|
Рубрику ведет кандидат экономических наук
Виктория Ивановна САКЕВИЧ
|
Как богатые страны выполняют свои финансовые обязательства,
принятые на Каирской конференции
В 1994 году на Международной конференции по народонаселению
и развитию в Каире (МКНР) международным сообществом было принято,
что реализация программ населения в развивающихся странах и странах,
осуществляющих переход к рынку, потребует 17 млрд. долл. США в 2000
г., 18,5 млрд. - в 2005 г. и почти 22 млрд. - в 2015 г. При этом
предполагалось, что две трети средств внесут сами развивающиеся
страны и одну треть - страны-доноры (табл. 1).
Таблица 1. Финансовые ресурсы, необходимые для реализации
программ в области народонаселения, 2000-2015 гг. (млрд. долларов
США)
Год
|
Внутренние ресурсы
|
Внешняя помощь
|
Всего
|
2000
|
11,3
|
5,7
|
17,0
|
2005
|
12,4
|
6,1
|
18,5
|
2010
|
13,7
|
6,8
|
20,5
|
2015
|
14,5
|
7,2
|
21,7
|
Источник: Программа действий Международной конференции
по народонаселению и развитию - 1994, п. 13.15, 13.16, 14.11.
В первые несколько лет после МКНР прирост финансовых
ресурсов, необходимых для реализации Программы действий, принятой
на Конференции, был незначительным. В 2000 г. объем помощи развивающимся
странам (включая страны с переходной экономикой) со стороны международного
сообщества составил всего 46% от запланированного. Затем объем финансовых
средств стал медленно, но неуклонно расти (табл. 2). Существенным
стимулом для этого роста послужили инициативы Правительства США
по борьбе с пандемией ВИЧ/СПИДа.
Таблица 2. Вклад основных доноров в финансирование программ
в области народонаселения, 1997-2007 гг. (млн. долларов США)
|
1997
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006 (оценка)
|
2007 (оценка)
|
Правительства стран-членов ОЭСР/КСР*
|
1530
|
1598
|
1720
|
2314
|
3738
|
4446
|
6346
|
7031
|
8764
|
Система ООН
|
49
|
77
|
96
|
31
|
43
|
61
|
96
|
101
|
106
|
Международные Фонды/НПО
|
106
|
299
|
241
|
531
|
380
|
433
|
364
|
382
|
402
|
Банк развития (гранты)
|
9
|
1
|
3
|
2
|
28
|
227
|
186
|
195
|
205
|
Всего
|
1694
|
1975
|
2060
|
2878
|
4189
|
5166
|
6992
|
7709
|
9477
|
*ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития,
КСР - Комитет содействия развитию ОЭСР.
Казалось бы, цель, поставленная МКНР, достигнута и финансовый
поток со стороны доноров в последние годы даже превысил запланированные
объемы. Однако не всё так благополучно, как кажется на первый взгляд.
Во-первых, современные потребности значительно возросли по сравнению
с тем, как они оценивались в 1994 году. Во-вторых, вызывает серьезную
озабоченность тот факт, что средства, направленные на программы
планирования семьи, в действительности сократились, а основная часть
прироста пришлась на программы борьбы с ВИЧ/СПИД (рис. 1).
Так, расходы по компоненту "Планирование семьи"1
в 1995 г. составили 723 млн. долл., а в 2007 г. - 382 млн. долл.
В то же время расходы по компоненту профилактики заболеваний, передаваемых
половым путем (ЗППП), включая ВИЧ/СПИД, возросли в 60 раз: со 118
млн. долл. в 1995 г. до 7112 млн. долл. в 2007 г. Около 80% всей
финансовой помощи развивающимся странам (и странам с переходной
экономикой) в рамках программ населения приходится сегодня на профилактику
ЗППП/ВИЧ/СПИД2, и лишь 4% - на планирование
семьи. В Программе действий Каирской конференции предусматривалось
другое соотношение: порядка 60% помощи - на компонент планирования
семьи и менее 10% - ЗППП/ВИЧ/СПИД.
Рисунок 1. Объемы финансовой помощи на каждый из компонентов
программ населения, 1995-2007 гг., в % от общего объема донорской
помощи в области населения
Безусловно, в 1994 г. эпидемия ВИЧ/СПИДа еще не имела
таких масштабов, как в последующие годы. Однако смена приоритетов
в направлениях донорской помощи связана не только с этим. Большую
роль сыграла позиция США - крупнейшего поставщика финансовых ресурсов
развивающимся странам в сфере охраны репродуктивного здоровья. В
годы, когда у власти находятся республиканцы, США проводят так называемую
политику "глобального кляпа", которая запрещает финансировать
зарубежные организации, предоставляющие услуги по производству абортов
(в том числе в странах, где аборт законодательно разрешен) или защищающие
право на аборт. Такие организации, как правило, предоставляют и
услуги по планированию семьи. Одной из "жертв" этой политики
стал даже Фонд ООН по народонаселению. Возможно, со сменой администрации
в США в 2009 году ситуация изменится и, не в ущерб программам борьбы
со СПИДом, адекватное финансирование получат остальные компоненты
программ в области народонаселения. Задача обеспечения не позднее
2015 года всеобщего доступа к услугам в области репродуктивного
здоровья (п.7.6 Программы действий) еще очень далека от выполнения.
Как видно из таблицы 2, наибольший вклад (90%) в международные
программы помощи в сфере народонаселения вносят страны-члены ОЭСР,
среди которых США несомненно являются самым крупным донором (52%)
(табл. 3).
Таблица 3. Пять крупнейших стран-доноров, 2007 г. (тыс.
долларов). Оценка Resource Flows Project
|
Компоненты программ населения
|
Всего
|
Планирование семьи
|
Репродуктивное здоровье
|
ЗППП/
ВИЧ/СПИД
|
Исследования/
Анализ
|
Тыс. долл.
|
в % от общего объема помощи
|
США
|
258468
|
62899
|
4555857
|
35632
|
4912857
|
52
|
Великобритания
|
0
|
80015
|
709718
|
0
|
848885
|
9
|
Нидерланды
|
203
|
62188
|
434411
|
3525
|
541971
|
6
|
Франция
|
0
|
12660
|
297321
|
0
|
322671
|
3
|
Япония
|
398
|
37650
|
212139
|
2767
|
320118
|
3
|
Помимо стран, указанных в табл. 3, весомый финансовый
вклад принадлежит Европейскому Союзу (261 млн. долл.).
Что касается компонента "Планирование семьи",
то здесь первая пятерка стран выглядит несколько иначе, за исключением
лидера (США): по убыванию объема помощи - Германия, Канада, Норвегия,
Австралия.
Куда же направляются средства доноров? В 2005 г. международную
финансовую помощь на цели, связанные с населением и репродуктивным
здоровьем, получила 161 страна. Наибольшая часть этого потока осела
в Африке к югу от Сахары (61%), далее следуют Азия и Океания (21%),
Латинская Америка (9%), Восточная и Южная Европа (5%), Западная
и Северная Африка (4%).
Страны - самые крупные реципиенты международной помощи
в своем географическом регионе представлены на рис. 2:
Рисунок 2. Основные реципиенты международной помощи
(в своем регионе)
в сфере программ населения. 2005 г.
Источник: По материалам проекта Фонда ООН по народонаселению
и Нидерландского междисциплинарного демографического института
"Resource Flows Project" http://www.resourceflows.org/index.php
1 - Описание основных рекомендуемых
компонентов программ в области народонаселения и репродуктивного
здоровья можно найти в документах МКНР, в частности, п. 13.14 Программы
действий (http://demoscope.ru/weekly/knigi/m_doc/m_doc01.html)
2 - Расчет расходов на ВИЧ/СПИД основан на определении
компонента "ЗППП/ВИЧ/СПИД", данном в документах МКНР,
поэтому указанная сумма расходов отличается от суммы, которую приводит
UNAIDS, в меньшую сторону.
|