|
Что мы знаем
о лисе?.. Ничего. И то не все
Борис Заходер
|
Удачный пример воспитания толерантного сознания
Светлана Константиновна Бондырева
и Дмитрий Васильевич Колесов, авторы книги "Миграция (сущность
и явление)" знают, что:
"миграция - это пространственная активность индивида
или популяции, направленная на овладение ресурсами новой территории…
Существенной проблемой различий между аборигенным населением и мигрантами
является преимущественное размножение одного из этносов. Если два
различных этноса живут вместе и один из них имеет значительное преобладание
в интенсивности размножения, то это уже экспансия, и других мнений
на этот счет быть не должно!"
С. БОНДЫРЕВА и Д. КОЛЕСОВ. Миграция (сущность
и явление). М.: Издательство Московского психолого-социального института;
Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2004, с. 283-284.
Книга подготовлена в рамках программы Минобразования РФ "Формирование
установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском
обществе".
Демоскоп знает больше.
Нам кажется, что,
не должно быть других мнений и по всем остальным вопросам, затронутым
в этой замечательной книге, тем более что она рекомендована Редакционно-издательским
Советом Российской академии образования к использованию в качестве
учебно-методического пособия. Следовало бы только указать, кому
именно она может служить пособием. Не разобравшись, могут подумать,
что книга рассчитана на одних лишь студентов, а на самом деле она
призвана воспитывать толерантное сознание абсолютно у всех, у кого
оно пока еще развито меньше, чем у авторов книги.
Поскольку книга посвящена миграции, то, само собой,
особо авторы озабочены воспитанием терпимости по отношению к мигрантам.
Характерный пример - параграф под названием "Осторожно: миграция".
Он прямо сочится терпимостью.
"В современном мире территориальная экспансия обрела
ползучий характер и осуществляется с использованием миграции"
(стр. 278). А ведь "экспансионистский потенциал во многих регионах
мира сохраняется, и убедительным примером этого является современная
Турция… Географическая экспансия турок была остановлена…, и сейчас
идеи экспансии ищут себе дорогу различными путями, если уж не магистральными,
то даже и тропинками" (стр. 280). Куда же ведут эти тропинки?
"Ползучий характер современной территориальной
экспансии проявляется в том, что государство поддерживает родственные
себе находящиеся на чужой территории этнически-религиозные группы,
всячески способствуя увеличению их численности и расширению занимаемой
ими территории - это тенденция к захвату части территории
другой страны изнутри этой страны. Применительно к туркам-месхетинцам
расчет делается на занятие ими наиболее стратегически важных участков
территории Краснодарского края (возле дорог, мостов, водохранилища),
а также на значительно более высокие темпы их размножения, чем у
местного населения" (стр. 280-281).
В чем должна проявляться толерантность в данном случае?
В том, чтобы разоблачить живущих в Краснодарском крае турок как
пятую колонну Османской империи. В самом деле, по переписи 2003
года население Краснодарского края составило всего 5 миллионов 125
тысяч человек. А одних только турок в крае было больше 13 тысяч,
и они еще размножались. Конечно, пока они еще не составляют большинства,
но к тому идет.
Да и что такое "большинство"? Это понятие
философское, вы не думайте. "Надо четко различать понятия:
"большинство" и "быть в большинстве". Ведь "большинство"
- это нередко "вообще", а "быть в большинстве"
- это всегда "здесь и теперь", а это важно, если учесть,
что все дела конкретны, а понятие "вообще" только виртуальность".
Во как! А что же в результате? "В результате, будучи в месте
своего проживания в меньшинстве, в сравнении с аборигенным населением,
в наиболее важных точках жизнедеятельности диаспоранты нередко оказываются
в большинстве, а следовательно, пользуются преимуществами большинства"
(стр. 58).
Вы чувствуете, как растет ваша толерантность по отношению
к меньшинствам, которые находятся в большинстве? Вы уже понимаете,
что "использование миграции и усиленного размножения мигрантов
становится особым приемом в "тихом" переделе территории
и сфер влияния" (стр. 281). Но пока еще ваша толерантность
не окрепла, и вас могут смутить не разгадавшие османского замысла
либералы. Они "исходя из абстрактного понимания "свободы",
критикуют местную региональную политику, проводимую властями Краснодарского
края и направленную на ограничение экспансии турок-месхетинцев"
(ср. 281). Поэтому книга - это ведь учебное пособие как-никак -
делает все, чтобы закрепить вашу терпимость. Она показывает, что
если пойти за либералами, то Краснодарский край может стать чем-то
вроде Антверпена - "четвертого по величине порта мира, самого
богатого города Бельгии. И именно здесь находится самая большая,
бедная и наглая арабская община этой страны… Необразованным,
не очень работящим марокканцам не нашлось работы
в Антверпене. Они превратились в иждивенцев социальных программ
и потихоньку накапливали раздражение и злость против страны, которая
непонятно для чего приняла их свое лоно" (стр. 282). Курсив
везде принадлежит авторам и подчеркивает их наиболее важные, с точки
зрения воспитания толерантности, мысли.
Впрочем, все это примеры, а есть ведь и общая теория.
Авторы - не какие-нибудь аспиранты. Бондырева Светлана Константиновна
- член-корреспондент Российской академии образования, а Колесов
Дмитрий Васильевич и вовсе полный академик той же академии. Они
вносят большой научный вклад в типологию миграций, пополняя ее новыми,
доселе не известными науке видами. Таковы, в частности, "миграция
из зависти" и "миграция из-за комплекса неполноценности".
"Миграция из зависти к жителям более
благополучных мест. Это - миграция без гуманитарных или политических
причин, Пример - … чешские цыгане. Видимо, их взволновали сообщения
… о том, какие пособия получают выходцы из Индии и других стран
бывшей Британской империи. И они захотели того же, хотя всем известный
характер традиций этого этноса заставляет предполагать, что вряд
ли они станут там работать в традиционном понимании этого слова
… Как видим, зависть может быть и фактором миграции, причем миграции
некачественной. Материальные блага распространены по земному шару
неравномерно, и некоторые индивиды никак с этим примириться не могут.
И все потому, что свое их интересует меньше, чем чужое" (стр.
48-49).
"Миграция из-за комплекса неполноценности.
Некоторые индивиды не способны находить себя в повседневной жизни:
таковые есть в любом обществе. Для них миграция - выход из положения,
отдушина в их стесненном психическом состоянии... Следовательно,
тяга к перемене мест, "зуд перемен", в данном случае географического
характера, может быть проявлением комплекса неполноценности, энергия
которого реализуется именно в сфере миграционных явлений" (с.
49).
Очень важно для толерантного мышления понять связь между
миграцией и патриотизмом. Патриотизм - это святое! Авторы заступаются
за известное выражение "патриотизм - последнее прибежище негодяя".
"Представителями антисистемы, - разъясняют они, - навязывается
окружающим мнение о том, что смысл этого выражения в осуждении патриотизма".
На самом же деле это не так. "Автор этого утверждения считал,
видимо, что патриотами должны быть все, и даже негодяи порою этого
чувства не лишены". "Подлинный смысл его [выражения] в
том, что даже и у негодяя могут сохраняться остатки положительных
качеств и что в роли таких остатков столь ценное явление, как патриотизм"
(стр. 69-70).
Это о патриотизме. Теперь о миграции.
"Конечно, многие мигранты - чаще из числа беженцев
- должны вызывать сочувствие. Но все же, имея дело с миграцией,
прежде чем сочувствовать, следует выяснить ее мотивы" (стр.
50). Дело в том, что "миграция - это проблема неудовлетворенных
потребностей, энергия которых преобразуется в энергию перемещения"
(стр. 51). А "одна и та же потребность может реализоваться
как патриотическими мотивами, так и мотивами иного характера: что
сильнее?" (там же). "Противоположными мотивам миграции
могут быть только мотивы патриотизма, мотивы усилий на благо родных
мест, стремление улучшать свою жизнь, направляя свои усилия именно
на это, а не на перемещение" (там же).
Таким образом, из теории, родившейся в недрах Российской
академии образования, вытекает, что у мигрантов, направляющих свои
усилия на перемещение, нет никаких мотивов патриотизма, они начисто
лишены этого святого чувства.
Ergo: мигрант - хуже негодяя, что и требовалось доказать.
Хотя уже из сказанного видно, как далеко можно продвинуться
в формировании установок толерантного сознания, читая правильную
учебно-методическую литературу, Демоскоп не исключает, что еще вернется
к оказавшейся у него в руках сокровищнице социально-психологической
мысли. Такие книги появляются не каждый день, это уж точно!
|