Rambler's Top100

№ 65 - 66
29 апреля - 19 мая 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Профессия: исследователь

Международный семинар.
Фронтьерские миграции: Белоруссия, Молдавия, Россия, Украина, Эстония.
Киев, 18-20 апреля 2002 года

Международный семинар был организован Центром изучения проблем вынужденной миграции в СНГ и Национальным Институтом проблем международной безопасности при Совете Национальной безопасности и обороны Украины в рамках проекта Независимого исследовательского Совета по миграции стран СНГ и Балтии: "Фронтьерские миграции в странах СНГ и Балтии". Результаты исследовательского проекта были представлены и обсуждены на семинаре, а также опубликованы в сборнике научных трудов "Миграция и пограничный режим: Беларусь, Молдова, Россия и Украина", который был роздан участникам до начала работы семинара. В семинаре приняли участие 34 человека.

С приветствиями к участникам семинара выступили Заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, директор Национального института проблем международной безопасности, академик НАН Украины С.И. Пирожков, первый заместитель председателя Государственного комитета по охране государственной границы Украины генерал-полковник П.А. Шишолин, заместитель председателя Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции Ю.Н. Сухов, председатель Независимого исследовательского совета по миграции стран СНГ и Балтии Ж.А. Зайончковская, руководитель Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН А.Г. Вишневский.

При открытии семинара С.И. Пирожков подчеркнул его целевое тематическое назначение - обсуждение проблем пересечения границ населением приграничных районов. Получение широкого набора социально-демографических характеристик пересекающих границу, их мнений и ориентаций возможно лишь путем проведения социологических опросов в момент пересечения границы. Однако чтобы получить более полную информацию необходимо использование не только сведений, полученных на различных участках границы, но и данных о трудовой и коммерческой миграции в целом по странам и отдельным их крупным территориальным образованиям.

А.Г. Вишневский сконцентрировал внимание участников семинара на таких остро дискуссионных вопросах как возрастание миграционной подвижности населения, влияние ужесточения режима границ на замещение легальной миграции нелегальной, отсутствие четкой определенности границы между нелегальной и легальной миграцией, возможности восстановление прежнего статуса границ как средства борьбы с нелегальной миграцией.

П.А. Шишолин глубоко и детально проанализировал вопросы пограничного режима на Украине. Адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского Союза сама по себе позволяет в основном придать внешней миграции населения страны цивилизованные черты. Высказанные П.А. Шишолиным идеи и предложения получили свою конкретизацию в докладе В.В. Чумака (Государственный комитет по охране государственной границы Украины).

Выявленные взаимосвязи приграничного режима и миграционной подвижности населения Украины в целом и приграничных районов в частности были положены в основу доклада С.И.Пирожкова. После ожидаемого расширения Европейский Союз будет граничить с Украиной, следствием чего станет ужесточение режима пересечения западной границы Украины, а это отразится и на режиме пересечения границы со странами нового зарубежья.

Были названы возможные угрозы национальной безопасности Украины в результате нерегулируемого пограничного режима в политической (перманентная незавершенность договорно-правового оформления государственной границы Украины, наличие сепаратистских тенденций в отдельных приграничных районах, отсутствие эффективных механизмов обеспечения законности, правопорядка, борьбы с преступностью и терроризмом и т. п.), экономической (нерешенность проблем ресурсной, финансовой и технологической зависимости экономики Украины от соседних государств, разворовывание национального богатства на государственной границе Украины и в исключительной (морской) экономической зоне, неконтролированный вывоз капитала и т.п.), военной, правоохранительной и экологической сферах.

Ж.А. Зайончковская в своем докладе рассмотрела интегрирующую роль границы в западной части СНГ. Различия социально-экономических потенциалов на разных участках границы являются очень большими; не использовать выгоды из разницы социально-экономических потенциалов было бы крайне нерационально. Очень протяженные сухопутные границы России не позволяют, с экономической точки зрения, да и в этом нет потребности, вернуться к пограничному режиму двадцатилетней давности. Уменьшение негативных последствий нелегальной миграции для России связывается не только и не столько с жесткими ограничениями, сколько с приданием ей легального характера; демографический кризис в России требует для его преодоления притока населения молодых возрастных групп. Успешное освоение природных богатств России также требует дополнительных ресурсов труда, которые могут быть покрыты за счет миграционного притока населения.

Интерес участников семинара привлекли доклады В.А. Колосова и О.И. Вендиной (Институт географии РАН), Е.А. Малиновской и А.У. Хомры (украинский Национальный институт проблем международной безопасности), Л.П. Шахотько (НИИ статистики при Министерстве статистики Белоруссии), обобщающие результаты специально проведенных выборочных социологических обследований в российско-украинском, украинско-белорусском и белорусско-российском приграничье. Важные выводы теоретического и прикладного характера были получены В.Г. Мошнягой (Молдавский государственный университет) на базе материалов обследований по проекту "Трудовая и коммерческая миграция как средство адаптации к экономическому кризису в странах СНГ", и А.П. Катровским (Смоленский гуманитарный университет) на базе обследований по проекту "Территориальное сознание и территориальная интеграция".

Обследование фронтьерских миграций В.А. Колосовым и О.А. Вендиной проводилось по обе стороны российско-украинской границы. Характеристика миграций в приграничье в докладе была тесно увязана с описанием социально-экономической ситуации в Белгородской и Харьковской областях, в которых проводилось обследование. В частности, много внимания было уделено торговым взаимосвязям данных областей, влиянию разрыва сложившихся в пределах бывшего СССР кооперационных технологических связей; в анализе социальных характеристик предпочтение было отдано безработице. А.М. Кирюхин (Совет глав приграничных областей Белоруссии, Украины и Российской Федерации) сконцентрировал внимание участников семинара на направлениях совершенствования иммиграционного контроля в украинско-российском приграничье. Им приведены дополнительные доказательства целесообразности введения залога въезжающими в Украину, прежде всего из стран повышенного риска выхода нелегальных мигрантов, средства которого можно было бы использовать для оплаты проезда в места выхода в случае невыполнения целей, названных при въезде, попыток нелегального пересечения границы Украины и т.п.

Об обобщенных результатах социологического обследования осуществляющих безвизовые поездки жителей эстонско-российского приграничья рассказала в своем докладе Л. Саккеус (Эстонский университет). Очень малая квота на безвизовые поездки делает необходимым предоставление их преимущественно лицам старших возрастных групп с относительно небольшими доходами. И хотя долгосрочная виза доступна по цене для большинства населения, все же проблема пересечения эстонско-российской границы не снята с повестки дня. Из материалов обследования вытекает, что практически все составляющие условий жизни в Нарве оцениваются респондентами как лучшие и значительно лучшие чем в Ивангороде. Докладчиком был высказан ряд соображений о причинах, объясняющих, по ее мнению, неполучение эстонского гражданства русскоязычным населением Эстонии.

Материалы выборочного обследования лиц, пересекающих украинско-белорусскую границу, были положены в основу доклада Е.А. Малиновской. Особую ценность в нем представляет анализ целей совершаемых и предполагаемых в будущем выездов за рубеж. Углубленному познанию столь сложного процесса способствовала детальная характеристика социально-экономической и демографической ситуации в украинско-белорусском приграничье. А.У. Хомра проанализировал по материалам выборочного социологического обследования жителей украинско-белорусского приграничья установки на переселение внутри Украины, на переселение на постоянное место жительства за рубеж, на труд за рубежом. В докладе Т.Е. Русановой (украинский Национальный институт проблем международной безопасности) и А.У. Хомры говорилось о закономерностях, тенденциях динамики и территориальных различиях миграции населения украинско-белорусского приграничья, выявленных на базе данных текущего учета миграции населения в 1993-2000 годах. При этом использовались данные не только в разрезе областей, но и в разрезе городских поселений и сельских административных районов. Для более глубокого познания специфики миграции населения украинско-белорусского приграничья выделялись подрайоны по критерию удаленности от границы.

В докладе Л.П. Шахотько сделано интересное сравнение характеристик фронтъерских миграций со всеми соседями Белоруссии. Отдельные положения ее доклада свидетельствуют о неспешности в проведении рыночных преобразований в Белоруссии, о более жестком контроле за предпринимательской деятельностью по сравнению со всеми граничащими с Белоруссией странами. Проведение выборочного опроса по обе стороны российско-белорусской границы позволило А.П. Катровскому глубоко проанализировать оценки уровня жизни в приграничье, их ожидаемые изменения в перспективе, что необходимо для более глубокого понимания миграционных взаимосвязей между двумя странами.

Анализу методов определения объемов трудовой миграции из Молдавии в страны СНГ и полученных результатов был посвящен доклад В.Г. Мошняги. В нем была приведена детальная характеристика положения трудовых мигрантов из Молдавии в странах СНГ. Особый интерес у участников семинара вызвали выявленные В.Г. Мошнягой проблемы, связанные с пересечением государственной границы стран СНГ молдавскими трудовыми мигрантами, и конкретные предложения по их решению. Острую дискуссии вызвали процитированными им выдержки из статьи в газете "Независимая Молдова" с обвинениями пограничников Украины в поборах. Было высказано предположение, что на фоне не поддерживаемых Украиной пожеланий со стороны Молдавии допустить к участию в общем (совместном) контроле пунктов пропуска на молдавско-украинской границе представителей третьей, "нейтральной" страны, данная статья в газете могла быть и заказной. Вопросам транспарентности в деятельности пограничных и таможенных служб, поднятых В.Г. Мошнягой, специально много внимания уделил С.И. Пирожков при подведении итогов работы семинара.

Информационно емким был доклад А.В. Позняка и Э.М. Либановой (Совет по изучению производительных сил Украины НАН Украины). В основу доклада были положены данные обследования "Жизненные пути населения Украины", проведенного по дополнительной анкете (модулю) к анкете обследования населения по вопросам экономической активности в восьми приграничных областях Украины (Донецкой, Луганской, Львовской, Ивано-Франковской, Закарпатской, Черновицкой, Ровненской, Волынской). В нем приведены социально-демографические характеристики внешних трудовых мигрантов, а также показатели характера и условий их труда за рубежом, удовлетворенности выездами на работу за рубеж и т.п.. Высказанный докладчиками тезис о том, что в действительности масштабы вовлечения постоянных жителей Украины в трудовые поездки за рубеж могут оказаться на порядок выше, чем показали результаты обследования, не только породил сомнения в достоверности материалов данного обследования, но и вызвал дискуссию о методах определения объемов внешних трудовых мигрантов.

Социологические исследования миграции населения в отличие от исследований электората, политических ориентаций и т.п. ощущают на себе значительное меньшее давление. Уже в силу этого они являются более достоверными. Выполняя исследования по согласованным и близким программам в разных приграничных регионах, исполнители стремятся априори более строго подойти к интерпретации результатов. Научной достоверности существенно способствует координирующая роль независимого от местных властных структур Совета. Относительно слабая изученность вопросов пограничного режима в приграничье стран СНГ и миграции населения в их взаимосвязи не могла не способствовать привлечению в дискуссии в качестве доказательств тех или иных положений собственного опыта, опыта близких и знакомых, политических стереотипов, ориентаций, убеждений и даже пристрастий. При всей их ценности, прежде всего эвристической, чрезмерное оперировании такого рода аргументами ведет к формировании облегченного подхода к познанию сущности пограничного режима и миграции населения в приграничье стран СНГ и соответственно к разработке мероприятий по их решению. Опора на материалы проведенных выборочных социологических обследований, опросов экспертов, на первичные данные государственной статистики не могла не задать высокого научного уровня докладов и дискуссии по выдвигаемым в них положениях.

Подготовил А.У. ХОМРА

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most