своими
достижениями по этой части! Конечно, эту ВОЗ еще надо проверить:
не является ли она агентом иностранного государства? Жалко, что
нельзя произвести выемку документов в Копенгагене. Но, откровенно
говоря, наш верный Росстат нас тоже не очень утешает, что-то у нас
не так со смертностью и продолжительностью жизни. А знаете что?
Если взять три главные группы причин смерти, на долю
которых в России приходится более 80% всех смертей - болезни системы
кровообращения, злокачественные новообразования и внешние причины
смерти, - то наиболее велико наше отставание от Запада по уровню
смертности от внешних причин. Хотя после 2005 года оно сокращается,
в 2009 году (последний год, для которого у нас есть необходимые
данные) по сравнению со странами Европейского союза, у женщин оно
было более чем трехкратным, у мужчин - более чем четырехкратным
(рис. 1 и 2). Ни с какими сердечно-сосудистыми болезнями не сравнить!
Рисунок 1. Отношение стандартизованных коэффициентов
смертности мужчин от трех классов причин смерти в России к соответствующим
коэффициентам в Европейском союзе, раз
Источник: База данных ВОЗ "Здоровье для всех".
Рисунок 2. Отношение стандартизованных коэффициентов
смертности женщин от трех классов причин смерти в России к соответствующим
коэффициентам в Европейском союзе, раз
Источник: База данных ВОЗ "Здоровье для всех".
Теперь вы видите, что мы должны аплодировать нашим думским
боярам и вообще всей нашей власти, даже и исполнительной, за то,
что они взялись-таки за борьбу с этими зловредными внешними причинами.
Всерьез взялись, об этом свидетельствует уже хотя бы то, как много
они говорят о борьбе с дорожно-транспортными происшествиями - одной
из внешних причин, правда, не главной. Дело дошло до того, что смертность
от этой причины и впрямь стала снижаться, пусть и не так резво,
как в некоторых других странах, и не очень устойчиво (рис.3).
Рисунок 3. Стандартизованный коэффициентов смертности
от ДТП в некоторых странах 1990-2010, на 100000
Как же тут не закрепить успех, обрушившись всей силой
законодательной и исполнительной власти на пьяных водителей, которые
портят нам и без того неважные показатели!?
Всем, кто взглянет на рис.4, сразу станет виден широкий
стратегический замысел власти и в то же время ее умение крупно целиться
в мелкие предметы.
Рисунок 4. Число погибших от внешних причин смерти,
в том числе от ДТП (по данным Росстата и ГИБДД), из них - в ДТП
по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения. Россия, 2009-2011
годы, тысяч человек
Что с того, что у нас очень высока смертность от всех
внешних причин? Не можем же мы бороться сразу со всеми. На это никаких
комитетов не хватит, Дума не резиновая. Надо облюбовать конкретный
участок - и на нем трудиться тяжелым боярским трудом. ДТП - подходящий
участок, там хоть штрафовать кого-то можно, сильно противодействуя
этим коррупции. А возьмем, к примеру, другие внешние причины - самоубийства,
убийства, случайные отравления алкоголем (64 тысячи покойников в
2011 году). Там Комитету по безопасности и противодействию коррупции
не отыскать себе достойной пищи. Ну, убили тебя без помощи транспортного
средства - кого ты там оштрафуешь? Даже найти подходящую кандидатуру
гораздо сложнее.
Нет, борьба с ДТП - вернее, хотя и там не все просто.
Успехи есть, но скромные, нужно, оказывается, что-то еще, кроме
штрафов. Как рекомендует подозрительная ВОЗ, "правительствам
необходимо принимать меры на основе комплексного подхода к проблеме
безопасности дорожного движения, требующего участия многих секторов
(транспорта, полиции, здравоохранения, образования) и направленного
на обеспечение безопасности дорог, транспортных средств и самих
пользователей дорог. Эффективные мероприятия включают проектирование
более безопасной инфраструктуры и учет аспектов безопасности дорожного
движения при планировании землепользования и транспорта; улучшение
аспектов безопасности транспортных средств; и улучшение посттравматической
помощи пострадавшим в дорожных авариях".
Боярское ли это дело, вся эта комплексная дребедень?
Правительству необходимо - пусть оно этим и занимается. Бояре должны
"обеспечить защиту граждан от пьяных водителей", вот лозунг
дня! А от всего остального, сколько бы его ни было, пусть они сами
себя защищают.
Вы только не подумайте, что Демоскоп против Думы, ни-ни-ни!
Он с самого начала ужаснулся вместе с боярыней числу жертв пьянства
на наших дорогах и уже хотел писать петицию в поддержку ее человеколюбивых
предложений. Но есть одна загадка, которая давно уже мучает Демоскоп
и прямо-таки не дает ему спать не только по ночам, но и днем. Дело
в том, что, согласно официальной информации ГИБДД, доля погибших
в дорожно-транспортных происшествиях в нашей довольно-таки пьющей
стране вообще очень низкая. В какой-нибудь забытой Богом Норвегии
она почти вдвое выше, в знойной Финляндии - втрое выше, а в винолюбивых
Франции или Испании - почти вчетверо (рис. 5).
Рисунок 5. Число погибших в ДТП при участии водителей
в нетрезвом состоянии в % ко всем погибшим в ДТП, 2010 год
Но при этом смертность на дорогах во Франции или Испании
почти в три раза ниже, чем в России, в знойной Финляндии - в четыре
раза, а есть еще Нидерланды, где она ниже, чем в России, в пять
раз (рис. 6).
Рисунок 6. Стандартизованный коэффициент смертности
от ДТП, на 100000, 2008 или 2009 годы
Обратная зависимость налицо, но ее истинный смысл скрыт
от нашего глаза. Неужели надо пить больше? Здесь нужно поистине
думское думание. Мы ограничимся только двумя гипотезами.
Гипотеза 1. Занудные европейцы в трезвом виде не нарушают
правил дорожного движения ни тогда, когда они находятся за рулем,
ни тогда, когда пересекают улицу или дорогу в гордом звании пешехода,
присматривают за своими детьми, следят за состоянием этих самых
улиц и дорог, а заодно и за техническим состоянием машин, на которых
они ездят. Поэтому тех ДТП, в которых повинна все же трезвая часть
народа, становится намного меньше, общее число ДТП сокращается,
соответственно доля "пьяных" ДТП увеличивается. Если перевести
это на боярский язык, то можно сказать (уважительно, конечно): не
там ищете, бояре! Рано бухаете в колокола, загляните сначала в святцы.
Промилле вы обнулили, хотя весь крещеный мир ими пользуется, но
это вам не зачтется. Основная масса ДТП проистекает все же не из
пьянства.
Впрочем, есть еще и гипотеза 2. Из того, что я еду несколько
выпивши, еще не следует, что у меня не осталось заначки на случай
встречи с агентом собственного государства, который иногда испытывает
денежные трудности. И что я не настроен по отношению к нему очень
дружелюбно и не готов ему помочь. В конце концов, люди должны помогать
друг другу: я тебе, ты - мне. Ну, наехал я на кого-то, его уже все
равно не оживишь, - кто выиграет от того, что я попаду еще и в статистику?
И без того неприятностей хватает! А человек дачу строит, ему нужна
материальная поддержка.
Знаете где самая низкая доля погибших в ДТП с не очень
трезвыми участниками? В братской Украине. Всего 3%, заткнули за
пояс даже Японию с ее 6 процентами. А что же вы хотите? На Украине
даже милицию в полицию пока не переименовали, страна, как может,
борется с экономическими трудностями, а жить надо всем!
С этой точки зрения, предложение председателя комитета
Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции
- очень продуманное. Цена вопроса существенно вырастает, и служилым
людям станет лучше. Может быть, стоит даже вернуться к нашему предложению
о самоокупаемости служилых. Но только не надо называть это коррупцией,
зачем это? Важно, чтобы гражданам было хорошо и для государства
не слишком дорого.
|