Rambler's Top100

№ 47 - 48
17 - 30 декабря 2001

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Социально-демографическая политика в документах и комментариях

Год юбилеев

Демографическая политика и демографический политес

Что предшествовало появлению концепции демографического развития

Рубрику ведет кандидат экономических наук
Руководитель Центра по изучению проблем
народонаселения экономического факультета МГУ
Валерий ЕЛИЗАРОВ

Демографическая политика и демографический политес

На финише года остается напомнить, что 24 сентября 2001 Распоряжением Правительства РФ (№1270-р) одобрена Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. - документ, в котором прописаны цели, принципы и приоритеты демографической политики.

Вообще-то, если точно цитировать - развития. Ибо слова политика в тексте Концепции нет. (Полный текст Концепции см. в ДЕМОСКОП, в разделе Читальный зал). Почему? Можем поразмышлять вместе с читателями и почитателями ДЕМОСКОПА.

Политика и развитие - не одно и тоже. Демографическая политика - целенаправленная деятельность государства в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Демографическое развитие - процесс количественных и качественных изменений, включающий воспроизводство (количественное возобновление поколений) и переход населения из одного качественного состояния к другому (смену типов).

Первоначально речь шла о Концепции демографической политики. Документ именно с таким названием был подготовлен Минтрудом РФ в середине февраля 2001 г., обсужден на заседании Правительства РФ и одобрен (были высказаны замечания и рекомендации по доработке, определен срок представления доработанного документа). Кстати, к Концепции прилагался достаточно подробный План первоочередных мероприятий на 2001-2003 гг. по ее реализации.

Ожидалось, что доработанный вариант будет одобрен и утвержден на высшем уровне (Указом Президента РФ). Тем более, что прецедент был. В 1996 г. Указом тогдашнего Президента РФ Ельцина Б.Н. были утверждены "Основные направления государственной семейной политики". Да и новый Президент в своем первом послании подчеркнул свою озабоченность сокращением населения и дряхлением нации. Казалось бы - демографической политике - зеленый свет. Однако за лето и название изменили и уровень одобрения понизили.

Что касается уровня подписания (т.е. одобрения, утверждения), то тут все вроде бы логично. Политика, точнее политес - как восток - дело тонкое. Не царское дело Концепции (система взглядов и принципов) подписывать - вот "Основные направления…" - другое дело, документ, по идее, более конкретный, структурированный, реалистичный. Вот будет сделан следующий шаг - основные направления, планы конкретных мероприятий - тогда можно и высочайшего одобрения испрашивать.

А что касается нового названия документа… Наверно в коридорах власти слово политика показалось более жестким, более ответственным, чем развитие. За развитие и отчитаться легче - что ни будет, то развитием назвать можно, а вот достижение (или не достижение) конкретных целей - за это и спросить могут.

Но не в названии дело. Вернемся к сути. Тот кто не поленится сравнить проект Концепции демографической политики и одобренную Концепцию демографического развития и десятка существенных отличий не найдет. Из проекта убран раздел "Угрозы национальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией в РФ". Нет словаря терминов и понятий. Нет приложения - Плана первоочередных мероприятий на 2001-2003 годы по реализации Концепции. Раздел "Механизмы и этапы реализации Концепции" с 3-х страниц похудел до 10 строк - этапы реализации исчезли. Остальное, по мелочи, редакционные уточнения. Текст стал короче, точнее, отчего только выиграл. Все основное - не изменилось. Сохранились разделы - почти один-в-один:

  • описание современной демографической ситуации,
  • цели и задачи,
  • приоритеты (в трех выделенных областях - здоровье и продолжительность жизни, стимулирование рождаемости и укрепление семьи, миграция и расселение),
  • информационное обеспечение,
  • механизмы реализации.

И везде демографическая политика заменена на демографическое развитие. Ощущение, что просто в автоматическом режиме использовали функцию "замена".

Откроем текст. Органам власти предписано "…при планировании и осуществлении мероприятий в области управления демографическими процессами руководствоваться положениями Концепции…" (п.2 Распоряжения). Далее. В преамбуле читаем, что Концепция "…представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов". Итак, управление, регулирование - т.е. политика (ибо политика и есть искусство управления).

Поэтому, поздравим себя с тем, что концепция демографической политики у России все-таки появилась. Более удачная, или менее удачная - но она есть. Тех, кто считает ее шагом вперед, скорее всего меньшинство. Одни недовольны тем, что их точку зрения власть не услышала, другие - что нет слов "вымирание, катастрофа" (есть - депопуляция), концепцию выхолостили, убрав из нее угрозы национальной безопасности (есть - национальные интересы) и прочие демографические "страшилки". Третьи - считают дикостью разговор о стимулировании рождаемости. Четвертые - просто полагают неприличным чистой науке общаться с нечистой властью.

Мол, наше дело - информация к размышлению, их дело размышлять и принимать решения, за которые мы (наука) их (власть) будем критиковать.

Во многом Концепция - отражение положения в нашей науке: споры, разногласия, нежелание представителей одной парадигмы вести конструктивный диалог с представителями другой - имеют результатом несовершенство правительственных концепций и политик.

Нередко приходится слышать от чиновников - вы, ученые, между собой разберитесь, как оценивать сегодняшнее положение, что нас ждет в будущем, нужна или нет демографическая политика, и может ли она дать какой-либо результат, или это деньги, на ветер выброшенные. Нас призывают показать практическую полезность демографических знаний. Перейти от разговора о трендах, и типах, ценностях и нормах к рекомендациям: что делать, когда делать, кому делать, и сколько это будет стоить.

Дальнейшие дискуссии имеет смысл вести на следующих этапах работы - при подготовке рекомендаций и обсуждении конкретных направлений реализации Концепции и предлагаемых мер (затраты, сроки, исполнители), и конечно при обосновании эффективности политики (цена последствий - цена политики).

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most