Корнелий Тацит
О происхождении германцев и местоположении Германии
De origine, moribus ac situ Germanorum
98 год н.э.
Фрагменты
|
Публий Корнелий Тацит
Publius (Gaius) Cornelius Tacitus
ок.56 - ок. 117 н.э.
|
О происхождении германцев и местоположении Германии
< … >
2. Что касается германцев, то я склонен считать их исконными
жителями этой страны, лишь в самой ничтожной мере смешавшимися с
прибывшими к ним другими народами и теми переселенцами, которым
они оказали гостеприимство, ибо в былое время старавшиеся сменить
места обитания передвигались не сухим путем, но на судах, а безбрежный
и к тому же, я бы сказал, исполненный враждебности Океан редко посещается
кораблями из нашего мира. Да и кто, не говоря уже об опасности плавания
по грозному и неизвестному морю, покинув Азию, или Африку, или Италию,
стал бы устремляться в Германию с ее неприютной землей и суровым
небом, безрадостную для обитания и для взора, кроме тех, кому она
родина?
< … >
4. Сам я присоединяюсь к мнению тех, кто полагает, что
населяющие Германию племена, никогда не подвергавшиеся смешению
через браки с какими-либо иноплеменниками, искони составляют особый,
сохранивший изначальную чистоту и лишь на себя самого похожий народ.
Отсюда, несмотря на такое число людей, всем им присущ тот же облик:
жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела, способные только
к кратковременному усилию; вместе с тем им не хватает терпения,
чтобы упорно и напряженно трудиться, и они совсем не выносят жажды
и зноя, тогда как непогода и почва приучили их легко претерпевать
холод и голод.
< … >
7. Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей -
из наиболее доблестных. Но и цари не обладают у них безграничным
и безраздельным могуществом, и вожди начальствуют над ними, скорее
увлекая примером и вызывая их восхищение, если они решительны, если
выдаются достоинствами, если сражаются всегда впереди, чем наделенные
подлинной властью. Впрочем, ни карать смертью, ни налагать оковы,
ни даже подвергать бичеванию не дозволено никому, кроме жрецов,
да и они делают это как бы не в наказание и не по распоряжению вождя,
а якобы по повелению бога, который, как они верят, присутствует
среди сражающихся И они берут с собой в битву некоторые извлеченные
из священных рощ изображения и святыни; но больше всего побуждает
их к храбрости то, что конные отряды и боевые клинья составляются
у них не по прихоти обстоятельств и не представляют собою случайных
скопищ, но состоят из связанных семейными узами и кровным родством;
к тому же их близкие находятся рядом с ними, так что им слышны вопли
женщин и плач младенцев, и для каждого эти свидетели - самое святое,
что у него есть, и их похвала дороже всякой другой; к матерям, к
женам несут они свои раны, и те не страшатся считать и осматривать
их, и они же доставляют им, дерущимся с неприятелем, пищу и ободрение.
8. Как рассказывают, неоднократно бывало, что их уже
дрогнувшему и пришедшему в смятение войску не давали рассеяться
женщины, неотступно молившие, ударяя себя в обнаженную грудь, не
обрекать их на плен, мысль о котором, сколь бы его ни страшились
для себя воины, для германцев еще нестерпимее, когда дело идет об
их женах. Вот почему прочнее всего удерживаются в повиновении племена,
которым было предъявлено требование выдать в числе заложников также
девушек знатного происхождения. Ведь германцы считают, что в женщинах
есть нечто священное и что им присущ пророческий дар, и они не оставляют
без внимания подаваемые ими советы и не пренебрегают их прорицаниями.
< … >
12. На < … > народном собрании можно также предъявить
обвинение и потребовать осуждения на смертную казнь. Суровость наказания
определяется тяжестью преступления: предателей и перебежчиков они
вешают на деревьях, трусов и оплошавших в бою, а также обесчестивших
свое тело - топят в грязи и болоте, забрасывая поверх валежником.
Различие в способах умерщвления основывается на том, что злодеяния
и кару за них должно, по их мнению, выставлять напоказ, а позорные
поступки - скрывать. Но и при более легких проступках наказание
соразмерно их важности: с изобличенных взыскивается определенное
количество лошадей и овец. Часть наложенной на них пени передается
царю или племени, часть - пострадавшему или его родичам. < …
>
14. < … > Выйти живым из боя, в котором пал вождь,
- бесчестье и позор на всю жизнь; защищать его, оберегать, совершать
доблестные деяния, помышляя только о его славе, - первейшая их обязанность:
вожди сражаются ради победы, дружинники - за своего вождя. Если
община, в которой они родились, закосневает в длительном мире и
праздности, множество знатных юношей отправляется к племенам, вовлеченным
в какую-нибудь войну, и потому, что покой этому народу не по душе,
и так как среди превратностей битв им легче прославиться, да и содержать
большую дружину можно не иначе, как только насилием и войной <
… > что же касается пропитания и хоть простого, но обильного
угощения на пирах, то они у них вместо жалованья. Возможности для
подобного расточительства доставляют им лишь войны и грабежи. И
гораздо труднее убедить их распахать поле и ждать целый год урожая,
чем склонить сразиться с врагом и претерпеть раны; больше того,
по их представлениям, потом добывать то, что может быть приобретено
кровью, - леность и малодушие.
15. Когда они не ведут войн, то много охотятся, а еще
больше проводят время в полнейшей праздности, предаваясь сну и чревоугодию,
и самые храбрые и воинственные из них, не неся никаких обязанностей,
препоручают заботы о жилище, домашнем хозяйстве и пашне женщинам,
старикам и наиболее слабосильным из домочадцев, тогда как сами погрязают
в бездействии, на своем примере показывая поразительную противоречивость
природы, ибо те же люди так любят безделье и так ненавидят покой.
< … >
16. Хорошо известно, что народы Германии не живут в
городах и даже не терпят, чтобы их жилища примыкали вплотную друг
к другу. Селятся же германцы каждый отдельно и сам по себе, где
кому приглянулись родник, поляна или дубрава. Свои деревни они размещают
не так, как мы, и не скучивают теснящиеся и лепящиеся одно к другому
строения, но каждый оставляет вокруг своего дома обширный участок,
то ли, чтобы обезопасить себя от пожара, если загорится сосед, то
ли из-за неумения строиться. Строят же они, не употребляя ни камня,
ни черепицы; все, что им нужно, они сооружают из дерева, почти не
отделывая его и не заботясь о внешнем виде строения и о том, чтобы
на него приятно было смотреть. Впрочем, кое-какие места на нем они
с большой тщательностью обмазывают землей, такой чистой и блестящей,
что создается впечатление, будто оно расписано цветными узорами.
У них принято также устраивать подземные ямы, поверх которых они
наваливают много навоза и которые служат им убежищем на зиму и для
хранения съестных припасов, ибо погреба этого рода смягчают суровость
стужи, и, кроме того, если вторгается враг, все неприбранное в тайник
подвергается разграблению, тогда как о припрятанном и укрытом под
землей он или остается в неведении или не добирается до него, хотя
бы уже потому, что его нужно разыскивать.
< … >
17 < … > Одежда у женщин не иная, чем у мужчин,
разве что женщины чаще облачаются в льняные накидки, которые они
расцвечивают пурпурною краской, и с плеч у них не спускаются рукава,
так что их руки обнажены сверху донизу, как открыта и часть груди
возле них.
18. Тем не менее браки у них соблюдаются в строгости,
и ни одна сторона их нравов не заслуживает такой похвалы, как эта.
Ведь они почти единственные из варваров довольствуются, за очень
немногими исключениями, одною женой, а если кто и имеет по нескольку
жен, то его побуждает к этому не любострастие, а занимаемое им видное
положение. Приданое предлагает не жена мужу, а муж жене. При этом
присутствуют ее родственники и близкие и осматривают его подарки;
и недопустимо, чтобы эти подарки состояли из женских украшений и
уборов для новобрачной, но то должны быть быки, взнузданный конь
и щит с фрамеей и мечом. За эти подарки он получает жену, да и она
взамен отдаривает мужа каким-либо оружием; в их глазах это наиболее
прочные узы, это - священные таинства, это - боги супружества. И
чтобы женщина не считала себя непричастной к помыслам о доблестных
подвигах, непричастной к превратностям войн, все, знаменующее собою
ее вступление в брак, напоминает о том, что отныне она призвана
разделять труды и опасности мужа и в мирное время и в битве, претерпевать
то же и отваживаться на то же, что он; это возвещает ей запряжка
быков, это конь наготове, это - врученное ей оружие. Так подобает
жить, так подобает погибнуть; она получает то, что в целости и сохранности
отдаст сыновьям, что впоследствии получат ее невестки и что будет
отдано, в свою очередь, ее внукам.
19. Так ограждается их целомудрие, и они живут, не зная
порождаемых зрелищами соблазнов, не развращаемые обольщениями пиров.
Тайна письма равно неведома и мужчинам, и женщинам. У столь многолюдного
народа прелюбодеяния крайне редки; наказывать их дозволяется незамедлительно
и самим мужьям: обрезав изменнице волосы и раздев донага, муж в
присутствии родственников выбрасывает ее из своего дома и, настегивая
бичом, гонит по всей деревне; и сколь бы красивой, молодой и богатой
она ни была, ей больше не найти нового мужа. Ибо пороки там ни для
кого не смешны, и развращать и быть развращаемым не называется у
них - идти в ногу с веком. Но еще лучше обстоит с этим у тех племен,где
берут замуж лишь девственниц и где, дав обет супружеской верности,
они окончательно утрачивают надежду на возможность повторного вступления
в брак. Так они обретают мужа, одного навеки, как одно у них тело
и одна жизнь, дабы впредь они не думали ни о ком, кроме него, дабы
вожделели только к нему, дабы любили в нем не столько мужа, сколько
супружество. Ограничивать число детей или умерщвлять кого-либо из
родившихся после смерти отца считается среди них постыдным, и добрые
нравы имеют там большую силу, чем хорошие законы где-либо в другом
месте.
20. В любом доме растут они голые и грязные, а вырастают
с таким телосложением и таким станом, которые приводят нас в изумление.
Мать сама выкармливает грудью рожденных ею детей, и их не отдают
на попечение служанкам и кормилицам. Господа воспитываются в такой
же простоте, как рабы, и долгие годы в этом отношении между ними
нет никакого различия: они живут среди тех же домашних животных,
на той же земле, пока возраст не отделит свободнорожденных, пока
их доблесть не получит признания. Юноши поздно познают женщин, и
от этого их мужская сила сохраняется нерастраченной: не торопятся
они отдать замуж и девушек, и у них та же юная свежесть, похожий
рост. И сочетаются они браком столь же крепкие и столь же здоровые,
как их мужья, и сила родителей передается детям. К сыновьям сестер
они относятся не иначе, чем к своим собственным. Больше того, некоторые
считают такие кровные узы и более священными, и более тесными и
предпочитают брать заложниками племянников, находя, что в этом случае
воля сковывается более прочными обязательствами и они охватывают
более широкий круг родичей. Однако наследниками и преемниками умершего
могут быть лишь его дети; завещания у них неизвестны. Если он не
оставил после себя детей, то его имущество переходит во владение
тех, кто по степени родства ему ближе всего - к братьям, к дядьям
по отцу, дядьям по матери. И чем больше родственников, чем обильнее
свойственники, тем большим вниманием окружена старость; а бездетность
у них совсем не в чести.
21. Разделять ненависть отца и сородичей к их врагам,
и приязнь к тем, с кем они в дружбе, - непреложное правило; впрочем,
они не закосневают в непримиримости; ведь даже человекоубийство
у них искупается определенным количеством быков и овец, и возмещение
за него получает весь род, что идет на пользу и всей общине, так
как при безграничной свободе междоусобия особенно пагубны.
< … >
22. < … > Беспробудно пить день и ночь ни для
кого не постыдно. Частые ссоры, неизбежные среди предающихся пьянству,
редко когда ограничиваются словесною перебранкой и чаще всего завершаются
смертоубийством или нанесением ран. Но по большей части на пиршествах
они толкуют и о примирении враждующих между собою, о заключении
браков, о выдвижении вождей, наконец о мире и о войне, полагая,
что ни в какое другое время душа не бывает столь же расположена
к откровенности и никогда так не воспламеняется для помыслов о великом.
< … >
23. Их напиток - ячменный или пшеничный отвар, превращенный
посредством брожения в некое подобие вина; живущие близ реки покупают
и вино. Пища у них простая: дикорастущие плоды, свежая дичина, свернувшееся
молоко, и насыщаются они ею безо всяких затей и приправ. Что касается
утоления жажды, то в этом они не отличаются такой же умеренностью.
Потворствуя их страсти к бражничанью и доставляя им столько хмельного,
сколько они пожелают, сломить их пороками было бы не трудней, чем
оружием.
< … >
25. Рабов они используют, впрочем, не так, как мы: они
не держат их при себе и не распределяют между ними обязанностей:
каждый из них самостоятельно распоряжается на своем участке и у
себя в семье. Господин облагает его, как если б он был колоном,
установленной мерой зерна, или овец и свиней, или одежды, и только
в этом состоят отправляемые рабом повинности. Остальные работы в
хозяйстве господина выполняются его женой и детьми. Высечь раба
или наказать его наложением оков и принудительною работой - такое
у них случается редко; а вот убить его - дело обычное, но расправляются
они с ним не ради поддержания дисциплины и не из жестокости, а сгоряча,
в пылу гнева, как с врагом, с той только разницей, что это сходит
им безнаказанно.
< … >
27. Похороны у них лишены всякой пышности; единственное,
что они соблюдают, это - чтобы при сожжении тел знаменитых мужей
употреблялись определенные породы деревьев. В пламя костра они не
бросают ни одежды, ни благовоний; вместе с умершим предается огню
только его оружие, иногда также и его конь. Могилу они обкладывают
дерном. У них не принято воздавать умершим почет сооружением тщательно
отделанных и громоздких надгробий, так как, по их представлениям,
они слишком тяжелы для покойников. Стенаний и слез они не затягивают,
скорбь и грусть сохраняют надолго. Женщинам приличествует оплакивать,
мужчинам - помнить.
< … >
Выверено по изданию: Корнелий Тацит. Сочинения в
двух томах.
Т.1. Анналы. Малые произведения. Л., Наука, 1969.
Перевод А.С. Бобовича.
|