Rambler's Top100

№ 341 - 342
18 - 31 августа 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Что мы знаем о лисе?..

Что мы знаем о лисе?.. Ничего. И то не все

Борис Заходер

ЦУНХУ вам!

Все знают, что:

"1. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации <…>
2. Федеральная служба государственной статистики находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации".

Положение о Федеральной службе государственной статистики,
утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 420.

Демоскоп знает больше.

Нам кажется, что все исторические события повторяются дважды: один раз как трагедия, а второй раз – как фарс.

Еще сравнительно недавно Федеральная служба государственной статистики была «уполномоченным федеральным органом исполнительной власти» и тоже отвечала за «формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны», хотя при этом, как гласило соответствующее Положение, «руководство деятельностью Федеральной службы государственной статистики осуществляло Правительство Российской Федерации»1. Тогда это казалось Демоскопу вполне разумным. Кто как не Правительство отвечает за социальное, экономическое, демографическое и экологическое положение России?

И вот тебе на! Скромная женщина Эльвира Сахипзадовна Набиуллина бросила вызов – и кому! – и подмяла под себя официальную статистическую информацию обо всех социальных, экономических, демографических, экологических процессах да еще добавила «и другие общественные». Вот это экспансия так экспансия!

Есть, есть, конечно, страны, в которых статистическая информация обо всем собирается в рамках экономического ведомства. Бюро цензов США – часть Министерства торговли. Но разве это подходящий для нас пример? Ведь американцы, говорят, даже ходят вниз головой. А как бы вы ходили, если бы жили на противоположной стороне Земного шара?

А у нас своя традиция: мы ходим хоть и вверх головой, но по кругу.

Эльвира Сахипзадовна отобрала руководство статистикой у Владимира Владимировича, можно сказать, в юбилейный момент. Ровно за 90 лет до этого, 25 июля 1918 года, декретом Совета Народных Комиссаров "О государственной статистике (Положение)" было предписано создание Центрального статистического управления РСФСР. Позднее, следуя за историческими событиями, оно превратилось в Центральное статистическое управление СССР (ЦСУ СССР), хотя соответствующее ведомство в РСФСР тоже было. ЦСУ СССР все раздувало и раздувало свое значение, и в середине 20-х годов дело дошло до того, что его управляющий стал членом Совета Народных Комиссаров с правом решающего голоса. Это уже, конечно, был буржуазный перегиб. Можно подумать, что тогдашние будущие враги народа изучали «Кодекс норм европейской статистики» нынешнего Европейского Союза, где утверждается, что «руководитель статистического органа должен обладать достаточно высоким иерархическим статусом, чтобы иметь доступ к руководству политических органов и административных государственных учреждений».

Но у нас же был Советский Союз, а не Европейский. Нужно было срочно исправлять положение, что, в обстановке всеобщего великого перелома, было не столь уж сложно сделать. В начале 1930 года ЦСУ СССР было упразднено. Однако так как именно в этот момент развернулось бешеное строительство социализма, то бишь первой фазы грядущего коммунистического общества, а все знали со слов небезызвестного В.И.Ленина, подписавшего, кстати, в свое время упомянутый декрет о государственной статистике, что именно «учет и контроль - вот главное, что требуется для “налажения”, для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества», то остаться совсем уж без ничего было как-то неудобно даже и самому верному ученику В.И. Ленина, также известному своей небезызвестностью, И.В. Сталину.

Поэтому вместо ЦСУ СССР был создан Сектор народнохозяйственного учета Госплана СССР, что логично объяснялось возросшей ролью плановой работы и необходимостью развития и усиления статистики и учета. Советский народ, как впоследствии и его правопреемник российский народ, был очень доверчив, и это объяснение его вполне устроило. У самих же объясняющих вскоре стали возникать некоторые проблемы, ибо какие-никакие статистические сведения о том, что происходило на одной шестой части Третьей планеты Солнечной системы, им тоже были нужны.

В результате, уже в конце 1931 года Сектор народнохозяйственного учета был повышен в статусе и, оставаясь подразделением Госплана, превратился в Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) Госплана СССР, которое даже было наделено правом непосредственного обращения в правительство. Это ЦУНХУ просуществовало более 9 лет и, судя по всему, работало неплохо, люди, возглавлявшие его на протяжении первых 6 из этих 9 лет – В.В. Осинский, И.А. Краваль и И.Д. Верменичев – были успешно расстреляны.

После этого к руководству государственной статистикой пришел В.Н. Старовский, но ему тоже не удалось долго поруководить этой организацией. Дело в том, что теперь небезызвестный И.В. Сталин решил, что задачи совершенствования плановой работ и статистики требуют обратного переименования ЦУНХУ в ЦСУ, так что с марта 1941 года В.Н. Старовский стал уже управляющим ЦСУ СССР, которое все еще входило в состав Госплана. Но в 1948 году было признано, что, пожалуй, в 1926 году было все-таки лучше, и появилось Центральное статистическое управление при Совете министров СССР (ЦСУ СССР), а его глава получил ранг министра, что, по тем временам (да и по этим тоже) все равно, что нарком в 1926 году.

Весь цикл занял, таким образом, немногим более 20 лет, но зато какая энергия на вершинах власти, какое вечное движение! Она, как море, пребывает в непрерывном волнении, как рыба, все время ищет, где глубже, и, как человек, – где лучше.

Вы же, разумеется, не думаете, что в 1948 году так все и закончилось. Разумеется, нет. Годы застоя дали, конечно, знать о себе, около 40 лет существовали, как во сне, ничего не меняли. Но жизнь берет свое. В 1987 году, в связи с необходимостью совершенствования государственной статистики и плановой работы, было признано целесообразным называть бывшее Центральное статистическое управление при Совете министров СССР (ЦСУ СССР) Государственным комитетом СССР по статистике (Госкомстат СССР). Это, конечно, было очень важное решение, оно позволило обновить огромное количество вывесок, печатей, бланков и т.п. И пока все это делалось, у нас возникла новая государственность и новая власть.

Какое-то время, по инерции, бывший Государственный комитет РСФСР по статистике (Госкомстат РСФСР) побыл Государственным комитетом Российской Федерации по статистике (Госкомстатом РФ). Но вы уже знаете, что государственная власть – как море, она все время волнуется – и очень продуманно.

В мае 1999 года Президент России своим указом преобразовал Государственный комитет Российской Федерации по статистике в Российское статистическое агентство. Но уже в декабре того же года тот же Президент снова преобразовал Российское статистическое агентство в Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России). А потом сменился Президент, не сидеть же новому без дела. Он и не сидел. В марте 2004 года он издал указ о преобразовании Государственного комитета Российской Федерации по статистике в Федеральную службу государственной статистики с передачей части его функций Министерству экономического развития и торговли. Но все же в мае того же года, еще одним президентским указом было подтверждено, что руководство Федеральной службой государственной статистики осуществляет правительство РФ. Между маем 2004 и маем 2008 года прошло четыре года, и властное море снова заволновалось: пора что-то менять! Мы же не американцы какие-то с их вечным застоем. Они как создали свое Бюро цензов в 1902 году, как передали его в Министерство торговли в 1903, так с тех пор ничего и не меняли. Малоподвижная, неконкурентоспособная страна без всяких традиций, что с нее возьмешь?

Нам надо менять, этого требует наша неизменная бодрость. Но на что? Ничего нового придумать уже нельзя, все испробовано. А не взять ли что-нибудь из хорошо забытого старого? У нас уже почти 70 лет не было ЦУНХУ, почему бы и не вспомнить этот замечательный опыт?

Демоскоп, конечно, не может рассуждать о возможных последствиях повторения этого опыта в полном объеме, не его ума это дело. Его заботы не идут дальше демографии. А ЦУНХУ, надо ему отдать должное, занималось и этой малозначительной областью нашей жизни.

Нам, например, предстоит очередная перепись населения, а ЦУНХУ за 9 лет своего существования провело целых две переписи – 1937 и 1939 года. Первую, правда, объявили вредительской, а вторую подозревают в том, что ее результаты были подтасованы, но деятельность была, и уроки извлечены. Они гласят, что перепись населения – не такое простое мероприятие, чтобы доверить его статистикам и оставить их без присмотра. Если наделить руководителя статистического ведомства «достаточно высоким иерархическим статусом» (европейские выдумки!), то он, чего доброго, возомнит о себе и не захочет считаться с естественной заинтересованностью других лиц столь же высокого и даже более высокого статуса в том, чтобы перепись стоила меньше, чем она стоит, или показывала больше, чем она показывает, и тому подобное. Если бы Демоскоп был, например, мэром какого-нибудь города приличных размеров, то он бы ни за что не допустил, чтобы какой-то статистик с недостаточно высоким статусом указывал ему, сколько у него жителей. А есть заинтересованные люди и повыше мэров. Так что же, позволить статистикам под видом соблюдения каких-то неизвестно кем (но уж точно кем-то со статусом ниже мэрского) придуманных статистических процедур самим считать, сколько у нас кого, и не считаться с тем, что это не всех устраивает?

Чем еще хорошо повторение опыта ЦУНХУ? Пониманием того, что население должно знать свое место. Встав на ноги, ЦУНХУ вместо обычных статистических ежегодников, которые издавались во всех странах, стало издавать статистический ежегодник под названием «Социалистическое строительство СССР». Раздел о населении при этом откатился с одного из первых мест, где он обычно находится во всех изданиях такого рода, на дальнюю периферию. Например, в «Статистическом справочнике СССР» за 1927 год2 - это «Отдел 1. Территория, население и другие демографические элементы», страницы 1-49. А в «Социалистическом строительстве СССР» за 1936 год3 раздел «Население», весьма куцый, появляется только на 542-й странице после «Промышленности», «Сельского хозяйства», «Строительства», «Транспорта и связи», «Труда». Уже и ЦУНХУ давно не было, а традиция сохранялась десятилетиями, статистический ежегодник назывался «Народное хозяйство СССР», и еще в 1987 году, например, в «юбилейном» ежегоднике4 раздел «Население и трудовые ресурсы» начинался на 373 странице, когда уже все было сказано и про материально-техническую базу народного хозяйства, и про топливно-энергетический комплекс, и про растениеводство с животноводством, и про многое другое.

Население, как видим, не только знало свое место, но само по себе не заслуживало и отдельного раздела – только вкупе с «трудовыми ресурсами». Это, нам кажется, должно нравиться Министерству экономического развития, принявшему в свои объятия Федеральную службу государственной статистики. Население России, убывает. Неприятно, конечно, но мы ответим на это ростом производительности труда, более эффективным использованием сокращающихся трудовых ресурсов, и целевые ориентиры будут достигнуты, мы войдем в число стран-лидеров по объему ВВП.

Бедный романтический Сисмонди! Он еще когда возмущался: «Как? Богатство – все, а люди – ничто?.. Поистине, остается только пожелать, чтобы  король остался один на острове и, поворачивая постоянно ручку какого-нибудь механизма, достигал выполнения всей работы Англии автоматами». А чего возмущаться-то? Экономическая логика – прежде всего. У нас короля нет, есть президент, но ручек-то у нас сколько угодно. Будет поворачивать ручки и сдувать пылинки с Сибири и Дальнего Востока.

Мало-помалу и статистическое ведомство, находясь в недрах экономического суперведомства, вольно или невольно, полностью или частично, тоже воспримет этот подход, а с его помощью и мы успокоимся и будем думать, что богатство – все, а люди – гомоэкономикусы.


1 Положение о Федеральной службе государственной статистики, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 399.
2 Статистический справочник СССР. 1927. Издание ЦСУ СССР. М.,1927.
3 Социалистическое строительство СССР. Статистический ежегодник. Издание ЦУНХУ Госплана СССР. М. 1936.
4 Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник. Госкомстат СССР. М., 1987.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.