Rambler's Top100

№ 73 - 74
29 июля - 11 августа 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Факт с комментарием

"О СИТУАЦИИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ, СКЛАДЫВАЮЩЕЙСЯ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ"

Постановление Совета Федерации РФ № 337-СФ от 10 июля 2002 года

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выражает обеспокоенность в связи с ситуацией в Краснодарском крае, складывающейся в сфере миграции и межнациональных отношений и создающей угрозы национальной безопасности России.

На территории Краснодарского края находится большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства, многие из которых пребывают в Российской Федерации незаконно.

Безвизовый режим и упрощенный порядок пересечения государственной границы Российской Федерации на отдельных ее участках усиливают поток незаконных мигрантов из государств-участников Содружества Независимых Государств. В системе государственных органов исполнительной власти Российской Федерации отсутствует уполномоченный орган, отвечающий за формирование, проведение и совершенствование государственной миграционной политики.

Вместе с тем неоправданно затягивается процесс репатриации в Грузию турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Российской Федерации.

В связи с этим в Краснодарском крае наметился заметный этносоциальный перекос с возможными политическими последствиями, характеризующийся нарастающей численной диспропорцией коренного населения края и мигрантов, что создает условия для межнациональной напряженности среди жителей края.

Решение демографических и межэтнических проблем в Краснодарском крае сдерживается, с одной стороны, отсутствием действенных законодательных механизмов регулирования миграционных процессов, с другой стороны, исполнением не в полной мере нормативных правовых актов, ранее принятых органами государственной власти. Необходимость скорейшего решения проблем, связанных с незаконной миграцией, неоднократно отмечалась Президентом Российской Федерации, Советом Безопасности Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Несмотря на это, проблемы незаконной миграции, которые уже вышли за рамки региональных проблем, остаются нерешенными.

Заслушав и обсудив информацию о ситуации в Краснодарском крае, подготовленную рабочей группой Совета Федерации по изучению ситуации в Краснодарском крае, созданной распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 20 мая 2002 года № 175рп-СФ, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации: внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве приоритетного в период осенней сессии проект федерального закона "О государственном регулировании миграции в Российской Федерации", в котором предусмотреть участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в установлении квот, ограничивающих обустройство мигрантов на территориях субъектов Российской Федерации, возможность временного отселения отдельных категорий граждан, иностранцев и лиц без гражданства из районов конфликтных ситуаций и экологических угроз, условия создания на отведенных государством территориях мест временного поселения незаконных мигрантов;

разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в первом полугодии 2003 года проект федерального закона о приграничных территориях Российской федерации;

разработать и утвердить перечень населенных пунктов и административно закрытых территорий Краснодарского края и других субъектов Российской Федерации (мест размещения воинских частей, оборонных и аналогичных им объектов, зон рекреационных и санитарно-эпидемиологических угроз), в которых требуется особая регламентация въезда для иностранных граждан и лиц без гражданства;

рассмотреть вопрос о переселении с указанных территорий Краснодарского края на территории Центрального и Северо-Западного федеральных округов по согласованию с главами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, не нарушающих режим пребывания на территории Краснодарского края и желающих остаться на территории Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушающих законодательство Российской Федерации, действия которых противоречат интересам государственной безопасности и ущемляют права и законные интересы других граждан. В отношении лиц указанной категории, уклоняющихся от исполнения законодательства Российской Федерации, применять меры административного принуждения; активизировать действия, побуждающие Грузию к скорейшему обеспечению условий для репатриации в Грузию турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Российской Федерации.

2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в первоочередном порядке проекты федеральных законов, регулирующих миграционные процессы в Российской Федерации.

3. Предложить Генеральной прокуратуре Российской Федерации осуществлять действенный надзор за исполнением Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства.

С.М.Миронов, Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации.
Москва. 10 июля 2002 года


Комментарий эксперта к Постановлению СФ "О ситуации в Краснодарском крае, складывающейся в сфере миграции и межнациональных отношений"

Постановление Совета Федерации РФ № 337-СФ "О ситуации в Краснодарском крае, складывающейся в сфере миграции и межнациональных отношений" анализирует эксперт в области межнациональных отношений, член совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Осипов.

Александр Геннадьевич, каково, на Ваш взгляд, значение этого постановления?

Самое главное, на мой взгляд, это то, что оно появилось в общем контексте борьбы с так называемой "нелегальной иммиграцией". Обратите внимание на эту фразу: "На территории Краснодарского края находится большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства, многие из которых пребывают в Российской Федерации незаконно". Большинство читающих постановление ничего особенного в ней не заметят. Слово "незаконный" не вызывает никаких вопросов; всем как бы известно, что в нашей стране много незаконных иммигрантов, и это принимается как данность. Однако кто же такие "нелегальные иммигранты"? В собственно правовом смысле это люди, которые находятся в стране нелегально - пересекли границу без документов, превысили срок пребывания в стране (если он был ограничен), въехали без визы. То есть существует определенный набор ситуаций, когда этот термин применяется правомерно. У нас же нелегальными иммигрантами зачастую именуют людей, которые под эти категории не подпадают. Это люди, которые находятся в России законно, с точки зрения права, а называют их нелегалами потому, что у них нет регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Но это уже подмена понятий.

О ком же тогда идет речь?

В советское время существовал определенный режим, регулирующий пребывание и жительство иностранцев на территории Советского Союза. А когда Союз развалился, власть просто выключила эту систему в отношении граждан бывшего СССР. Не было принято ни нового закона, ни других актов, а старые перестали применяться. При этом власть много раз подавала сигналы о том, что бывшие советские граждане - граждане стран СНГ и лица без гражданства - могут въезжать на территорию Российской Федерации без виз, соблюдая только определенный порядок, т.е. въезжать через пограничный контроль, имея документ, удостоверяющий личность. Не было установлено никаких ограничений по срокам пребывания, и на приезжих должен был распространяться тот же самый режим регистрации, что и на российских граждан. А ведь прописка и регистрация по своей правовой природе не могут использоваться как критерий законности или незаконности пребывания в стране или на той или иной территории. По закону гражданину можно отказать в регистрации при некоторых условиях - если он регистрируется не в жилом помещении, а где-то еще, или если люди, которые проживают в этом помещении, не дают своего согласия на регистрацию. Есть и определенные территории, где это ограничено - приграничная полоса, например, закрытые административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия. Но Краснодарский край ни коим образом в этот перечень не вписывается. Сейчас в большинстве случаев, если у людей нет регистрации, это не потому, что они так захотели, а потому, что им отказывают. Например, хозяева жилого помещения не дают согласия. Но максимум, на что это тянет - нарушение правил пребывания. Это мелкое административное нарушение, которое не ставит под сомнение саму по себе законность пребывания и жительства в стране, куда они въехали на законных основаниях. И никак не дает права называть их незаконными иммигрантами. То, что по отношению к этим людям не применялся старый советский порядок, разработанный для "настоящих" иностранцев - не их вина. Поведение человека может быть или правомерным, или неправомерным, то есть нарушающим определенные правовые нормы, но невозможно нарушить то, чего нет. Что касается нелегальных мигрантов внутри России, то таковых вообще быть не может. Потому что граждане и вообще все, кто легально находится на территории России, имеют право на свободу передвижения и выбор места жительства (часть 1-ая статьи 27-й Конституции). Есть здесь и еще одна подмена. Понятие нелегальной иммиграции пытаются распространить на людей, которые живут здесь, в России, уже давно, которые въехали и находятся на территории законно и фактически составляют часть постоянного населения. Упомянутые в постановлении турки-месхетинцы приехали на Кубань еще до распада Советского Союза - в 1989-90 годах. Какие же они иммигранты? Потом, они не иностранцы, они граждане РФ в соответствии с Законом о гражданстве 1991 г., хотя власть их гражданами вопреки закону не признает.

Но ведь эти явления общие для всех регионов. Почему же именно Краснодарский край стал ареной такой ожесточенной борьбы?

Причин тому, на мой взгляд, несколько. Можно говорить о случайном стечении неблагоприятных обстоятельств. Во-первых, уже к моменту появления турок в крае вся административная машина - партийная, комсомольская, милицейская - была раскручена, чтобы бороться с определенной группой населения, выделяемой по национальному признаку. Дело в том, что власти еще с конца 60-х гг. старались препятствовать тому, чтобы крымские татары селились в соседних с Крымом регионах. Отказывали в прописке, в трудоустройстве и т.п. В 88-м году крымские татары с Кубани стали все-таки перебираться в Крым, а в 89-м после погромов в Фергане буквально на их место стали приезжать турки-месхетинцы. Для властей же не было принципиальной разницы, кого давить - тех или этих. Сработала инерция. Во-вторых, роль личности. Большие усилия к тому, чтобы события шли так, как они идут, приложил нынешний член Совета Федерации Николай Кондратенко, когда он еще был председателем крайисполкома в 1989-1991 годах. Значение других деятелей ничуть не меньше. Важную роль сыграли персонажи в краевом руководстве, которые изображали из себя "экспертов" и "специалистов по межнациональным отношениям" и пытались проводить "научно обоснованную" национальную и миграционную политику. В-третьих, важным фактором стало появление казачества, которое в крае настроено особенно радикально. Борьба с так называемой нелегальной иммиграцией для казаков - один из способов собственной легитимации и укрепления особых отношений с властями. "Борьба" эта выражается в разных формах - митингах, подворных обходах, "проверках", напоминающих бандитские "наезды". Порой это приводит к насилию, к избиениям мигрантов. Во время недавней голодовки турок в селе Киевском в конце июня, туда приехала большая ватага казаков, которые стали туркам угрожать, и одновременно в Киевское съехались турки из других сел и станиц района. Едва не дошло до столкновения. К счастью этого не допустили местная милиция, лидеры турок и начальство, которое поняло, чем это грозит.

Турки-месхетинцы стали уже знаковым этносом для Краснодарского края, и вообще вся мигрантская тематика как бы сфокусировалась на них. Но ведь на самом деле состав мигрантов там более многообразный?

Утверждают, что за последние десять лет на Кубань переселилось около миллиона мигрантов. Откуда берется это число? Примерно миллион человек получило в крае постоянную регистрацию за последние 10 лет. Сюда входят те, кто перемещался внутри края, например, из Новороссийска в Краснодар; сюда входят те, кто приехал из Сибири, с Дальнего Востока, из Казахстана, из Грузии и т.п. Турок из этого числа только 13 тысяч, однако, действительно, их особенно выделяют. Когда турки появились на Кубани, они оказались одной из самых заметных мигрантских групп. Более заметной чем, скажем, армяне, потому что армяне для этого региона более привычны, они там жили всегда. То, что выделили турок - тоже случайность, я полагаю. Они очень хорошо подходят на роль главного врага: с одной стороны, заметны, с другой, пинать их можно совершенно безнаказанно, потому что защищать их некому. Интересно, что по формальным показателям, например, Белгородская область ничем не отличается от Краснодарского края. Тоже приграничная область, примерно такие же демографические показатели, та же доля меньшинств, причем даже турок точно такая же доля в составе населения. Но Вы когда-нибудь слышали о том, что Белгородская область считается проблемным регионом?

Нет и более того, мне известно прямо противоположное - там активно принимают у себя мигрантов и размещают их.

Конечно, там тоже не без проблем, но даже в середине 90-х годов, когда миграция была куда более массовой, чем сейчас, Краснодарский край не относился к числу самых насыщенных мигрантами регионов. Он и сейчас не является таковым, его обгоняют та же Белгородская, Оренбургская, Саратовская области и другие. Но оттуда почему-то таких криков не доносится, там это в такой степени не драматизируется. Нельзя подходить к этому чисто позитивистски и утверждать, что просто есть некая объективная реальность, которая отражается в умах. "Проблема" конструируется в головах людей в силу определенных факторов, а потом на поддержание представлений о "проблеме" уже начинает работать аппарат - сочиняются справки, готовятся доклады, распространяется официальная информация, и наконец "проблема" мифологизируется. Взять хотя бы это постановление. Текстуально оно очень близко к тому, что пишут краснодарские газеты. Инициатором поездки на Кубань группы членов Совета Федерации, по итогам которой постановление и подготовлено, был бывший губернатор Николай Кондратенко. Отдельно с турками сенаторы не общались, но были на общем совещании в администрации с участием местных чиновников, чиновников из муниципальных образований (сельсоветов), местной милиции и казачества. Там же присутствовали представители турок, но ничего толком сказать им не дали. Члены группы слушали, что им говорили со всех сторон, читали местную прессу - судите сами, с какими представлениями о ситуации они вернулись в Москву. Обычно то, что говорят власти Краснодарского края, принимается на веру буквально всеми - и федеральными чиновниками, и журналистами, и научными работниками. А говорят они об огромном "наплыве" мигрантов. "Катастрофическое количество мигрантов", "край не справляется", "огромные социальные проблемы", "надо с этим бороться" и так далее. Но эмпирическими данными это никак не подтверждается. Объем миграции там сейчас такой же, как был в 70-80-х годах. Но важен даже не сам по себе этот объем, а важны миграционное сальдо (разница между числом въехавших и выехавших) и общий прирост населения. А он в крае с 1998 г. отрицательный. Это по официальным данным - по тем, кого регистрируют. Неофициальные данные о числе незарегистрированных - чистейшей воды спекуляция. Не может в сельском регионе, где сколько-нибудь нормальная жизнь невозможна без прописки, находиться значительное число жителей без регистрации. Доля "мигрантов", то есть людей, недавно сменивших место жительства, в населении края, растет, но население в абсолютном исчислении продолжает сокращаться.

Это нейтрализует аргумент о том, что экономика края не выдержит такого наплыва мигрантов. Но постановление говорит еще о таком явлении как "этносоциальный перекос", то есть постепенное замещение коренного населения приезжими. Некоторые называют это даже "кубанским Косово".

Статистическими данными это тоже не подтверждается. В крае примерно 86 процентов русского населения. Среди мигрантов соотношение примерно такое же - русских более 80 процентов. Доля меньшинств в составе населения мала. Те же, кто говорит об этносоциальных перекосах и замещении населения, исходят из того, что меньшинства - элемент вообще нежелательный и вредный, и надо от них избавляться. Нормой считается как можно более однородное население, причем желательно славянское и православное.

Сторонники жесткой линии на Кубани часто говорят о высокой криминогенности мигрантской среды.

Да, этот аргумент используется не только в Краснодарском крае, но и в других регионах. Однако он тоже чисто умозрительный. Есть ведомственная статистика органов прокуратуры и внутренних дел края по этническому составу правонарушителей. Она довольно спорная по разным соображениям. В частности, потому что учитываются не люди, в отношении которых вступил в силу приговор суда, а вообще все те, чье дело передано в суд или закрыто по нереабилитирующим обстоятельствам. Но даже согласно этой статистике, этнический состав правонарушителей в целом совпадает с этнической пропорцией населения. О турках говорят, что они особенно криминогенны. Но вот хороший пример. Турецко-месхетинское общество "Ватан" получило в феврале этого года письмо из МВД РФ, где излагалась позиция министерства относительно турок и приводились данные - с 1998 по 2001 г. на территории Краснодарского края в год регистрировалось от 30 до 50 преступлений, совершенных представителями этой национальности. Между тем всего в крае ежегодно регистрируется около 55 тысяч преступлений, а турки составляют 0,3 процента населения края. Получается, что их "законная" квота по статистке должна была бы составлять около 200 преступлений в год.

Таким образом получается, что криминогенность у этой части населения существенно ниже, чем у коренного?

Да, но вся эта аргументация к эмпирике не имеет никакого отношения, она чисто умозрительная. А люди обычно проглатывают такие утверждения, совершенно не думая. Важнее здесь то, что сама постановка проблемы почти ни у кого не вызывает отторжения. Якобы можно репрессировать определенную группу населения по одному только подозрению, что они "более криминогенны". Вряд ли здесь нужен комментарий.

В отношении турок, помимо того, что они мусульмане, носители чуждой культуры и проч., существуют подозрения, что они связаны с зарубежной разведкой.

Да, власть говорит и пишет о таких подозрениях. В апреле 2001 года в одной из краснодарских газет появилась статья за подписью пресс-службы УФСБ по Краснодарскому краю с рассуждениями о том, что общество "Ватан" связано с турецкой разведкой. Никаких доказательств, кроме того, что они турки, не приводится, но эта версия была подхвачена, материал перепечатал тогда ряд газет. Вслед за этим пошли домыслы о том, что турки не случайно поселились в определенных районах края, а потому что там проходит стратегический нефтепровод, ЛЭП, дорога на Новороссийск...

А Турция, какова ее реакция?

Турция ведет себя очень осмотрительно в отношении стран бывшего СССР. Кроме того, она не слишком поощряет иммиграцию. Общество "Ватан", со своей стороны, выступает за возвращение турок-месхетинцев в Грузию, откуда они были высланы в 1944 году. И это дает основания властям утверждать, что турки - временное население, и надо их с Кубани спровадить. Но есть очень большие сомнения и возражения против такой позиции. Во-первых, кто бы что ни говорил, переселяться в Грузию турки не обязаны. Во-вторых, все ли они хотят в Грузию, не известно. В-третьих, возможность переселения чисто абстрактная, и когда появится реальная возможность, тоже неведомо. Вступая в Совет Европы в 1999 году, Грузия взяла на себя политические обязательства принять закон о репатриации и репатриировать турок-месхетинцев в течение 12 лет. Закон о репатриации готовится, но, скорее всего, он будет таким, что им мало кто сможет воспользоваться. Кроме того, Грузия просто реально не готова к тому, чтобы принимать большое число людей. Турки в основном крестьяне, привыкли работать на земле, а свободной земли, пригодной для обработки, в Грузии нет. Работать тоже негде. В больших городах своих безработных достаточно. Российский МИД, конечно, не раз ставил перед Грузией вопрос о том, чтобы ускорить процесс репатриации, но все понимают, это маловероятно.

Значит изложенные в постановлении требования относительно Грузии являются по сути чисто риторическими?

Да, но все остальное, что не касается Грузии, вполне осуществимо. Главное же, что это сигнал для краснодарских властей и властей других регионов о том, как государство представляет себе миграционную политику.

Активная пропаганда в последнее время специфического кубанского опыта решения проблем миграции наводит на мысль, что Краснодарский край предлагает себя (или даже уже принят?) в качестве некоторой экспериментальной площадки или модельного региона для разработки новой миграционной политики.

Да, это так. В одной из заметок в последнем номере Российского регионального бюллетеня (№ 12-13) цитируются некоторые краснодарские газеты, которые опубликовали высказывания министра по национальной политике Владимира Зорина. Он говорил, что Краснодарский край - это своего рода пилотный регион, где будет изучаться опыт применения закона о гражданстве, чтобы решить, что из этого можно будет распространить на всю остальную Россию. Замглавы администрации президента Сурков в конце мая также заявлял, что разногласий между администацией президента и администрацией Краснодарского края нет.

В контексте разработки нового миграционного законодательства и Концепции миграционной политики все это выглядит тревожно.

Да, действительно, это выглядит тревожно, но ничего нового в этом я не нахожу. Краснодарские власти давно уже продавливают свои взгляды на федеральном уровне - по меньшей мере, с середины 90-х годов. И тогда еще у них было полное взаимопонимание с московскими чиновниками. Начальники везде мыслят примерно одинаково. Советская административная система вообще отторгает идею права на свободу передвижения. Ее идеал - это полностью подконтрольное управляемое население, и все, что этому противоречит, воспринимается как угроза. Поэтому мигрант везде нежелательный человек. Сейчас, при Путине, когда началась борьба с так называемой нелегальной иммиграцией и реформирование миграционной политики, страна закрывается, и ее зачищают от тех, кого объявили "нелегальными иммигрантами". Наступление идет на принцип свободы передвижения и выбора места жительства. В этом постановлении Совета Федерации очень четко сказано, что не только иностранцев и лиц без гражданства, но и прочих граждан можно "временно отселять". Интересно, что ни в одном российском кодексе нет и быть не может такой санкции как временное отселение или переселение внутри территории страны. Хотя время от времени предпринимаются подобные попытки, например, выдворение цыган из разных городов и высылка их по месту постоянной регистрации, или случай 95-го года, когда из поселка Терского Буденновского района выселяли чеченцев в Чечню. Все это совершенно незаконно, потому что вообще-то граждан можно принудительно перемещать внутри страны к месту их жительства только в условиях чрезвычайного положения. То есть, по сути дела, авторы постановления предлагают введение чрезвычайных мер в мирное время.

Каков Ваш прогноз развития ситуации на Кубани и в области миграционной политики в стране вообще?

Скорее всего, в будущей Концепции по форме не будет расхождений с Конституцией, но, по сути, свобода передвижения в стране будет отрицаться. Паспортную систему никто, конечно, реформировать не собирается, напротив, ее собираются дополнить Регистром населения, который сейчас готовится. Это огромная база данных, куда будут сведены данные по всем учетам - паспортному, военному, собесовскому, медицинскому и прочим. В этом ничего нет незаконного, если четко определено, кто имеет к этой базе доступ, и как защищена эта информация. Если же это не будет сделано и каждый чиновник получит доступ к этой базе, возможны очень неприятные явления. Что касается Краснодарского края, то там возможны два варианта развития событий. Первый - ничего особенного не произойдет, больших депортаций никто устраивать не будет, потому что некуда, некому, не на что, да и чревато скандалом. Пошумят, и все вернется на круги своя: мигрантов опять будут душить экономически, унижать милицейскими проверками и казачьими "наездами". Сейчас ведь для тех же турок главное не в том, что угрожают выселить. Главное в том, что их просто вымаривают голодом. Не дают нигде работать, не дают торговать на рынке, налагают огромные штрафы буквально за все, арестовывают имущество, выгоняют детей из школы. Потом, может быть, выйдет некоторое послабление, потом опять начнут сильнее давить - так может продолжаться лет тридцать. Вариант второй - перегнут палку. Произойдет какое-то столкновение, турки придут на помощь своим соплеменникам, казаки подтянут своих, начнется побоище как в Фергане. Тогда турок соберут и вывезут куда-нибудь подальше или, может быть, Турция примет их к себе как беженцев.

Если резюмировать наш разговор, можно сказать, что суть проблемы состоит в том, что и краснодарские и вышестоящие власти находятся в плену своего стереотипного бюрократического мышления, абсолютно не воспринимают современные подходы к проблемам миграции и пытаются действовать самыми примитивными запретительными методами, фактически не решая проблему, а пытаясь ликвидировать лишь те ее проявления, которые бросаются им в глаза.

Да, так и есть. У этих людей советские представления и советские горизонты. Во-первых, они исходят из того, что, население должно быть подконтрольным и управляемым. Отсюда - удивительная живучесть паспортной системы. Во-вторых, по их взглядам, население - это сумма так называемых "этносов", а этническая принадлежность человека - это социально значимый параметр. Считается, что государство должно вести "национальную политику", то есть манипулировать "этносами". Об этом легко говорить, но это невозможно осуществлять практически; так называемый "этнос" есть нечто абстрактное. Можно лишь мешать жить тем людям, которых причисляют к нежелательным "этносам", или к тем, кто создает "этносоциальный перекос". Иными словами, можно дискриминировать нежелательные для власти группы или поощрять дискриминацию. В-третьих, как относились к праву лицемерно и с пренебрежением - так и продолжают. Нравится закон - исполняем, не нравится - не исполняем. Почему не исполняем - придумаем сотню демагогических оправданий. Вот такое сочетание и приводит к тому, что мы видим в Краснодаре. В Краснодарском крае просто чиновники попроще, что на уме, то и на языке. Край как бы бежит впереди всей страны. Страна уверенно догоняет. Что вчера говорили в Краснодаре - сегодня говорят в Москве. Постановление Совета Федерации очень хорошо это иллюстрирует.

Опубликовано на сайте ИА "Волгаинформ" 29 июля 2002 года, адрес: http://www.volgainform.ru/allnews/44670/

Ссылки по теме:
Москва. Постановление Совета Федерации РФ № 337-СФ "О ситуации в Краснодарском крае, складывающейся в сфере миграции и межнациональных отношений"
14:03 29.07.2002 Общество.Ру

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most